Interested Article - Семь дней в мае

«Семь дней в мае» ( англ. Seven Days in May ; 1964) — второй кинофильм «параноидальной трилогии» Джона Франкенхаймера , начавшейся « Маньчжурским кандидатом » (1962) и закончившейся « Вторыми » (1966). Главные роли в очередном политическом триллере Франкенхаймера исполнили Кирк Дуглас , Фредрик Марч и Бёрт Ланкастер . Экранизация Флетчера Нибела и .

По мнению самого режиссёра, «Семь дней в мае» — его лучший фильм в карьере . Две номинации на премию « Оскар »: за актёрскую работу Эдмонда О’Брайена (сенатор-алкоголик Кларк) и декорации. В 1994 году был поставлен телевизионный ремейк картины — « ».

Сюжет

Разгар « холодной войны », май 1970 года. Дабы предотвратить старт ядерной войны , президент США Джордан Лаймен ( Фредрик Марч ) подписывает с Советским Союзом договор о ядерном разоружении . Ратификацию встречает публичное возмущение, в особенности среди оппозиции и военных, не доверяющих русским.

С увеличением протестов полковник морской пехоты Мартин Кейси ( Кирк Дуглас ), начальник аппарата комитета начальников штабов , проанализировав случайно попавшую к нему разнородную информацию, приходит к внезапному выводу: члены комитета, командующие видами вооружённых сил США, включая их руководителя, генерала ВВС Джеймса Скотта ( Бёрт Ланкастер ), собираются организовать государственный переворот с целью смещения Лаймена с должности президента и разрыва договора.

Полковнику удаётся найти способ донести свои выводы до президента, на что тот реагирует созданием специальной комиссии по расследованию возможного инцидента. Её состав непонятен для честного служаки Кейси — в ней нет видных деятелей администрации и Конгресса. Зато в эту группу входят люди, которым президент Лаймен может доверять полностью: руководитель Секретной службы Арт Корвин ( ), министр финансов США Кристофер Тодд ( Джордж Макреди ), личный помощник президента Пол Джирард ( Мартин Болсам ) и старый друг и однополчанин президента сенатор от Джорджии Рэймонд Кларк ( Эдмонд О’Брайен ). Включён в эту группу и полковник Кейси.

Кейси получает задание навестить свою случайную знакомую Элеанор Холбрук ( Ава Гарднер ), бывшую любовницу Скотта, которая передаёт ему компрометирующие генерала частные письма, а Пол Джирард отправляется на Средиземное море к вице-адмиралу Барнсуэллу ( Джон Хаусман ) за письменными показаниями, доказывающими факт существования заговора. Джирард получает его, но по пути в Белый дом погибает в авиакатастрофе.

Лаймен, наконец, вызывает Скотта на диалог наедине в Овальный кабинет . Президент напрямую обвиняет генерала в организации заговора и требует, чтобы он и остальные начальники штабов добровольно подали в отставку, утаив её причины. Скотт отрицает свою вину, попутно заявляя, что президент — преступник и должен быть судим за подписание договора о ядерном разоружении. Сразу же после беседы с Лайменом Скотт объясняет ситуацию начальникам штабов и напоминает им, что у президента нет никаких доказательств.

На пресс-конференции Лаймен объявляет общественности об отставке всех начальников штабов. К президенту прибывает посол США в Испании, он привёз чудом уцелевшее среди обломков самолёта признание вице-адмирала Барнсуэлла — посол сумел понять важность содержания текста на обгоревших листках и необходимость их немедленной доставки в Вашингтон лично Лаймену. «Минуя все инстанции» — это обстоятельство сильно угнетает дисциплинированного дипломата. Копии передаются Скотту и остальным участникам заговора. Все они, кроме Скотта, по своей воле уходят в отставку. Скотт же сдаётся только под угрозой разоблачения его личной переписки — здесь и Лаймен вынужден во имя высоких целей пойти на достаточно грязный шантаж, хотя и спрашивает себя, чем он тогда отличается от Скотта…

Фильм завершается патриотической речью президента Лаймена о будущем страны.

Альтернативная концовка

Согласно Кирку Дугласу, был снят запасной вариант финальной сцены, но Франкенхаймер предпочёл более мирный:

Генерал Скотт, коварный персонаж Бёрта Ланкастера, выезжает на своём спортивном автомобиле и погибает в автокатастрофе. Была ли это случайность или самоубийство? Из повреждённого в обломках радио слышна речь президента Джордана Лаймена о святости Конституции.

Роман Нибела-Бейли завершается подобным же образом — автомобильным самоубийством сенатора Прентиса, политического идеолога и фактического руководителя военного заговора.

