Interested Article - Бико, Стив
- 2020-12-31
- 2
Стив Бико ( коса Steve Biko , полное имя — Стивен Банту Бико , коса Stephen Bantu Biko ; 18 декабря 1946 , Кинг-Уильямс-Таун , Южно-Африканская республика — 12 сентября 1977 , Претория ) — известный борец за права чёрных южноафриканцев, считается основателем ( Black Consciousness Movement ) в Южной Африке. Панафриканист и африканский социалист по взглядам. Павший жертвой полиции, Бико посмертно стал для движения против режима апартеида политическим мучеником . Писал под псевдонимом Фрэнк Ток ( англ. Frank Talk ).
Биография
Стив Бико родился в простой семье в Кинг-Уильямс-Тауне в Восточной Капской провинции , был третьим из четырёх детей. Его отец рано умер.
С самого детства Стива интересовала политика. По политическим мотивам он был исключён из престижной школы Лавдейл в Элис , после чего продолжил учёбу в более либеральном римско-католическом колледже святого Франциска в Мэриэнхилле.
В 1966 году он поступил на отделение для чернокожих медицинского факультета Натальского университета в Дурбане . В университете, слывшем оплотом либеральной мысли, он познакомился со своим будущим другом и наставником Джошуа Мбойя Дада. Бико стал членом многонациональной организации « » ( NUSAS ).
Однако вскоре он пришёл к выводу, что в NUSAS, как и в других подобных антиапартеидных группах, господствуют белые либералы , пусть и благонамеренные, а не представители непосредственно угнетённых общин (при этом Бико выступал против любых форм расизма и имел множество белых друзей). Следовательно, студентам неевропейского происхождения (чёрным, индийцам и « цветным ») нужна своя собственная организация для борьбы за свои права. Поэтому в 1968 году он на встрече Университетского христианского движения призвал к созданию исключительно чёрного объединения. На встрече в Университете Севера неподалёку от Питерсбурга Бико стал соучредителем Южноафриканской организации студентов ( SASO ) и её первым президентом.
Затем организация Бико вошла в Движение «чёрного самосознания» ( Black Consciousness Movement, ВСМ ). Помимо ликвидации апартеида, движение ставило своими целями всеобщее избирательное право и социалистическую экономику, а также учреждало «Программы чёрных сообществ» ( Black Community Programmes, BCPs ) — например, центры здравоохранения и ясли. Бико был сторонником объединения ВСМ с остальными движениями за освобождение чернокожих, в том числе Африканским национальным конгрессом и .
Бико также участвовал в деятельности «Всемирной христианской федерации студентов» ( «World Student Christian Federation» ). В 1972 году Стив был избран почетным президентом «Чёрной народной конвенции» («Собрания темнокожих», Black People’s Convention ) и много выступал на публике. Вместе с профсоюзным деятелем и философом Риком Тёрнером был ключевой фигурой в « Дурбанском движении» против апартеида , находившемся под влиянием чёрного христианства и « новых левых ».
В 1973 году он был исключен из университета, и в том же году за ним было установлено наблюдение: ему было запрещено покидать город, разговаривать более чем с одним человеком и публично выступать. Также было запрещено цитировать Стива в печати и в устной речи. Стив Бико, интересовавшийся также и юридическими вопросами, начал заочное изучение права.
Несмотря на запреты, он одновременно активизировал свою деятельность в качестве лидера движения сопротивления: проводил собрания, издавал газету под псевдонимом «Frank Talk». Это привело к тому, что с 1975 года он вообще не мог принимать участия в политике, неоднократно подвергался арестам.
Бико и движение «черного самосознания» сыграли важную роль в организации серии молодёжных протестов 16 июня 1976 года в Соуэто , вызванных попыткой правительства ввести обязательное преподавание всех предметов в школах на языке африкаанс . Выступления африканской молодёжи были подавлены вооружённой полицией, жертвами насилия стали десятки, если не сотни, африканцев. Около 700 погибших и 4000 тысяч раненых. После этого власти начали охоту на Бико.
Арест и гибель
17 августа 1977 года Стив Бико в сопровождении своего товарища Питера Джонса Бико отправился в Кейптаун на переговоры с лидером «Нового движения за свободу» Невиллом Александером . На обратном пути 18 августа он был арестован около Кинг-Уильямс-Тауна по подозрению в терроризме (в соответствии с Актом о терроризме от 1967 года, позволявшим полицейским задерживать людей по малейшим подозрениям и без решения суда на период до 60 дней) и препровожден в тюрьму близлежащего города Порт-Элизабет , в камеру 619. 11 сентября , после многочисленных допросов и применения пыток Бико обнажённым и связанным перевезли за 1100 километров, в Преторию . На следующую ночь он скончался в тюремном лазарете, не получив должного медицинского ухода.
