Нэшвилл (футбольный клуб)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Нэшвилл» ( англ. Nashville ) — многофигурная Роберта Олтмена (1975), один из ключевых фильмов его карьеры и Нового Голливуда в целом. Переплетения жизней 24 персонажей на фоне 27 музыкальных номеров образуют многослойную панораму столицы музыки кантри , города Нэшвилл , а заодно диагностируют социально-политические проблемы Америки, уставшей от уотергейтских разоблачений начала 1970-х и готовой нырнуть в омут развлечений эпохи диско .
Соединённые Штаты готовятся отметить 200-летие своей государственности. Представитель демагога Хэла Филлипа Уокера, который выдвигается в президенты США от новоиспечённой «партии перемен» и чьи абсурдные речи транслируют передвижные динамики по всему городу, прибывает в столицу американской народной музыки — город Нэшвилл . Он посещает влиятельных деятелей шоу-бизнеса и знаменитое шоу Grand Ole Opry с тем, чтобы собрать звёзд кантри-музыки на предвыборное мероприятие, где должен будет выступить Уокер.
В кульминационный момент концерта происходит трагедия, после которой раздаётся возглас «Успокойтесь, друзья. Это не Даллас , это Нэшвилл. Покажем, из какого мы теста. Они не запугают Нэшвилл. Мы будем продолжать петь!» и, постепенно успокаиваясь, публика подхватывает начавшуюся исполняться песню «Меня это не волнует...».
У большинства изображённых в фильме музыкальных звёзд есть узнаваемые прототипы в мире кантри. Например, фолк-трио Bill, Mary & Top весьма напоминает команду Peter, Paul & Mary . Больше всего вопросов вызывает фигура фонтанирующей банальностями журналистки Опал, которая утверждает, что работает на « Би-би-си », но оказывается не в состоянии правильно расшифровать эту аббревиатуру. Сценарием была предусмотрена сцена, где она признаётся, что не имеет отношения к журналистике .
Роберт Олтмен заинтересовался «столицей кантри» после того, как получил предложение снять фильм в этом городе. Сюжет предложенного ему фильма оставил режиссёра равнодушным, однако, посетив город, Олтмен проникся своеобразной аурой южного штата и предложил своей сценаристке съездить в Нэшвилл, чтобы понаблюдать за местными нравами. Решение снимать в этом городе было также обусловлено тем, что по его словам это был «перекресток, своеобразная культурная арена. Нэшвилл в наши дни — это то же самое, чем был Голливуд 40 лет назад» . В записной книжке, которую сценаристка привезла с собой из Нэшвилла, были намечены основные фабульные коллизии будущего фильма. Вся политическая подоплёка, равно как и драматическая разрядка, были добавлены уже на заключительном этапе.
Путаный сюжет фильма по ходу съёмок дорабатывался режиссёром и актёрами , многие из которых по просьбе режиссёра самостоятельно написали свои музыкальные номера . Некоторые персонажи (как, например, герой Голдблюма) выполняют исключительно подсобную функцию, помогая перейти от одной сюжетной линии и группы персонажей к другой. Как обычно у Олтмена, диалоги во многом сымпровизированы по ходу съёмок и нередко перехлёстываются, голоса накладываются друг на друга, несколько сцен подаются внахлёст, создавая стереоскопический эффект многоголосицы.
Долгое время считалось, что в Нэшвилле было отснято достаточно материала, чтобы смонтировать 4-часовой фильм или мини-сериал, и что первоначально фильм предполагалось разбить на две серии . Однако в 2000 г. Олтмен сделал заявление, что в окончательную версию не вошли только музыкальные номера.
«Нэшвилл» был весьма благожелательно встречен основной массой американских кинокритиков, включая таких популярных, как Роджер Эберт . «Пересечения действующих лиц блистательно организованы, причём всё кажется совершенно естественным, без тени натужности. Дюжины историй и жизней переплетены друг с другом», — восхищён кинообозреватель британской The Guardian . «Сквозь беспрерывную игру хаоса и упорядоченности приходится продираться наобум, словно в детективе выбирая нити, которые могут никуда не вести, а могут таить в себе разгадку того, что мы увидим дальше», — писал осенью 1975 года в журнале Sight & Sound Джонатан Розенбаум . В 2007 году фильм занял 59-е место в юбилейном списке лучших американских фильмов за 100 лет по версии AFI .
Противники Олтмена по обыкновению упрекали его в бессюжетности; выстрел на концерте показался им лишённым глубинной мотивировки, введённым исключительно для того, чтобы хоть как-то свести воедино безнадёжно запутавшиеся нити повествования . Дэйв Кер , к примеру, считает, что Олтмен в своих фильмах «о простых людях» цинично издевается над ними, их мелочные заботы не вызывают у него ничего, кроме презрительной усмешки . По наблюдению Розенбаума, когда в последнем кадре камера взмывает над звёздно-полосатым стягом, «мир бесчисленных возможностей сжимается до размеров банального „высказывания“» и становится ясно, что создателей фильма, опьянённых пируэтами повествовательной конструкции, «по-настоящему не волнуют ни Нэшвилл, ни кантри, ни политика» .
Фильм многократно оправдал свой бюджет в прокате, был удостоен пяти номинаций на « Оскар » и вошёл (в 1992 г.) в Национальный реестр наиболее значимых фильмов . По результатам опроса 846 кинокритиков всего мира ( Sight & Sound , 2012) входит в лучшую сотню фильмов в истории кинематографа .
Типичный олтменовский фильм представляет собой переработку схемы «Нэшвилла» — неспешное развитие повествования, мозаика сюжетных линий, многоголосица персонажей, проникновение за кулисы определённого социального или профессионального кластера. Роджер Эберт убеждён, что «Нэшвилл» открыл дорогу другим режиссёрам, работающим в сходной мозаичной повествовательной манере, как, например, Пол Томас Андерсон , создатель обласканных критиками фильмов « Ночи в стиле буги » и « Магнолия » .