Interested Article - Продюсеры (фильм, 1968)
- 2021-06-26
- 1
- О профессии см. статью Продюсер .
« Продю́серы » ( англ. The Producers ) — американский комедийный кинофильм 1968 года , известный также под названием « Весна́ для Ги́тлера » ( англ. Springtime for Hitler ) . Режиссёрский дебют американского мастера комедийного жанра Мела Брукса . В фильме снимались Зеро Мостел и Джин Уайлдер , исполняющие роли продюсеров, задумавших театральную аферу, которая, несмотря на их старания, не удаётся. Сценарий фильма был создан Бруксом за девять месяцев и был отвергнут нескольким продюсерами, по причине комедийного подхода к острым историческим темам (фигура Гитлера, нацизм, антисемитизм ). Картина вышла в ограниченный прокат в 1968 году, не получила значительного успеха и была неоднозначно встречена критикой. Вместе с тем в 1969 году за эту ленту Мел Брукс получил премию « Оскар » за лучший сценарий . Несмотря на первоначальный прохладный приём, со временем фильм был признан классической комедией.
В 1996 году лента была занесена в Национальный реестр фильмов , имеющих «культурное, историческое или эстетическое значение». Американский институт киноискусства в 2000 году включил его в список « 100 самых смешных американских фильмов за 100 лет по версии AFI », где он занял 11 место, а в 2004 году в список « 100 лучших песен к фильмам », в котором « » («Весна для Гитлера») заняла восьмидесятое место. В 2001 году состоялась премьера написанного Мелом Бруксом одноимённого мюзикла (либретто в соавторстве с ), который шёл и адаптировался на сценах многих стран мира. Оригинальная бродвейская постановка 2001 года получила 12 премий « Тони », в том числе в номинации за лучший мюзикл. В 2005 году была произведена экранизация мюзикла , осуществлённая по сценарию Брукса и Миэна. Как и на Бродвее, главные роли сыграли Нейтан Лейн и Мэттью Бродерик .
Сюжет
Действие происходит приблизительно в 1960-е годы в США.
Макс Бялысток ( Зеро Мостел ) (см. Белосток ) — продюсер мюзиклов на Бродвее — погряз в неудачах, один его мюзикл проваливается за другим. Каждый раз он объявляет себя банкротом. И всё труднее и труднее доставать деньги на новые. Выручают его только престарелые поклонницы, которые снабжают его деньгами, позволяющими ему всё ещё кое-как оставаться на плаву.
В раздумьях, где бы взять денег, он внезапно получает идею от бухгалтера ( Джин Уайлдер ), приглашённого, чтобы уладить его дела. Тот рассказывает ему, что можно при наличии достаточной смелости провести аферу, поставив заведомо провальное шоу, ибо обычно всё списывается в убыток, а нецелевые траты таких шоу никого не интересуют. После недолгих уговоров бухгалтер, подумав и сочтя свою скучную жизнь недостойной его, соглашается провести махинацию. Бялысток идёт к престарелым поклонницам, и те снабжают его приличной суммой в обмен на любовные утехи.
Вместе с бухгалтером они выбирают себе один из самых, по их мнению, безумных сценариев: написанный свихнувшимся нацистом Францем Либкиндом ( ) трагический мюзикл «Весна для Гитлера». Франц живёт на крыше в окружении голубей, названных немецкими именами, и продюсеры заключают с ним контракт.
Затем Бялысток отправляется к режиссёру- гомосексуалу ( ), чтобы тот поставил его со своей труппой. Тот приходит в неописуемый восторг и сразу же начинает выдумывать феерическое исполнение, совершенно не вяжущееся с серьёзностью темы. Для окончательного провала на главную роль приглашают сумасшедшего фрика и рок-музыканта Лоренцо Сан-Дюбуа ( ), сокращённо ЛСД .
Придя на пьесу с тем, чтобы наблюдать полный провал, Бялысток и бухгалтер поначалу с удовольствием наблюдают, как зрители тянутся к выходу, поражённые безвкусием и кощунством пьесы, пропагандирующей нацизм. Однако, с появлением на сцене ЛСД, изображающего Гитлера фигляром, зрители находят его забавным, и вместо ожидаемого провала мюзикл получает внезапный успех.
