Interested Article - Леоне, Серджо

Се́рджо Лео́не ( итал. Sergio Leone ; 3 января 1929 , Рим , Италия 30 апреля 1989 , Рим ) — итальянский кинорежиссёр , сценарист , продюсер . Известен как один из основателей жанра спагетти-вестерн , также широко известен как один из самых влиятельных режиссеров в истории кинематографа.

Биография

Серджо Леоне родился в кинематографической семье. Его отец Винченцо Леоне был режиссёром (снимал фильмы под псевдонимом Роберто Роберти), мать Биче Валериан — актриса немого кино. В школьные годы одноклассником Леоне был Э́ннио Моррико́не, впоследствии выступавший композитором в его фильмах . После того как Серджо побывал на съемочной площадке своего отца он начал свою карьеру режиссера и в возрасте 18 лет бросил изучение права в университете.

Работая в Италии он начинал как ассистент у Витторио Де Сика в то время, как тот работал над Похитителями Велосипедов в 1948. Леоне начал писать сценарии в начале 50-х, в основном для популярных в то время пеплумов . Он также работал помощником режиссера в нескольких крупных международных постановках, снятых в Cinecittà в Риме, особенно Бен-Гур (1959) был финансово поддержан американскими студиями.

«Колосс Родосский»

Первые работы Леоне в кино связаны с жанром пеплума . Леоне начал карьеру в кино как помощник режиссёра, в этом качестве он участвовал в таких крупнобюджетных пеплумах, как « Камо грядеши » (1951) и « Бен-Гур » (1959). В 1958 году он попробовал себя как сценарист и в дальнейшем выступал сценаристом всех своих режиссёрских работ.

В 1959 году Марио Боннар , снимавший фильм « Последние дни Помпеи », заболел, и доснимать фильм предложили Леоне, который был помощником режиссёра. Однако в титрах «Последних дней…» Леоне не был указан, и его настоящим дебютом как режиссёра можно назвать фильм 1961 года « Колосс Родосский ». Фильм был снят полностью на французском языке, тем не менее все авторы сценария были из Италии, а режиссёр вовсе почти не знал французского и пользовался переводчиками. На этом настояли основные инвесторы фильма.

Долларовая трилогия

«За пригоршню долларов»

В начале 1960-х годов Леоне переключил внимание с исторического жанра на вестерны. Сюжет его первого вестерна « За пригоршню долларов » (1964) был основан на сюжете фильма японского режиссёра Акиры Куросавы « Телохранитель ». Леоне перенёс действие из Японии на Дикий Запад , а главного героя сделал из самурая (в фильме Куросавы его играл Тосиро Мифунэ ) вольным стрелком. На роль главного героя приглашались Чарльз Бронсон и Генри Фонда , ранее снимавшиеся в вестернах, но они оба отказались. В итоге главную роль сыграл малоизвестный тогда американский актёр Клинт Иствуд . Фильм, снятый в Испании, с итальянскими актёрами, с музыкой Эннио Морриконе положил начало спагетти-вестернам . Фильм также и открыл эпоху популярности «спагетти-вестернов» и определил многие их характерные черты. В частности, эти фильмы представляют собой скорее кинематографические притчи, нежели реалистические произведения. Подчёркнутая фантастическая меткость персонажей, перенос акцента с сюжетной логики на эффектный зрительный ряд, эпическая цельность характеров и другие моменты позволяют чётко отличить их от вестернов американского производства, которые воспринимались аудиторией как претендующие на реалистичность, в то время как у вестернов Серджо Леоне такой претензии нет.

Будучи достаточно точным сюжетным ремейком «Телохранителя» Куросавы, фильм в то же время никак не ссылался на первоисточник. Это вызвало судебный иск со стороны Куросавы о защите авторских прав. В письме Леоне японский режиссёр написал: «Это очень хороший фильм, но это мой фильм». Судебное разбирательство создатели фильма проиграли и были вынуждены выплатить компенсацию в размере 100 тысяч долларов и 15 % от всех кассовых сборов фильма, а также уступить права на прокат фильма в Японии, Южной Корее и на Тайване.

Скоро последовали два продолжения фильма — « На несколько долларов больше » и « Хороший, плохой, злой ». В них, помимо Иствуда, сыграл другой американский актёр — Ли Ван Клиф . Все три фильма, объединённые одним главным героем, «Человеком без имени», получили название « Долларовая трилогия ».

«На несколько долларов больше»

Следующий фильм трилогии — «На несколько долларов больше» — вышел в том же году, что и « За пригоршню долларов ». В центре фильма — два «охотника за головами» разыскивающих на Диком Западе бандитов, отставной полковник армии конфедератов, Дуглас Мортимер (его играет Ли Ван Клиф), и мастерски орудующий револьвером одной рукой блондин по прозвищу Однорукий (Manco; его играет Клинт Иствуд). Их пути пересекаются во время охоты за Индейцем — бежавшим из тюрьмы главарём банды, который осуществляет ограбление банка в Эль-Пасо. Этому персонажу свойственны пристрастие к марихуане, немотированные приступы хохота и безумный взгляд, сопровождающий воспоминания о некогда учинённой им зверской расправе над семейной парой. Пропущенный через фильм музыкальный мотив звона карманных часов намекает на то, что та девушка, память об изнасиловании и самоубийстве которой жжёт душу Индейца, приходилась полковнику сестрой. В конце фильма «охотники за головами» достигают своей цели — Индеец убит, Однорукий получает обещанную награду, а полковник Мортимер — удовлетворение от мести за честь и жизнь сестры.

