Год дракона (фильм, 1985)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Де́вушка с татуиро́вкой драко́на» ( англ. The Girl with the Dragon Tattoo ) — детективный триллер 2011 года режиссёра Дэвида Финчера , экранизация одноимённого романа Стига Ларссона из трилогии «Миллениум» . Главные роли исполнили Дэниел Крэйг и Руни Мара . Фильм удостоен премии « Оскар » за лучший монтаж .
Микаэля Блумквиста ( Дэниел Крэйг ), совладельца журнала «Миллениум», суд признал виновным в клевете на бизнесмена Веннерстрёма. Блумквист приговорён к выплате денежной компенсации, лишающей его почти всех сбережений. Девушка-хакер Лисбет Саландер ( Руни Мара ) составляет для Хенрика Вангера ( Кристофер Пламмер ), крупного промышленника и бизнесмена, в настоящее время отошедшего от дел, подробное досье на Блумквиста, которого Вангер планирует взять на работу. Заключение Лисбет: Блумквист «чист и честен».
Адвокат Хенрика Вангера, Дирк Фруде, приглашает Блумквиста в фамильное имение в Хедестаде. Хенрик Вангер поручает Блумквисту раскрыть тайну исчезновения его племянницы Харриет Вангер, которая исчезла на острове 40 лет назад. Старик предоставляет все материалы, которые у него имеются, включая подробные полицейские отчёты. Хенрик уверен, что Харриет убил один из членов клана Вангеров: кто-то посылает Хенрику прессованные цветы , подобные тем, что Харриет дарила ему на дни рождения. Он подозревает, что их посылает её убийца. Хенрик обещает Блумквисту высокий гонорар и возможность реабилитироваться по делу Веннерстрёма за счёт имеющегося на того компромата. Блумквист живёт в коттедже на территории острова. Он составляет генеалогическое древо клана Вангер. Сесилия Вангер, кузина Харриет, подсказывает Блумквисту, что её сестра, Анита, была близка с Харриет больше, чем остальные. Блумквист отправляется к Аните ( Джоэли Ричардсон ) в Лондон, но та отказывается помогать: она сбежала из семьи, когда ей было восемнадцать лет, и ничего не хочет знать о своих родных.
Блумквист находит записную книжку Харриет, в которой обнаруживает список женщин с пятизначными номерами напротив каждого имени. Отставной полицейский Густав Морелль, который в молодости вёл дело Харриет, предполагает, что это телефонные номера, однако связать с именами их не удалось. Приехавшая навестить Блумквиста его дочь Пернилла, увлекающаяся современными религиозными течениями, замечает, что цифры соответствуют библейским стихам. Каждый стих исходит из книги Левит и описывает преступления на религиозной почве , совершавшиеся в Швеции на протяжении многих лет. Любовница Блумквиста, а по совместительству и владелец журнала «Миллениум», Эрика Бергер ( Робин Райт ), приезжает на остров. Она понимает, что из-за проигрыша дела Веннерстрёма журнал на грани банкротства, поэтому соглашается на предложение Хенрика и его племянника, действующего генерального директора концерна Вангер, Мартина Вангера ( Стеллан Скарсгард ), инвестировать в журнал. Вскоре после этого у Хенрика случается сердечный приступ, а семья Вангеров просит Блумквиста остановить расследование их семейных тайн.