Министр юстиции, полиции и тюрем ЮАР Джимми Крюгер 14 сентября 1977 года заявил, что причиной смерти Стива стала голодовка , якобы объявленная им 5 сентября, и что тюремные медики делали всё, чтобы спасти его. Однако расследование, проведённое в ноябре 1977 года , опровергло официальную версию. Оно выявило медицинское заключение, указывавшее, что смерть Бико наступила в результате пяти тяжёлых повреждений головного мозга; к тому же, у него были сломаны два ребра. Выяснилось, что полиция безопасности Порт-Элизабета при допросе на протяжении 48 часов удерживала своего узника в наручниках и кандалах обнажённым. Факты об обстоятельствах смерти Бико сделала достоянием общественности журналистка Хелен Зилле , будущая мэр Кейптауна и лидер оппозиционной партии Демократический альянс .
Виновные в смерти Бико, впрочем, так и не были привлечены к ответственности. Выступая перед делегатами съезда Национальной партии Трансвааля, министр Джимми Крюгер, отличавшийся крайне правыми взглядами, публично заявил о смерти Бико: Dit laat my koud — «Это оставляет меня равнодушным».
Обстоятельства смерти Стива Бико привлекли широкое внимание мировой общественности. Бико стал символом движения сопротивления против режима апартеида . На его похоронах присутствовало много журналистов, политиков и дипломатов, в том числе из США и Западной Европы. Общее количество людей, приехавших проводить Стива в последний путь, составило от 10 до 20 тыс. человек.
Правительство ЮАР подвергло гонениям целый ряд лиц и организаций, вставших на защиту Бико, среди них белого либерального журналиста Дональда Вудза, близкого друга Бико, помогавшего в расследовании его смерти (в своё время Вудз выступил с критической статьёй в адрес Бико, осуждая его за отсутствие гибкого подхода к накопившимся в обществе расовым проблемам, однако после личной встречи признал правоту позиции своего оппонента и приобрёл в его лице нового товарища). Совет Безопасности ООН отреагировал на это введением эмбарго на ввоз и продажу оружия ЮАР.
Гибель Стива Бико и последующие протесты стали важным фактором дестабилизации режима апартеида. Отставки премьер-министра Балтазара Форстера в 1978 году и министра Джимми Крюгера в 1979 году, как и переход правительства Питера Боты к политике реформ, в определённой степени были обусловлены и этими событиями.
Память
Личность Бико стала легендарной, и его имя было увековечено во многих музыкальных произведениях, литературе и кино. Дональд Вудз описал судьбу Бико в своей книге: «Стив Бико — голос человечества». В 1987 году Ричард Аттенборо снял по мотивам этой книги фильм « Клич свободы ». За исполнение роли Стива Бико актёр Дензел Вашингтон был номинирован на « Оскар » — за исполнение роли второго плана.
О Бико пели многие исполнители рэпа , хип-хопа , джаза , рэгги и рока . Среди них Питер Хэммилл , Public Enemy , Патрис , Питер Гэбриел , Дэйв Мэтьюс , System Of A Down , Simple Minds , U2 и другие.
Имя Стива Бико сейчас носят улицы и здания университетов в ЮАР, Англии и США. На площади Свободы в Технологическом университете Дурбана установлен его бронзовый бюст. В серии «A Fistful of Datas» фантастического телесериала « Star Trek: The Next Generation » присутствует космический корабль, названный в его честь USS Biko.
Наследие
Стив Бико является автором книги «Я пишу, что хочу» ( I Write What I Like ), вышедшей спустя год после его смерти. Ему принадлежит ряд известных цитат, например «Измените у людей образ мыслей, и действительность никогда уже не будет прежней».
Как теоретик движения «чёрного самосознания» он был продолжателем идей антиколониальных мыслителей Франца Фанона и Эме Сезера . Он также переосмыслил и пропагандировал лозунг культурного движения афроамериканцев 1960-х годов « » ( Black is beautiful ), понимая под ним преодоление навязанного колонизаторами чувства расовой неполноценности.
Стив Бико предупреждал, что если постапартеидная ЮАР останется капиталистической , то, хоть некоторые чёрные и станут буржуазией , однако неравенство и бедность сохранятся: переход Южной Африки к демократии без социалистических экономических реформ никак не изменит ситуации экономического угнетения темнокожего большинства. Он полагал, что несправедливость в распределении богатств, как и расовые разделения, могут быть устранены лишь в будущей социалистической Южной Африке.
Сам Стив Бико оставался сторонником ненасильственного сопротивления . Однако немало его последователей занимали более радикальные позиции — идейное наследие Бико сыграло важную роль при формировании Народной организации Азании ( AZAPO ), среди лидеров которой был Дон Маттера . У этой ультралевой подпольной структуры, идеология которой основывалась на синтезе марксизма , африканского социализма и «чёрного сознания», было военное крыло — (ныне AZAPO, как и отколовшаяся от неё , является легальной политической силой).
Хотя при жизни Бико не входил в Африканский национальный конгресс (а члены связанного с АНК Единого демократического фронта в 1980-х даже собирались у дома Бико с обвинениями в его адрес как якобы «агента ЦРУ », что приводило к стычкам с AZAPO), АНК включил его в пантеон своих героев. В 1994 году АНК использовала его образ в своей агитации; в 1997 году Нельсон Мандела заявлял, что «Бико принадлежит всем, а не лишь AZAPO». В 2015 году делегации от Африканского национального конгресса и враждующего с ним откола « Борцы за экономическую свободу » соревновались за посещение его могилы на годовщину смерти . В 2017 году президент от АНК Джейкоб Зума возглагал к ней цветы на День прав человека .