Съёмки проходили в окрестностях Альмерии , где сохранились декорации, построенные для съёмок. Интерьерные сцены были сняты в Риме на студии « Чинечитта ». После выхода фильма на экраны продюсер «За пригоршню долларов» подал на его создателей в суд, требуя компенсации за использование фигуры героя Клинта Иствуда из первой ленты «долларовой трилогии». Суд посчитал, что тождество героев Иствуда в этих фильмах нельзя считать установленным и отказал в иске . Между тем герой Иствуда в «На несколько долларов больше» носит то же самое пончо , что и Джо в предыдущей ленте Леоне (видны даже залатанные дырки от пуль). Одного из второстепенных персонажей (горбун из банды Индейца) сыграл знаменитый немецкий актёр Клаус Кински .

«Хороший, плохой, злой»

Последний фильм «долларовой трилогии» был снят в 1966 году и был назван «Хороший, плохой, злой». После выхода на экраны в 1966 году фильм был воспринят неоднозначно в связи с обилием эпизодов пыток и насилия, а также циничностью и аморальностью главных действующих лиц.

Фильм получил существенно больший бюджет, чем первые два фильма «долларовой» трилогии. Только Клинт Иствуд за участие в съёмках получил 250 тысяч долларов (не считая процента от сборов) — сделка, на которую Леоне пошёл крайне неохотно. Съёмки велись в пустыне Табернас ( Испания ).

Режиссёр вспоминает, что ставил перед собой задачу показать абсолютную абсурдность войны и принципиальное отсутствие в ней «благих побуждений». В одном из интервью он признался, что все три главных героя воплощают разные стороны его личности. Роль Туко первоначально предполагалось отдать Джану Марии Волонте , однако Леоне счёл природный комизм Уоллаха более подходящим для этой роли. Они много импровизировали на съёмочной площадке и стали друзьями.

В «Хорошем, плохом, злом» художественные приёмы раннего Леоне — как, например, крупные планы лиц героев и продолжительные ретардации — достигли нового уровня. Характерно то, что за первые десять минут фильма не произносится ни одного слова. С целью сокращения хронометража ряд снятых сцен был исключен из окончательной версии; их можно увидеть на DVD 2004 года.

«Однажды на Диком Западе»

Следующий спагетти-вестерн « Однажды на Диком Западе » (1968), был снят при участии американской компании « Paramount Pictures ». В нём снимались актёры Чарльз Бронсон и Генри Фонда , а главную женскую роль сыграла Клаудиа Кардинале . В написании сценария участвовали Дарио Ардженто и Бернардо Бертолуччи .

«За пригоршню динамита»

В 1971 году режиссёр снял фильм « За пригоршню динамита ». В драме, действие которой происходит во время Мексиканской революции , снимались Джеймс Коберн в роли ирландского революционера и Род Стайгер в роли мексиканского бандита.

После этого фильма Леоне занялся продюсированием фильмов, иногда выступая в них режиссёром отдельных сцен, как в пародийных вестернах « Меня зовут Никто » и « » с Теренсом Хиллом в главной роли.

«Однажды в Америке»

Следующий фильм Леоне-режиссёра вышел только в 1984 году. Им стала сага « Однажды в Америке », рассказывающая о том, как еврейская компания нью-йоркских мальчишек (главарей сыграли Роберт Де Ниро и Джеймс Вудс ) превратилась в серьёзную гангстерскую группировку.

Фильм был доснят в 1984 году и частично был основан на автобиографическом произведении Гарри Грея . Фильм в форме комбинирования сцен из различных временных отрезков (ретроспектива, флэшбек ) рассказывает историю нескольких друзей-гангстеров, встретившихся в начале двадцатого века в еврейском квартале Нью-Йорка и разбогатевших во времена «сухого закона» в США в 1930-х. Фильм построен как переплетение трёх временных ( 1920-е , 1930-е и 1960-е годы ) и двух смысловых сюжетных линий.

Последняя режиссёрская работа Леоне получила 11 наград и 5 номинаций.

Первоначально Леоне вдохновила автобиографическая новелла «The Hoods» (The Hoods = The Neighbourhoods = «трущобы» или «соседские предместья», однако на русском языке известна под названием «Гангстеры») Гарри Грея (на добывание авторских прав на неё у режиссёра ушли годы), но затем, по мере роста масштабности замысла, он привлёк в ряды сценаристов Нормана Мэйлера и Стюарта Камински. В результате в ходе работы над фильмом 10-часовой отснятый материал был урезан до 6 часов. Поначалу Серджо хотел выпустить свою картину в виде двух трёхчасовых серий, но киностудия не оценила этой идеи. До нынешнего объёма фильм сократил новый монтажёр, Зак Стэнберг, специально приглашённый для этой цели в съёмочную группу.