Нацист хочет убить продюсеров за то, что те исказили образ его любимого фюрера, но в ходе ожесточённого спора у них рождается идея выхода из положения: взорвать театр. Благодаря ошибке нациста-подрывника сами они из театра выйти не успевают и предстают перед судом в забинтованном виде под плач обесчещенных старушек.
В тюрьме они сидят знаменитыми продюсерами, дожидаясь выхода из неё, чтобы вновь и вновь ставить мюзиклы, которые будут иметь успех.
Актёры
- Зеро Мостел — Макс Бялысток
- Джин Уайлдер — Лео Блум
- — Франц Либкинд
- — Лоренцо Сент-Дюбуа (ЛСД)
- — Роджер Де Бри
- — Кармен Гиа
- — Улла
Создание
Мелвин Джеймс Камински, ставший впоследствии известный как Мел Брукс, родился в 1926 году в Нью-Йорке (США), в еврейской семье иммигрантов из бывшей Виленской губернии Российской империи . Детство провёл в Бруклине , по вечерам часто посещая кинотеатры, где шли немые комедии, которые оказали воздействие на его творчество. Рано приобщился к шоу-бизнесу, нравы которого неоднократно высмеивал и пародировал в своих фильмах. После службы в армии работал в Лас-Вегасе уборщиком в казино, пока однажды по просьбе директора не вышел на сцену вместо комедийного артиста. Первоначально выступал под фамилией матери — Брукман, позднее сократил его до Брукс. В 1950-е годы стал работать на телевидении в качестве сценариста. В 1952 году на два года переселился из Нью-Йорка в Калифорнию, куда вернулся в Голливуд в 1960 году. В начале 1960-х годов Брукс работал над идеей сатирического романа или пьесы об Адольфе Гитлере , что предшествовало его замыслу воплотить эту тему на экране.
«Я, наверное, самый безумный ветеран Второй мировой,— рассказывал Мел Брукс.— Воевал в Северной Африке в чине капрала, а потом снял комедию „Весна для Гитлера“. До сих пор получаю негодующие письма от еврейских бабушек: „Вы думаете, поющий Гитлер — это смешно?“ Моя мама была еврейкой, и её такие шуточки нисколько не смущали. Эта комедия — проверка мира на вшивость».
Считается, что впервые название «Весна для Гитлера» прозвучало во время пресс-конференции Брукса, состоявшейся ещё в 1962 году. Вскоре после этого он решил связать пародийную линию Гитлера с персонажем по имени Лео Блум, что является данью уважения герою романа « Улисс » Джеймса Джойса — Леопольду Блуму . По словам Брукса, работу над фильмом он по своему обыкновению начал с проработки истории и характеров главных героев: Лео Блума и Макса Бялыстока, сопродюсеров театральной постановки, обречённой на фиаско, но, вопреки их ожиданиям, добившейся значительного зрительского успеха. В отношении первого — Лео Блума — режиссёр выразился метафорически, что тот является «маленькой гусеницей», превратившейся по ходу действия в «прекрасную бабочку». Этот герой представляет собой «маленького бухгалтера» с мечтами о продюсерской славе, влюблённого в театр и стремящегося к успеху в этой области. Его партнёром в бродвейской афёре должен был стать неудачливый продюсер Бялысток, который вытягивал деньги у пожилых дам, спя с ними, чтобы остаться на плаву в шоу-бизнесе . Его прототипом стал настоящий бродвейский продюсер, который соблазнял богатых пожилых женщин для того, чтобы финансировать свои представления. Брукс был ранее с ним знаком, так как работал на него, рассказывая в одном из интервью:
Я не могу сказать вам его имя, потому что у него есть внуки, и я не хочу, чтобы они знали, что он трахнул много пожилых дам. Но персонаж был основан на реальном человеке. В фильме есть реплика, которую я взял из настоящей жизни, и это абсолютная правда. Я слышал, как он её произносит. В фильме Зеро Мостел говорит пожилой даме: «Выпишите чек на название проекта „Наличные“». И она говорит: «„Наличные“? Это смешное название для пьесы». И он отвечает: «Не смешнее, чем „Продавец льда грядёт“». Я взял это из реальной жизни .