Хотя Лисбет Саландер уже совершеннолетняя, у неё есть опекун, приставленный к ней в связи с диагностированным в детстве расстройством психики. Долгое время её опекуном был Хольгер Пальмгрен, но у того случается инсульт . Новый опекун, адвокат Нильс Бьюрман ( Йорик ван Вагенинген ), начинает контролировать финансы Саландер и пытается контролировать её жизнь. Когда Лисбет обращается к нему с целью получить деньги на новый компьютер, Бьюрман соглашается выдать их при условии, что она сделает ему минет . Несколько дней спустя Саландер просит ещё больше денег на продукты и встречается с Бьюрманом в его квартире, где подвергается жёсткому сексуализированному насилию со стороны своего опекуна. Однако через некоторое время она назначает с ним новую встречу у него же дома, обездвиживает его электрошокером, привязывает голого к кровати, вставляет в задний проход дилдо и сообщает, что последнее изнасилование она засняла на скрытую камеру. Она шантажирует Бьюрмана, что покажет видео, где он насилует её, всем СМИ, если он не вернёт ей контроль над своими финансами и не станет способствовать тому, чтобы её признали вменяемой и дееспособной. А чтобы он не забывал о происшедшем, она делает ему татуировку на животе со словами: «Я насильник и свинья».
Тем временем Фруде предлагает Блумквисту взять в напарники Саландер и показывает Блумквисту свой очень подробный отчёт. Микаэль приходит в квартиру к Саландер, чтобы предложить ей сотрудничать с ним в поисках убийцы Харриет. Саландер сопоставляет стихи с сериями убийств, произошедших с конца 1940-х до середины 1960-х годов. Тем временем Блумквист исследует фотографии, предоставленные Хенриком, на параде в Хёдестаде, на котором присутствовала Харриет в день исчезновения. На одном снимке заметно, что кто-то её напугал. Благодаря фотографиям молодожёнов, бывших на том же параде, Блумквист обнаруживает того, кто так напугал Харриет, — это неизвестный в синей школьной форме. Параллельно Лисбет обнаруживает, что у всех убитых женщин были библейские (еврейские) имена. Подозрение падает на членов семьи Вангеров, которые были нацистами. По ходу работы Лисбет соблазняет Блумквиста, и после его недолгого сопротивления они становятся любовниками.
Микаэль узнаёт у Харальда Вангера, брата Хенрика, бывшего нациста, что неизвестный на фото — Мартин Вангер, брат Харриет. Саландер обнаруживает в архивах Хёдестада, что Готфрид, покойный отец Харриет и Мартина, был в командировке в каждом городе, где совершались убийства. Однако последнее убийство произошло в 1967 году, спустя два года после смерти Готфрида, что говорит о том, что его совершил кто-то другой. Вскоре она обнаруживает, что последняя жертва училась в университете Упсалы, где учился сам Мартин. Найдя совместное фото Хенрика и Мартина в одном из городов, где было совершено убийство, Лисбет понимает, что сын пошёл по стопам отца.
Блумквист одержим идеей найти доказательства в доме Мартина, но Мартин обо всем догадывается и усыпляет зашедшего к нему Микаэля. Блумквист просыпается закованным в кандалы и подвешенным на канате. Мартин откровенно хвастается изнасилованиями, пытками и убийствами десятков женщин в течение нескольких лет, к чему его приучил отец, но отрицает убийство своей сестры. Мартин обещает убить Блумквиста и надевает ему на голову полиэтиленовый мешок. Но вовремя все понявшая Лисбет врывается в подвал и ударом клюшки для гольфа разбивает Мартину голову и сбивает его с ног. Пока Саландер освобождает Блумквиста, Мартин приходит в себя и пытается спастись бегством на машине. Лисбет хватает оставленный Мартином пистолет и бросается в погоню за ним на своём мотоцикле. Автомобиль Мартина на большой скорости попадает в аварию. Саландер приближается к месту аварии, но перевернувшаяся машина взрывается, и Мартин погибает в огне.