Фильм о блокаде Ленинграда

Последние 15 лет жизни Леоне планировал снять масштабный фильм о блокаде Ленинграда во время Второй мировой войны .

Рабочее название картины было «900 дней». Леоне остановился на следующем сюжете: американский военный фотограф, которого играет Роберт Де Ниро, оказывается во время Второй мировой войны в Ленинграде, осаждённом немецкими войсками, и вынужден провести в городе все годы блокады . Во второй половине 1980-х проект уже возможно было реализовать таким, каким его видел режиссёр. Леоне собирался провести съёмки в Советском Союзе, однако планам не было суждено сбыться . В марте 1989 года он приезжал в СССР для переговоров по проекту будущей картины.

Смерть

30 апреля 1989 г. в Риме Серджо Леоне умер от инфаркта миокарда . Похоронен на кладбище Пратика-ди-Маре ( фракция коммуны Помеция ).

Семья

Жена, с 1960 г. — Карла Леоне. От этого брака у супругов было трое детей: дочери Франческа и Рафаэлла, сын Андреа.

Влияние

Кинематограф Серджо Леоне оказал значительное влияние на работы многих режиссёров из разных стран. Как заметил критик, «его стилистические особенности сейчас твёрдо закреплены в словаре кинематографических клише» ( his stylistic traits are now firmly entrenched in the lexicon of cinematic clichés ) . Дарио Ардженто , работавший с Леоне на фильме «Однажды на Диком Западе», говорил: «Серджо Леоне научил меня видеть важность конкретных, простых вещей» . Леоне является одним из любимых режиссёров Джона Ву . Квентин Тарантино после выхода « Убить Билла » признавался: «Мне всегда хотелось буквально процитировать Серджо Леоне ещё прежде, чем я вообще начал что-то ставить. И мои мексиканские заморочки всегда были осовремененными, но неприкрытыми версиями из фильмов Леоне. А теперь цитирую его, так сказать, по-японски» . Роберт Родригес назвал один из своих фильмов « Однажды в Мексике » — очевидная аллюзия на названия фильмов итальянского режиссёра .

Фильмография

Режиссёр

Сорежиссёр

  • 1954 — / Hanno rubato un tram (в титрах не указан)
  • 1959 — Последние дни Помпеи / Gli ultimi giorni di Pompei (в титрах не указан)
  • 1962 — / Il cambio della guardia
  • 1975 — / Un genio, due compari, un pollo

Сценарист

Продюсер

  • 1973 — Меня зовут Никто / Il mio nome è Nessuno
  • 1975 — / Un genio, due compari, un pollo
  • 1978 — / Il gatto
  • 1979 — / Il giocattolo
  • 1980 — / Un sacco bello
  • 1981 — / Bianco, rosso e Verdone
  • 1986 — / Troppo forte

Награды

  • 1972 — премия « Давид ди Донателло » как лучшему режиссёру («За пригоршню динамита»)
  • 1985 — премия Итальянского национального синдиката киножурналистов как лучшему режиссёру («Однажды в Америке»)
  • 1985 — премия Kinema Junpo Awards за лучший фильм на иностранном языке («Однажды в Америке»)

Примечания

  1. Sergio Leone // — 2005.
  2. Sergio Leone // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. (итал.) . www.rai.it . Дата обращения: 23 февраля 2021. 28 декабря 2017 года.
  4. Zack Sharf, Zack Sharf. (англ.) . IndieWire (3 июня 2019). Дата обращения: 23 февраля 2021. 17 марта 2021 года.
  5. . Дата обращения: 8 октября 2009. 12 января 2009 года.
  6. Christopher Frayling. Sergio Leone: Something To Do With Death. Faber & Faber, 2000. ISBN 0-571-16438-2 .
  7. Кристиан Бловель Би-би-си. . BBC Русская служба. Дата обращения: 15 октября 2017. 7 октября 2017 года.
  8. от 18 мая 2011 на Wayback Machine (Дата обращения: 11 июня 2012)
  9. от 14 января 2015 на Wayback Machine (Дата обращения: 11 июня 2012)
  10. [ . Дата обращения: 6 января 2011. 25 декабря 2010 года. Серджо Леоне на сайте «Senses of Cinema» (англ.) ]
  11. . Дата обращения: 6 октября 2008. Архивировано из 3 октября 2008 года.
  12. . Дата обращения: 6 октября 2008. Архивировано из 25 февраля 2008 года.
  13. . Дата обращения: 6 октября 2008. Архивировано из 1 июля 2008 года.
  14. . Дата обращения: 6 октября 2008. Архивировано из 14 марта 2008 года.

Ссылки

  • (англ.)
Источник —

Same as Леоне, Серджо