Иды
- 1 year ago
- 0
- 0
«Мартовские иды» ( англ. The Ides of March ) — четвёртая режиссёрская работа Джорджа Клуни , снова попробовавшего себя в жанре политического триллера . Сценарий ленты создан по мотивам Бо Уиллимона. Главную роль исполняет Райан Гослинг , номинированный за неё на премию « Золотой глобус ». Мировая премьера состоялась 31 августа 2011 года на 68-м Венецианском кинофестивале , в России — 15 февраля 2012.
Картина была удостоена многих кинопризов и наград, включая четыре номинации на «Золотой глобус» и номинацию на « Оскар » за лучший адаптированный сценарий. Подавляющее большинство мировых кинокритиков включило «Мартовские иды» в собственные списки лучших фильмов года.
Сюжет фильма и пьесы основан на реальных событиях — избирательной кампании Говарда Дина , проводившейся во время . Теглайн картины: «Амбиции соблазняют. Власть развращает» |
Стивен Майерс ( Райан Гослинг ) — молодой сотрудник избирательного штаба губернатора Майка Морриса ( Джордж Клуни ), одного из основных претендентов на звание кандидата в президенты от Демократической партии. События проходят во время праймериз в Огайо , которые должны сыграть решающую роль в судьбе претендентов. Стивен полон идеализма, он полностью разделяет убеждения Морриса и считает того именно тем человеком, который может изменить страну к лучшему.
Стивен знакомится с Молли ( Эван Рэйчел Вуд ), привлекательной стажёркой из лагеря Морриса. Кампания протекает в целом благополучно, пока представитель конкурирующего лагеря Том Даффи ( Пол Джаматти ) не приглашает Стивена на встречу, где предлагает присоединиться к штабу главного соперника Морриса Теда Пуллмана ( ), на что Майерс отвечает категорическим отказом. Во время одной из ночей, проведённых со Стивеном, Молли раскрывает ему опасную тайну, связанную с именем Морриса. Девушка заявляет, что, будучи пьяной, она зашла в кабинет к Моррису, где он её изнасиловал. Теперь 20-летняя стажёрка беременна от американского губернатора. Майерс выделяет ей деньги на аборт и отвозит в клинику. Своему формальному боссу, Полу Заре ( Филип Сеймур Хоффман ), Стивен признаётся, что недавно встречался с Даффи. На следующий день Зара, вслед за шантажом Майерса со стороны репортёра The New York Times Иды Хорович ( Мариса Томей ), утверждающей, что анонимный источник слил ей всю информацию о его встрече с Даффи. Пол Зара сообщает подчинённому, что сам донёс до неё весточку. Вдобавок ко всему, он изрекает целую речь на тему верности и увольняет Стивена. Вся жизнь Майерса разрушается в один момент: от него отворачиваются друзья, он теряет любимую работу, а Молли, опасающаяся того, что Стивен расскажет всем о её беременности (у неё строгий отец-католик), принимает смертельную дозу медицинских препаратов.
Майерс, понимая, что ему нечего терять, шантажирует Морриса обнародованием фактов о сексуальном насилии по отношению к стажерке и предлагает молчать взамен на предоставление ему поста руководителя предвыборного штаба. Моррис понимает, что деваться ему некуда, и увольняет Зару, ставя на его место Стивена. В последней сцене фильма журналист просит Майерса прокомментировать поддержку сенатором Томпсоном губернатора Морриса, что означает фактическую победу последнего в гонке за президентское кресло. Отрешенный взгляд переигравшего всех Майерса в объектив телекамеры стал заключительным кадром киноленты, что побуждает зрителя самому подвести итог фильма.
Джордж Клуни
и
Филип Сеймур Хоффман
на парижской премьере фильма, октябрь 2011 года
История создания фильма началась ещё летом 2004 года, когда Бо Уиллимон , молодой писатель, на днях закончивший работать в айовском штабе предвыборной кампании кандидата в президенты , набросал черновой вариант пьесы « » . Уиллимон написал пьесу о политических интригах и предательстве, основываясь на собственном опыте . Уиллимон работал в предвыборных штабах всего мира, не только у Дина .
Премьера первой постановки по пьесе Уиллимона состоялась в 2008 году в нью-йоркском театре
, после чего, годом позже, она переехала в лос-анджелесский . Именно там пьеса попала в руки сотрудников кинокомпании Джорджа Клуни и Гранта Хеслова Smokehouse Pictures . Переложение пьесы на киноэкран сопровождало несколько изменений: так, в тексте Уиллимона губернатор Моррис никогда не появлялся . Создатели ленты также поменяли и название грядущего проекта: «„Фаррагут-Норт“ — шикарное название для пьесы, но слишком специфическое для кинофильма. Мы подумали о пятнадцатом марта, назвали его „Мартовскими идами“ и добавили несколько шекспировских тем» — объяснял Клуни .Когда сценарий уже был полностью закончен, Клуни и Хеслов рассчитывали снять картину в 2008 году . По словам Клуни, они полтора года работали над сценарием, после чего к власти пришёл Обама , все были счастливы и не готовы к настолько циничному фильму . Уже через год все разочаровались в президенте и Клуни с Хесловом были готовы затеять премьеру .