Микаэль предполагает, что Харриет может быть ещё жива. Блумквист и Саландер летят в Лондон, взламывают компьютер Аниты Вангер и прослушивают её телефон, надеясь, что она свяжется с Харриет после сообщения от Блумквиста о смерти Мартина. Когда Анита не делает попыток связаться с Харриет, Блумквист делает вывод, что Анита Вангер на самом деле Харриет, живущая под прикрытием сходства с Анитой, чтобы скрыться от Мартина. Блумквист рассказывает Аните/Харриет свои подозрения. Харриет признаётся, что её отец Готфрид регулярно насиловал её в течение многих лет, и она, в конце концов, убила его ударом весла по голове, а Мартин застал её на месте преступления. Мартин также неоднократно насиловал её, пока Хенрик не отправил его на учёбу в Упсалу. Когда Мартин вернулся в день парада, Харриет бежала из Швеции с помощью Аниты, испугавшись повторения насилия. С этого момента стало две Аниты Вангер, пока настоящая Анита и её муж не погибли в автокатастрофе, оставив это имя для Харриет. Харриет отправляла прессованные цветы Хенрику каждый год как подсказки, что она жива. Наконец, после смерти брата Харриет возвращается в Швецию и встречается с дядей Хенриком.
Как и было обещано, Хенрик даёт Блумквисту информацию о Веннерстрёме, но Блумквист взбешён, что информация является слишком старой, чтобы использовать её в суде, так как истёк срок исковой давности, да и обвинения не слишком серьёзные. Тогда Саландер взламывает компьютер Веннерстрёма. Она находит компромат, связанный с незаконной торговлей оружием и наркотиками. Новая статья Блумквиста возрождает «Миллениум» и уничтожает Веннерстрёма.
Саландер взламывает многочисленные банковские счета Веннерстрёма и с помощью хитроумной комбинации похищает у него многомиллионную сумму денег. Веннерстрёма в конечном итоге находят в Испании убитым при загадочных обстоятельствах. По возвращении в Стокгольм Саландер посещает своего старого опекуна, Палмгрена, который после инсульта потерял способность говорить и оказался прикованным к инвалидному креслу. Она говорит ему, что нашла друга, которого он бы одобрил, а сама она счастлива. Лисбет покупает Микаэлю дорогую кожаную куртку в качестве рождественского подарка. Она приезжает к нему, чтобы вручить подарок, но замечает, как счастливые Блумквист и Бергер прогуливаются вместе. Понимая, что всерьёз не нужна Блумквисту, Лисбет бросает куртку в ближайший мусорный контейнер и едет прочь по улицам Стокгольма.
Незадолго до создания этого фильма была снята шведская картина « Девушка с татуировкой дракона », премьера которой состоялась в 2009 году. В прокате США этот фильм был запущен 19 марта 2010 года .
Продюсер Скотт Рудин утвердил кандидатуру Финчера в качестве режиссёра новой экранизации в апреле 2010 года . Финчер сразу объявил, что лента попадёт в жёсткую прокатную категорию, так как ради привлечения более широкой аудитории он не намерен затушёвывать существенные для книги темы сексуального насилия , инцеста и пыток.
На роль Микаэля Блумквиста первоначально рассматривался Хью Грант . В июле эту роль получил Дэниел Крэйг (при условии, что он сыграет журналиста и в следующих двух фильмах) . В августе того же года Руни Мара получила роль Лисбет Саландер . На роль Саландер пробовались многие актрисы, некоторые из которых отказались от участия в фильме из-за длинных съёмок и недостаточно высокой заработной платы . Следуя плану, утверждённому самим Финчером, Руни Мара за один день сделала пирсинг во всех местах, где это было положено по сценарию (кроме носа и губ), хотя ранее не носила даже серьги .
Съёмки фильма стартовали в сентябре 2010 года в Стокгольме . После трёх недель съёмок покинул пост оператора по личным причинам. Его заменил Джефф Кроненвет , который не раз работал с Финчером в прошлом . В декабре 2010 года съёмочная группа продолжила работу в Цюрихе . После Рождества съёмки проходили в студиях Лос-Анджелеса , потом весенние сцены были досняты в Швеции.
Резкая и подчас жутковатая музыка Резнора и Росса, способная неслабо беспокоить и щекотать нервы зрителей, использована Финчером для создания убедительной обстановки политической угрозы и нравственного отчаяния.