Считается, что прототипом этого героя стал нью-йоркский продюсер Бенджамин Катчер (Benjamin Kutcher) . Для персонажа Джина Уайлдера было выбрано имя Лео Блум, притом что его напарник Зеро Мостел (играющий Макса Бялыстока) прославился благодаря роли Леопольда Блума в театральной постановке «Улисс в ночном городе» по знаменитому роману Джойса . Брукс сравнивал этих двух персонажей с понятиями психоанализа, где первый представляет собой Эго («животное начало» по словам Брукса), а второй — Ид :
Лео Блум в исполнении Джина Уайлдера был духовным персонажем. Он был Эго. Ему были присущи более пронзительно трогательные качества. В конце концов оба персонажа пришли к осознанию, что им не так нужны были деньги, как они были нужны друг другу. Им нужна была радость от совместной работы .
Брукс желал видеть в роли Бялыстока актёра Зеро Мостела. Его удалось убедить с помощью жены Кэтрин Харкин, которой сценарий пришёлся по душе, а вот актёру первоначально нет, так как ему не нравилась перспектива сыграть человека, спящего со старухами за деньги. На одну из ролей в фильме первоначально был утверждён Дастин Хоффман , но в это время ему предложили пройти пробы на фильм « Выпускник », который впоследствии прославил его. Мел Брукс легко отпустил актёра на пробы, так как хорошо знал об этом фильме от своей жены Энн Бэнкрофт (утверждённой на роль миссис Робинсон) и понимал, что шансов получить роль у того очень мало. Однако, несмотря на ожидания Брукса, в «Продюсеры» Хоффман уже не вернулся.
Сценарий фильма был создан за девять месяцев и был написан с помощью секретаря Альфы-Бетти Олсен (Alfa-Betty Olsen) . Однако, несмотря на усилия Брукса, первоначально сценарий фильма «Весна для Гитлера» не вызвал положительного приёма у студий и его отвергли ряд продюсеров, посчитав его безвкусным и возмутительным. При этом звучали предложения изменить отсылки к немецкому фюреру Гитлеру на итальянского дуче — Муссолини . Добиться успеха с поиском финансирования удалось благодаря агенту Брукса, который договорился о встрече с другом, нью-йоркским продюсером Сидни Глейзером (Sidney Glazier). Последний так смеялся над сценарием, что принял проект, сказав: «Мы сделаем это! Я не знаю как, но мы сделаем этот фильм!» Им было привлечено дополнительное финансирование, в том числе со стороны продюсера Джозефа Эдварда Левина из Embassy Pictures , который сумел убедить Брукса сменить название с «Весны для Гитлера» на «Продюсеры». Бруксу удалось вселить уверенность в продюсеров в то, что он способен снять полнометражный художественный фильм, и настоять на своём. Эта работа стала его полноценным режиссёрским дебютом. Съёмки начались 22 мая 1967 года; они были запланированы в Нью-Йорке, предусматривали сорокадневный срок и бюджет в 941 000 долларов США.
Приём
Премьера прошла 22 ноября 1967 года в городе Питтсбург , штат Пенсильвания , а в марте 1968 года фильм вышел в ограниченный прокат. Он получил неоднозначную реакцию со стороны критики, в том числе появилось несколько очень недоброжелательных рецензий (Стэнли Кауфман, Джон Саймон, Полин Кейл ). Вместе с тем в 1969 году за этот фильм Мел Брукс получил премию « Оскар » за лучший сценарий . Со временем фильм стал признаваться классической комедией и был оценён со стороны критики и зрителей. Роджер Эберт , видевший фильм в 1968 году, в 2000 году назвал его одним из самых смешных фильмов когда-либо снятых .
В 1996 году Национальным советом США по сохранности фильмов лента включена в Национальный реестр фильмов , имеющих «культурное, историческое или эстетическое значение» . В 2000 году Американский институт киноискусства включил его в список « 100 самых смешных американских фильмов за 100 лет по версии AFI », где он занял одиннадцатое место . В 2004 году Американский институт киноискусства обнародовал список « 100 лучших песен к фильмам », в котором («Весна для Гитлера») заняла восьмидесятое место .
В России в начале 1990-х годов фильм выпускался на VHS в одноголосом закадровом переводе Алексея Михалёва и Григория Либергала . Российский киновед Михаил Трофименков указывал на вызывающий, смелый сценарий фильма, особенно по сравнению с обычной голливудской продукцией 1960-х годов: «Уже в сюжетной завязке Брукс обнажает главный принцип своего комизма: чем хуже, глупее, чудовищнее, тем лучше. Даже по старым, ещё неполиткорректным, меркам фильм кажется запредельным хулиганством, а нынешние охальники из „ Южного парка “ по сравнению с Бруксом — просто воспитанники воскресной школы » . По поводу нестандартных персонажей Трофименков выразился следующим образом:
В их звёздный час триумфа и катастрофы ряженые эсэсовцы под предводительством жеманного педераста будут распевать такие куплеты, каких Бродвей ещё не слышал и вряд ли услышит: «Весна для Гитлера и Германии, зима для Польши и Франции» .