«Мартовские иды» фильм нескучный и к тому же просто набитый хорошими и умно подобранными актерами. Райан Гослинг умудряется появляться практически в каждом кадре и практически не надоесть. А что до самого Клуни, изображающего в сущности неплохого, но оступающегося политика, Филипа Сеймура Хоффмана (глава его предвыборного штаба) и Пола Джиаматти (глава предвыборного штаба его соперника) — так даже жалко, что их показывают так мало.
Подведение киноитогов 2011 года ознаменовалось присутствием «Мартовских ид» в большинстве списков лучших картин ушедшего года, что подтвердил и Национальный совет кинокритиков США , поместивший фильм между «оскароносными» « Артистом » и « Хранителем времени ».
Среди киноаналитиков преобладали благожелательные отзывы. Питер Рэйнер из Christian Science Monitor сравнил новую работу Клуни с классическим нуаром « Сладкий запах успеха », ещё одним фильмом, где коррупция так же безудержно блестела . Обозреватель газеты The Denver Post Лиза Кеннеди заметила, что вся лента держится на изумительных актёрских работах, добавив, правда, что сценарию не хватает чёткой оснастки . Интересен отзыв Марти Мэйпса с сайта moviehabit.com , назвавшего картину «„ Игрой престолов “ нашего времени» .
Актёрские перевоплощения заняли отдельное место в отзывах критиков. Журналист The Detroit News Том Лонг отметил, что, невзирая на роскошный актёрский ансамбль, весь фильм — это Гослинг, идеально отслеживающий трансформацию своего персонажа по ходу фильма . Восторг насчёт молодого артиста разделяет и репортёр сайта film.com Уильям Госс, написавший:
Гослинг потрясает. Его Стивен в свои года достаточно наэкспериментировался, дабы полагать, что он лучше знает, как убедить человека, и, в то же время, быть довольно дерзким. Очередное достижение Гослинга, очаровывающего и чрезмерно активного, как того и требует роль.
Российские кинокритики также не остались в стороне. Александр Корнев отмечает явный карьерный рост Клуни в кресле режиссёра-постановщика — «Мартовские иды» показались ему более глубокими и проработанными, чем его предыдущие проекты . Редакция авторитетного журнала Time Out оценила ленту в четыре звезды из пяти, подытожив: «Умопомрачительный кастинг.., старомодная диалогоцентричность, стилизованный под классику политического кино кадр и закрытый для посторонних мир внутри него — формально „Мартовские иды“ кажутся новым высказыванием Джорджа Клуни о судьбах мира… И играющий Майерса Гослинг за полтора часа переживает вполне убедительное превращение из смышленого щенка в остервенелого волка — другое дело, что с самим фильмом такого преображения так и не происходит, он продолжает по-щенячьи рявкать „никогда не верь политикам“ и искать повод поломать трагедию там, где весь мир уже давно не видит ничего, кроме фарса» . Леля Смолина подметила схожесть «Мартовских ид» с сокуровским « Фаустом » и высоко оценила актёрские работы и общую мрачность картины .
Премия | Дата церемонии | Категория | Лауреаты и номинанты | Итог |
---|---|---|---|---|
Венецианский кинофестиваль | 10 сентября 2011 | Победа | ||
« Золотой лев » | Номинация | |||
Национальный совет кинокритиков США | 1 декабря 2011 | «Десять фильмов года» | Победа | |
Премия Гильдии продюсеров США | 13 декабря 2011 | «Продюсер года» | Грант Хеслов , Джордж Клуни , | Номинация |
«Выбор критиков» | 12 января 2012 | «Лучший актёрский состав» | Номинация | |
« Золотой глобус » | 15 января 2012 | Лучший фильм — драма | Номинация | |
Лучшая режиссёрская работа | Джордж Клуни | Номинация | ||
Лучшая мужская роль — драма | Райан Гослинг | Номинация | ||
Лучший сценарий | Джордж Клуни , Грант Хеслов , Бо Уиллимон | Номинация | ||
« Давид ди Донателло » | 18 января 2012 | «Лучший иностранный фильм» | Номинация | |
Премия Австралийского киноинститута | 31 января 2012 | «Лучший фильм» | Номинация | |
«Лучший актёр» | Райан Гослинг | Номинация | ||
«Лучший сценарий» | Джордж Клуни, Грант Хеслов, Бо Уиллимон | Победа | ||
BAFTA | 12 февраля 2012 | « Лучшая мужская роль второго плана » | Филип Сеймур Хоффман | Номинация |
« Лучший адаптированный сценарий » | Джордж Клуни , Грант Хеслов , Бо Уиллимон | Номинация | ||
« Оскар » | 26 февраля 2012 | «Лучший адаптированный сценарий» | Джордж Клуни , Грант Хеслов , Бо Уиллимон | Номинация |