Саундтрек к фильму был написан Трентом Резнором и Аттикусом Россом , которые за музыку к предыдущей работе Финчера получили « Оскар ». В планы Резнора не входило использование в титрах знакомой мелодии; тем не менее Финчер предложил начать картину с кавер-версии классической Immigrant Song группы Led Zeppelin . Вокал на этом треке принадлежит . В финальных титрах звучит кавер-версия баллады Брайана Ферри Is Your Love Strong Enough , записанная коллективом Резнора и Росса How to Destroy Angels .
Неожиданный выбор мелодии Энии Orinoco Flow в качестве фона для одной из самых жутких сцен фильма обратил на себя внимание рецензентов; один из них назвал это решение режиссёра «близким к гениальности» . В общей сложности звуковая дорожка включает 39 композиций .
Вводные титры поданы на фоне полуабстрактного ролика, напоминающего заставки к фильмам о Джеймсе Бонде . В качестве музыкального фона использована современная кавер-версия Immigrant Song . Рецензентам эта вводная заставка напомнила музыкальные видеоклипы, которые Финчер снимал на заре своей карьеры для таких исполнителей, как Мадонна и Aerosmith . Режиссёр согласился, что существенная разница с видеоклипами отсутствует: «та же визуальная образность, нарезанная под стать музыке» . Столь энергичное и современное начало («кошмарное аморфное видение в жидком монохроме» ) оттеняет традиционность последующего фильма . По мнению Питера Трэверса ( Rolling Stone ), это лучшая часть ленты, которая обещает зрителю, пожалуй, слишком многое .
Мировая премьера фильма состоялась 21 декабря 2011 года , в России — 2 января 2012 . Фильм на североевропейскую тематику не смог увлечь американских кинозрителей и, несмотря на свой солидный бюджет, так и не приблизился к первой строчке чарта недельных кассовых сборов . В России фильм дебютировал сразу после Нового года и, отчасти вследствие позднего старта, среди новогодних релизов по сборам занял лишь девятое место .
На 69-й церемонии вручения премии « Золотой глобус » фильм был представлен в двух номинациях: « Лучшая женская роль — драма » (Руни Мара) и « Лучшая музыка » ( Трент Резнор и Аттикус Росс ) , но в обеих уступил Мерил Стрип и Людовику Бурсе соответственно . Кроме этого, картина выдвигалась в 5 номинациях на 84-й церемонии вручения премии « Оскар »: лучшая женская роль (Руни Мара), лучшая операторская работа (Джефф Кроненвет), лучший монтаж (единственная статуэтка), лучший звук и лучший звуковой монтаж .
Премия | Категория | Номинант | Результат |
---|---|---|---|
« Оскар » | Лучшая женская роль | Руни Мара | Номинация |
Лучшая операторская работа | Джефф Кроненвет | Номинация | |
Лучший монтаж | Энгус Уолл , Кирк Бакстер | Победа | |
Лучший звук | Дэвид Паркер, Майкл Семаник, Рен Клайс, Бо Пирссон | Номинация | |
Лучший звуковой монтаж | Рен Клайс | Номинация | |
« Золотой глобус » | Лучшая женская роль — драма | Руни Мара | Номинация |
Лучшая музыка к фильму | Трент Резнор , Аттикус Росс | Номинация | |
BAFTA | Лучшая музыка к фильму | Трент Резнор, Аттикус Росс | Номинация |
Лучшая операторская работа | Джефф Кроненвет | Номинация | |
« Выбор критиков » | Лучшая музыка к фильму | Трент Резнор, Аттикус Росс | Номинация |
Лучший монтаж | Кирк Бакстер, Энгус Уолл | Победа | |
« Сатурн » | Лучший фильм ужасов или триллер | Победа | |
Лучшая женская роль | Руни Мара | Номинация | |
Национальный совет кинокритиков США | Прорыв года | Руни Мара | Победа |
Топ 10 лучших фильмов года | Победа | ||
Премия Гильдии режиссёров США | Лучший режиссёр | Дэвид Финчер | Номинация |
Премия Гильдии продюсеров США | Лучший фильм | Сиан Чаффин, Скотт Рудин | Номинация |
Премия Гильдии сценаристов США | Лучшая адаптированный сценарий | Стивен Заиллян | Номинация |
Фильм был положительно воспринят мировой кинопрессой. На онлайн-агрегаторе Rotten Tomatoes собрано 190 рецензий, из которых 86 % — положительные . Оценка зрителей на сайте IMDB — 7.8 балла из 10 .