Бико принадлежал к народу коса , но свободно разговаривал также на английском языке и африкаансе .
Примечания
- ↑ (англ.) — 2003.
- Ngcukana, Lubabalo . City Press (13 сентября 2016). Дата обращения: 4 марта 2017. 8 января 2016 года.
- Ngcobo, Ziyanda . Eyewitness News (21 марта 2017). Дата обращения: 4 марта 2017. 21 марта 2017 года.
Литература
- Steve Biko: I write what I like . University of Chicago Press , Chicago 2002, ISBN 0226048977 .
- Donald Woods: Steve Biko . Goldmann, München 1989, ISBN 3442089859 .
- John Briley: Cry Freedom Simplified Edition. Oxford University Press 1989, ISBN 0194216373 .
Источники
- Ahluwalia, Pal; Zegeye, Abebe. Frantz Fanon and Steve Biko: Towards Liberation // Social Identities. — 2001. — Т. 7 . — С. 455—469 . — doi : .
- Bernstein, Hilda. . — London: International Defence and Aid Fund, 1978. — ISBN 978-0-904759-21-1 .
- Brown, Julian. SASO's Reluctant Embrace of Public Forms of Protest, 1968–1972 (англ.) // Vol. 62 , no. 4 . — P. 716—734 . — doi : . : journal. — 2010. —
- Bucher, Jesse. The Possibility of Care: Medical Ethics and the Death of Steve Biko (англ.) // Vol. 47 , no. 5 . — P. 567—579 . — doi : . : journal. — 2012. —
- Cock, Jacklyn. (англ.) . — Johannesburg: Ravan Press, 1989. — ISBN 978-0-7043-4165-4 .
- Denis, Philippe. Seminary Networks and Black Consciousness in South Africa in the 1970s (англ.) // Vol. 62 , no. 1 . — P. 162—182 . — doi : . : journal. — 2010. —
- de Wet, Johann. Steve Biko as Existentialist Communicator // Communicatio. — 2013. — Т. 39 , № 3 . — С. 293—304 . — doi : .
- Hadfield, Leslie. Biko, Black Consciousness, and ‘the System’ eZinyoka: Oral History and Black Consciousness in Practice in a Rural Ciskei Village (англ.) // Vol. 62 . — P. 78—99 . — doi : . : journal. — 2010. —
- Hill, Shannen L. Biko's Ghost: The Iconography of Black Consciousness (англ.) . — Minneapolis: ISBN 978-0816676361 . , 2015. —
- Kamola, Isaac. Steve Biko and a Critique of Global Governance as White Liberalism (англ.) // Vol. 13 , no. 1 . — P. 62—76 . — doi : . : journal. — 2015. —
- Macqueen, Ian. Resonances of Youth and Tensions of Race: Liberal Student Politics, White Radicals and Black Consciousness, 1968–1973 (англ.) // Vol. 65 , no. 3 . — P. 365—382 . — doi : . : journal. — 2013. —
- Macqueen, Ian. Black Consciousness in Dialogue in South Africa: Steve Biko, Richard Turner and the 'Durban Moment', 1970–1974 (англ.) // Vol. 49 , no. 5 . — P. 511—525 . — doi : . : journal. — 2014. —
- Mamdani, Mahmood. A Tribute to Steve Biko // Transformation: Critical Perspectives on Southern Africa. — 2012. — Т. 80 . — С. 76—79 .
- Mandela, Nelson. Biko: A Life / Xolela Mangcu. — London and New York: I. B. Tauris , 2014. — С. 7—9. — ISBN 978-1-78076-785-7 .
- Mangcu, Xolela. . — London and New York: I. B. Tauris , 2014. — ISBN 978-1-78076-785-7 .
- Marable, Manning; Joseph, Peniel. Biko Lives! Contesting the Legacies of Steve Biko (англ.) . — New York and Basingstoke: Palgrave Macmillan , 2008. — P. vii–x. — ISBN 978-0-230-60519-0 .
- Mngxitama, Andile; Alexander, Amanda; Gibson, Nigel. Biko Lives! Contesting the Legacies of Steve Biko (англ.) . — New York and Basingstoke: Palgrave Macmillan , 2008. — P. 1—20. — ISBN 978-0-230-60519-0 .
- Silove, Derrick. Doctors and the State: Lessons from the Biko Case (англ.) // Vol. 30 , no. 4 . — P. 417—429 . — doi : . . — 1990. —
-
Smit, B. F. (1995).
. In E. J. Verwey (ed.).
New Dictionary of South African Biography
. HSRC Press. pp.
.
ISBN
978-0-7969-1648-8
.
{{ cite encyclopedia }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) - Woods, Donald. . — New York and London: Paddington Press, 1978. — ISBN 0-8050-1899-9 .
- Wilson, Lindy. Steve Biko. — Athens, Ohio: ISBN 978-0-8214-4441-2 . , 2012. —
Ссылки
- 2020-12-31
- 2