В ролях

Создание

«Я хотел сделать фильм, который показал бы гражданам Америки, что они не должны чувствовать себя такими самодовольными всё время, что вещи такого рода могут случиться. Ты читаешь о том, что это происходит в других различных странах, и говоришь: „Ну, в Штатах такое не случится никогда“. Дело в том, что может случиться. Это и была проблема, которой я заинтересовался перед тем, как ознакомиться с романом „Семь дней в мае“». ( Джон Франкенхаймер , интервью 1964 года )

Прочитав роман, Франкенхаймер понял, что это его тема . «Это должен был быть фильм, для наслаждения которым вы не должны разбираться в системе всей американской политики» — говорил он .

Рычаги производства картины запустил актёр Кирк Дуглас , исполнивший в ней главную роль полковника Кейси . Дуглас владел кинокомпанией Joel Productions , которая вложила половину стоимости за выкуп прав на экранизацию книги, а вторую половину добавил режиссёр Франкенхаймер . Затем был нанят сценарист Род Серлинг . «Мы получили почти тот сценарий, что хотели, у нас был Бёрт Ланкастер, Фредди Марч и Кирк, и затем мы отправились к прокатным компаниям с полным набором» — рассказывал постановщик .

Дуглас вначале рассматривался на роль генерала Скотта, но затем Франкенхаймер понял, что в таком случае играть полковника Кейси будет попросту некому . Фредерик Марч на роль президента Лаймена был утверждён безо всяких проб, так как режиссёр ещё до написания сценария видел его в этом образе . Практически никаких вопросов не было и с Эдмондом О’Брайеном, за исключением возрастной — Франкенхаймер не был уверен, что 50-летний актёр справится с ролью немолодого южного сенатора-алкоголика, но все сомнения отпали после проб с применением грима . Именно с Марчем Франкенхаймеру больше всего понравилось работать :

Ты должен иметь в запасе экстраординарного актёра, чтобы было с чего начинать. И Марч был восхитителен. Мы репетировали ленту за две недели до формального старта съёмок — когда он появился, он знал каждую строчку, он никогда не запинался на длинной речи, никогда.

На создание фильма ушло почти три месяца, из которых полтора заняли съёмки в павильонах и ещё почти месяц на выездах . Больше недели Франкенхаймер снимал в Вашингтоне и Аризоне , использовал множество локаций в Калифорнии .

Ещё не начав съёмки, Франкенхаймер знал, что фильм должен идти не более двух часов, так как вся история не должна длиться столь долго . Окончательный вариант фильма стоил на 25 тысяч долларов меньше, нежели выделенная бюджетная сумма .

Анализ, наследие

Лента Франкенхаймера перекликается с другими политическими киноработами 1964 года — « Доктор Стрейнджлав » Кубрика и « Система безопасности » Люмета . Франкенхаймер считал «Семь дней в мае» своим лучшим проектом в карьере — возможно, потому, что ему удалось донести до зрителей послание политического характера сквозь призму саспенса .

«Семь дней в мае» вызвали одобрение со стороны советского руководства, кинопрессе страны было разрешено хвалить картину . Однако купить её для проката в СССР не решились, так как только что в результате похожего на показанный в фильме заговора руководящих должностей лишился Н. С. Хрущёв .

В 1971 году роман Нибела и Бэйли был впервые экранизирован в СССР (фильм « Заговор », реж. С.Аннапольская), затем по роману Нибела и Бэйли был поставлен советский фильм « Последний довод королей ». В 1994 году на американские телеэкраны вышел ремейк картины канала HBO — « ». Президента Лаймена сыграл Сэм Уотерстон , генерала Скотта — Джейсон Робардс , а полковника Кейси было решено сделать чернокожим и отдать роль Форесту Уитакеру .

Награды

  • 1964 — премия « Давид ди Донателло » лучшему иностранному актёру года (Фредрик Марч).
  • 1965 — премия « Бодиль » лучшему неевропейскому фильму года.
  • 1965 — номинация на премию Гильдии сценаристов США за лучший драматический сценарий (Род Серлинг).
  • 1965 — премия « Золотой глобус » лучшему актёру второго плана (Эдмонд О’Брайен) и ещё три номинации: лучшая режиссёрская работа (Джон Франкенхаймер), лучшая мужская роль в драме (Фредрик Марч), лучшая музыка (Джерри Голдсмит).
  • 1965 — две номинации на премию « Оскар »: за лучшую мужскую роль второго плана (Эдмонд О’Брайен) и лучшие декорации.

Литература

  • Murray Pomerance, R. Barton Palmer. A Little Solitaire: John Frankenheimer and American Film. — Rutgers, 2011.
  • Stephen B. Armstrong. John Frankenheimer: Interviews, Essays, and Profiles. — Scarecrow Press, 2013.
  • Terry Christensen, Peter J. Haas. . — M.E. Sharpe, 2005.

Примечания

  1. , p. 19.
  2. , p. 10.
  3. , p. 11.
  4. , p. 12.
  5. , p. 135.
  6. Марианна Шатерникова. . Чайка (15 ноября 2002). Дата обращения: 13 июня 2014. 14 июля 2014 года.

Ссылки

Источник —

Same as Семь дней в мае