«Это мускулистый фильм, снятый с безграничной уверенностью в своих силах», — отозвался на фильм Питер Брэдшоу со страниц газеты The Guardian . Британский киножурнал Sight & Sound опубликовал хвалебную рецензию, в которой выделил новые по сравнению с романом элементы сценария и лаконичную манеру повествования, не позволяющую зрителю перевести дыхание . По мнению Брэдшоу, ключ к успеху фильма — это Руни Мара в роли Лисбет (ранее она была известна в основном по роли подружки Марка Цукерберга , бросившей его в начальной сцене «Социальной сети»). Её искусство перевоплощения восхитило также авторитетного Роджера Эберта и журнал Variety , назвавший игру актрисы «гипнотической и бесстрашной» .
В некоторых отзывах недочёты фильма объяснены недостатками книги. Кинообозреватель The New York Times отметил, что на мраморном лице Руни играют и боль, и ярость, и расчёт, но в целом художественные устремления создателей фильма сдерживаются ограничениями, накладываемыми исходным материалом и условностями коммерческого, развлекательного кино: «Слушай внимательно, потому что главный злодей собирается разъяснить все загадки, перед тем как убить тебя!» «Нас встречает классический сюжет в духе Агаты Кристи с островом в качестве запертой комнаты », — вторит ему Роджер Эберт . По мнению Хобермана, в наше время мало кого в состоянии взволновать «скелеты в шкафах» престарелых коллаборационистов .
Отдельные критики посчитали вторую экранизацию книги ненужной и не прибавляющей ничего нового к шведскому оригиналу . По оценке Ричарда Корлисса из журнала Time , это всего лишь «добротно скроенный симулякр », причём его особенно насторожила сцена пытки Микаэля, которой присущ «оттенок благоговейного трепета перед своеобразным величием маньяка-психопата» . Э. О. Скотт посчитал, что насилие опекуна над девушкой снято Финчером не без тайной похоти . Обозреватель газеты The A.V. Club отметил присутствие «любовной химии» между героями Крэйга и Мары , в то время как Питер Трэверс из журнала Rolling Stone посетовал как раз на отсутствие оной. Отрицательно отозвался о фильме Slant Magazine , увидевший здесь «самую элегантную похоронную процессию в истории» .
Из российских кинокритиков Роман Волобуев поставил фильму высший балл, похвалив режиссёра за то, что он выпустил «вообще все свойственные Ларссону графоманские подробности» . «Безупречно вылизанные финчеровские мизансцены выстреливаются с экрана в безжалостном, почти дискотечном ритме, так что между ними не успеваешь выдыхать», — восхитился он сжатостью повествовательной техники . Лидии Масловой (« Коммерсантъ ») более интересным для зрителя показался «портрет бесшабашной и непредсказуемой героини», чем приглашение автора книги «поражаться растленным нравам шведского истеблишмента » . По её мнению, «поклонники Финчера как умельца нагнетать нездоровую атмосферу» в этот раз «успеют не спеша наесться своего любимого мрачняка с психопатологическим оттенком» .
Некоторые критики отметили родство «Девушки» с более ранними фильмами Финчера о противостоянии полицейских иррациональным маньякам (« Семь » и « Зодиак »), а также с « Бойцовским клубом » . «Саландер — такая же анархистская фантазия, как Тайлер Дёрден », — полагает Волобуев . Хоберман увидел в новом фильме Финчера диалектический синтез двух предыдущих рассказов Финчера о загадочном маньяке-убийце («Зодиак») и о гении хакерского онлайн-пространства (« Социальная сеть ») .