Награды и номинации
Год | Премия | Номинация | Персона | Результат |
---|---|---|---|---|
1969 | « Оскар » | Лучший оригинальный сценарий | Мел Брукс | Победа |
Лучшая мужская роль второго плана | Джин Уайлдер | Номинация | ||
1969 | « Золотой глобус » | Лучшая мужская роль — комедия или мюзикл | Зеро Мостел | Номинация |
Лучший сценарий | Мел Брукс | Номинация | ||
1969 | Гильдия сценаристов США | Лучший американский сценарий комедийного фильма | Мел Брукс | Номинация |
Лучший американский оригинальный сценарий | Мел Брукс | Победа |
Рецепция
- На Бродвее в 2001 году был поставлен мюзикл « Продюсеры » по мотивам фильма. Спектакль был восторженно встречен как зрителями, так и критиками, и на следующий день после открытия побил рекорд дневных кассовых сборов в истории этого театра, продав билетов на 3 миллиона долларов . Оригинальная бродвейская постановка 2001 года получила 12 премий « Тони », в том числе в номинации за лучший мюзикл . Постановки также были осуществлены во многих странах по всему миру: Канада, Германия, Австралия, Новая Зеландия, Израиль, Южная Корея, Аргентина, Япония, Дания, Италия, Венгрия, Испания, Мексика, Чехия, Швеция, Словакия, Австрия, Финляндия, Греция, Бразилия и Венесуэла . С весны 2009 года — Германия и Россия.
- В 2005 году был снят ремейк фильма, осуществлённый по сценарию Брукса и , в котором снялись Мэттью Бродерик , Натан Лейн , Уилл Феррелл и Ума Турман .
Примечания
- , с. 22.
- The Producers (1967). Release Info. от 23 декабря 2005 на Wayback Machine . // IMDb.
- Барабанов, Борис. // Коммерсантъ. — 2009. — 14 апреля. 16 февраля 2021 года.
- ↑ .
- ↑ Belth, Alex (2014-02-16). . The Daily Beast (англ.) . из оригинала 16 февраля 2014 . Дата обращения: 14 февраля 2021 .
- Эта роль позволила Мостелу вернуться к актёрской карьере после обвинений в антиамериканской деятельности и получить награду Obie за лучшую небродвейскую роль за сезон 1958—1959 годов.
- Nielsen Business Media Inc. (англ.) . — Nielsen Business Media, Inc., 1997-04-26. — 100 с. — P. 87.
- Roger Ebert. (англ.) . . Дата обращения: 14 февраля 2021. 27 апреля 2013 года.
- (англ.) . Library of Congress, Washington, D.C. 20540 USA . Дата обращения: 14 февраля 2021. 31 октября 2016 года.
- (англ.) . American Film Institute . Дата обращения: 14 февраля 2021. 1 марта 2021 года.
- (англ.) . American Film Institute . Дата обращения: 14 февраля 2021. 11 февраля 2020 года.
- ↑ . Афиша . Дата обращения: 14 февраля 2021. 20 сентября 2020 года.
- Pogrebin, Robin (2001-04-21). (англ.) . New York Times . из оригинала 16 октября 2013 . Дата обращения: 18 декабря 2013 .
- (англ.) . TonyAwards.com. Дата обращения: 17 декабря 2013. Архивировано из 18 августа 2013 года.
- Леонид Михрин. . — Litres, 2019-09-12. — 489 с. — ISBN 978-5-04-188853-4 .
Литература
- Сакс, Майк. Ковыряясь в мёртвой лягушке: инсайды от топовых комедийных авторов / Пер. с англ. Ю. Шейкиной. — М. : Эксмо, 2020. — С. 486—505. — 512 с. — (Мастер сцены). — ISBN 978-5-04-106184-5 .
- Friedman, Jonathan C. . — Lexington Books, 2022. — С. 22. — 233 с. — ISBN 978-1793640154 .
Ссылки
- 2021-06-26
- 1