Американская ассоциация наблюдателей переменных звёзд
- 1 year ago
- 0
- 0
«Американская ночь» ( фр. La Nuit américaine ) — художественный фильм 1973 года совместного производства Франции и Италии , 13-й полнометражный фильм Франсуа Трюффо . Для режиссёра этот фильм стал триумфом — он получил за него множество международных наград, в том числе премию « Оскар » в номинации « Лучший иностранный фильм ». Примечательно, что фильм выдвигался на премию «Оскар» в 1974 году как лучший фильм на иностранном языке, а через год был также номинирован на премию в категориях «лучшая работа режиссёра», «лучший сценарий» и «лучшая женская роль второго плана» (Валентина Кортезе).
Премьера фильма состоялась 14 марта 1973 года на Каннском кинофестивале . Лента посвящена Лилиан Гиш и её сестре Дороти .
Название картины отсылает к техническому приему, когда съемки ночных сцен осуществляются днем при помощи специальных фильтров (зрителям потом кажется, что действие разворачивается в темноте). В английском языке французскому термину «la nuit américaine» соответствует «day for night», буквально «день вместо ночи» (под этим названием картина вышла в прокат США).
По словам критика Роджера Эберта , фильм Трюффо напоминает небольшую антологию забавных случаев со съемочной площадки. Также Эберт называет «Американскую ночь» поэмой, в которой воспет процесс создания фильмов — «не хороших фильмов, и не плохих, а просто фильмов как таковых»; герои картины, и прежде всего режиссер Ферран, влюблены в кино и в свою работу, только в ней они обретают счастье .
Станция метро, магазинчики, большое кафе, уличное движение, множество пешеходов. Из метро выходит молодой человек (Жан-Пьер Лео) и решительным шагом пересекает площадь. Навстречу ему по тротуару идёт человек лет пятидесяти (Жан-Пьер Омон). Они оказываются лицом к лицу, останавливаются, молча смотрят друг на друга, потом молодой человек даёт своему визави сильнейшую пощечину. В этот момент раздаётся громкое «стоп!», камера отъезжает, мы видим не случай из реальной жизни, а съёмку фильма. Прохожие — статисты. Видна камера, суетящиеся вокруг неё техники. Площадь — это громадная декорация, возведённая под открытым небом в одной из студий на Лазурном берегу. По сигналу первого ассистента (Жан-Франсуа) все статисты собираются на одной стороне площади, чтобы выслушать критические замечания.
Ферран снимает картину «Познакомьтесь с Памелой» на студии «Викторин», расположенной в Ницце. По сюжету этой мелодрамы, молодой человек знакомит свою невесту Памелу с родителями, и в результате девушка без памяти влюбляется в его отца. Заканчивается история трагично: бывший жених Памелы убивает отца-соперника, а сама она гибнет в автокатастрофе. Съёмки «Познакомьтесь с Памелой», сопряженные со множеством больших и мелких сложностей, длятся шесть недель. За это время все участники превращаются в одну большую семью, в которой проблемы каждого известны всем. Стареющая кинозвезда Северина страдает оттого, что у нее тяжело болен сын; она подбадривает себя шампанским, и в результате ее игра становится все более страстной (но при этом она забывает собственные реплики и дубль за дублем путает дверь в комнату с дверцей шкафа). Пожилой актер Александр решается раскрыть свою гомосексуальность, пригласив на съемки молодого любовника. Молодой и крайне инфантильный артист Альфонс, страстно влюбленный в одну из сотрудниц съемочной группы, не в состоянии пережить ее измены — он объявляет, что бросает работу и кинематограф в принципе. Чтобы отвлечь Альфонса от горестных размышлений и уговорить не срывать съемки, исполнительница роли Памелы, англо-американская актриса Джули Бейкер, соблазняет его. При этом Джули недавно вышла замуж за пожилого врача, вылечившего ее от психического расстройства. Когда Альфонс в порыве чувств звонит ее мужу и сообщает: «Я занимался с вашей женой любовью, я полюбил ее, вам следует развестись», происходит большой скандал, и тяжелый нервный срыв наступает уже у самой Джули — теперь она не может найти в себе сил, чтобы выйти на съемочную площадку. А когда съемки все-таки возобновляются, приходит известие, что Александр погиб в автокатастрофе. Теперь нужно либо менять исполнителя ключевой роли, либо выкручиваться и снимать оставшиеся сцены с помощью дублеров.
Со всеми неприятностями, грозящими срывом съемок, участники группы пытаются справиться сообща. Ферран, которому нужно снять картину в ограниченный период времени и при этом уложиться в бюджет, замечает: «Съемки фильма — как поездка в дилижансе. Сначала рассчитываешь на приятное путешествие, а потом просто надеешься, что доберешься до места назначения живым».
Идея создать «фильм о кино» пришла к Франсуа Трюффо во время монтажа драмы « Две англичанки и „Континент“ » (1971), которым он занимался на Studios de la Victorine в Ницце . Там его внимание привлекли декорации Парижа, оставшиеся после съёмок британского фильма «Безумная из Шайо» (1969) режиссёра Брайана Форбса . Они включали в себя часть улиц с домами, вход в метро , фонтан, летнее кафе. Трюффо тщательно осмотрел уже несколько потрёпаннные временем декорации и загорелся желанием снять на их основе свой фильм . В интервью 1974 года он рассказывал, что для создания своего a movie about filmmaking (фильм о создании фильма) «начал осматривать все студийные помещения: комнаты администраторов, артистические уборные, гримёрные, зал для прослушивания, просмотровый зал — и понял, что если всю историю удастся вписать в пределы этой студии, то я добьюсь единства места , а оно позволит мне обеспечить и единство времени (съёмки с самого первого дня до момента расставания членов съёмочной группы) и единство действия». Трюффо решил отказаться от подготовительного периода кинопроизводства, который мастерски и исчерпывающе был представлен в фильме « 8 1/2 » Федерико Феллини , а также от постсъёмочного процесса . В качестве сценариста он решил пригласить Жан-Луи Ришара , с которым ранее неоднократно сотрудничал. В последний раз это произошло при создании фильма « Невеста была в чёрном » (1968). Вместе они приступили к работе на вилле в Антибе, которую снял Трюффо. Перед созданием сценария они записывали «опорные точки» истории на большом рулоне белой бумаги, который разложили на столе. Ришар позже рассказывал, что когда им в голову приходила какая-то интересная идея они в первую очередь подыскивали ей место на рулоне. В итоге у них «получилась почти графическая схема фильма». Также, по его словам, такой подготовительный этап можно было и не применять, но это помогло сохранить «ритм» картины. Работа продвигалась быстро и уже в середине августа 1971 года у них имелся первый набросок сценария, рассказывающего историю «съёмок» фильма. На некоторое время работа на фильмом, получившем название «Американская ночь», была приостановлена, так как Трюффо занимался съёмками комедии « Такая красотка, как я » (1971). В январе 1972 года Трюффо и Ришар в номере Hôtel Martinez в Каннах возобновили работу над сценарием «кино о кино». Именно там в сюжет была введена линия фильма «Знакомьтесь: Памела», который снимают персонажи «Американской ночи». К сценаристам присоединилась многолетняя помощница Трюффо Сюзанна Шиффман, хорошо осведомлённая о технической стороне кинопроизводства и о царящих там нравах . По словам режиссёра, «сосценаристы сразу же отказались как от чересчур лёгкого и умозрительного решения, — создать максимальную неясность, смешав сцены, так сказать, реальной жизни (то есть хронику съёмок) и придуманные сцены (линию Памелы)» .
Оскар :
Оскар :