«Зачем кому-то понадобилось снимать новый фильм, когда можно посмотреть существующий?» — так отреагировал на известие о финчеровском проекте Нильс Арден Оплев , режиссёр одноимённой шведской ленты , снятой двумя годами ранее . Сценарист американской ленты Стивен Заиллян , в свою очередь, заявил, что сознательно не смотрел шведскую экранизацию .
Практически все пишущие о фильме Финчера так или иначе сравнивают его с предшественником. Лидия Маслова , например, не находит между ними больших отличий . Э. О. Скотту фильм скандинава напомнил «очень длинный пилот детективного телесериала» . Sight & Sound похвалил Финчера за проведённую работу над чужими ошибками и демонтаж «затянутой, чересчур сентиментальной и не вяжущейся со всем, что было ранее» концовки шведского фильма . По мнению рецензента этого издания, мизансцены были решены Оплевом на уровне заурядных телефильмов, которые демонстрируются каждую неделю, а повествование было перегружено ненужными подробностями .
Роджера Эберта покоробило, с каким апломбом ведут себя в почти безвыходной ситуации оба главных героя американской версии; шведский фильм в этом плане кажется ему более правдоподобным, его персонажи — более ранимыми . Дж. Хоберман сетует на затянутую нарративную экспозицию обоих фильмов, причём финчеровская версия кажется ему более поджарой, энергичной и стильно срежиссированной . По мнению британской The Guardian , американский фильм в сравнении со скандинавским — глянцевитый, элегантный, примоднённый ( sleeker, smoother, sexier ) . В обоих фильмах после раскрытия всех тайн зрителю приходится последовать за героиней в Швейцарию , и саспенс , прежде шедший строго по восходящей, в этой заключительной части по понятным причинам уходит в песок .
Как и в «Бойцовском клубе», создателей фильма занимает подвижность традиционных половых ролей в современном обществе . На гипермаскулинную роль детектива выбран исполнитель роли Джеймса Бонда , однако, вопреки традициям бондианы, его по всем параметрам превосходит и даже спасает от смерти девушка . По словам Волобуева, будучи «разжалованным из Бондов в Бонд-гёрл», Крейгу приходится на протяжении всего фильма изображать замешательство . Юрию Гладильщикову показалось, что Крейг с его амплуа мачо здесь персонаж интуитивный, что больше свойственно женщинам, в то время как именно Саландер выступает в традиционно мужской роли — как воплощение жёсткой, несгибаемой логики . Неслучайно именно она инициирует половую близость.
Ряд комментаторов трактует образ Саландер как воплощение электронно-сетевого бунта против патриархальных устоев общества . Согласно Sight & Sound в фильме показано, как от отца к сыну переходят узаконенные пороки, которые при отсутствии вмешательства со стороны перерастают в «ужасающую вседозволенность — что сексуальную, что экономическую» . Проявления нестерпимого для женщин устройства общества Саландер встречает не только на острове. Её окружают мужчины беспринципные, коррумпированные, склонные к запугиванию — как, например, её новый опекун .
А. О. Скотт усмотрел в бунте Саландер против общества фрейдистскую подоплёку . Как и Харриет, она — пытающийся найти себя плод семейного насилия . Как и Харриет, она пыталась выйти из заколдованного круга, убив отца. И в этом их отличие от менее зрелого Мартина, который в аналогичной ситуации просто поставил себя на место отца и воспроизвёл все его пороки. Эдиповские законы действуют и в отношении Лисбет. Едва ли случайно то, что она делает шаги к интимному сближению с Микаэлем после того, как он с нежностью рассказывает ей о своей дочери .
С мнением Гладильщикова о том, что «Девушка с татуировкой дракона» — «самое громкое феминистское высказывание в массовой литературе и кино за последние годы» , поспорила Лидия Маслова. Поведение Саландер в финале фильма она расценивает как «вполне типичный женский раздосадованный плевок в отместку за обманутую любовь» .