Бартон, Дэвид Нокс
- 1 year ago
- 0
- 0
«Бартон Финк» ( англ. Barton Fink ) — сюрреалистическая чёрная комедия братьев Коэн , рассказывающая о писателе по имени Бартон Финк, который пишет пьесы в жанре социального реализма. Главные роли исполнили Джон Туртурро и Джон Гудмен .
Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале 1991 года, где он получил ряд наград, в том числе главный приз « Золотая пальмовая ветвь ». Киноведами считается одним из самых удачных фильмов Коэнов.
Талантливый и честный драматург Бартон Финк ( Джон Туртурро ) заключает контракт с крупной голливудской кинокомпанией, возглавляемой деспотичным Джеком Липником, на написание сценария к фильму о рестлинге . Переехав в Лос-Анджелес , Бартон селится в дешёвом отеле, где безуспешно пытается написать произведение на тему, в которой ничего не понимает.
В начале работы над сценарием Бартону мешает шум, доносящийся из соседнего номера. Он звонит портье ( Стив Бушеми ) и жалуется на шум. Он слышит обрывки телефонного разговора между портье и жильцом из соседнего номера. По окончании разговора сосед ( Джон Гудмен ) заходит к Бартону и извиняется за причиняемые неудобства, представляется как Чарльз Мэдоус, рассказывает про свою работу страхового коммивояжёра, узнаёт, что Бартон — писатель.
На следующее утро Бартон приходит к Бену Гейслеру ( Тони Шалуб ) — продюсеру, назначенному на этот фильм, и просит дать совет, как написать сценарий борцовского фильма, на что мистер Гейслер предлагает поговорить с более опытным сценаристом. В тот же день Бартон случайно знакомится с Уильямом Мэйхью — известным романистом, который предлагает встретиться позже и обсудить сценарий. Мэйхью страдает алкоголизмом, и Бартон вскоре узнаёт, что за знаменитость уже давно пишет Одри — его секретарша и сожительница.
Когда у Бартона требуют набросок сюжета, он просит помощи у Одри, так как в течение недели топчется на начальных строках. Она приезжает к нему в номер и остаётся на ночь. Бартон просыпается в кровати рядом с окровавленным телом Одри. Он просит помощи у Чарли, и тот предлагает не впутывать полицию и забирает тело, чтобы спрятать.
Потрясённый Бартон с пустыми руками приходит к Липнику, но тот соглашается с враньём Бартона, что преждевременное обсуждение сценария помешает вдохновению.
Бартон вновь пытается сесть за работу, и к нему заходит Чарли, чтобы попрощаться перед поездкой в Нью-Йорк, и оставляет на хранение запечатанную коробку. Бартон рекомендует своих нью-йоркских родственников, чтобы Чарли наведался к ним.
На следующее утро в холле отеля два детектива останавливают Бартона и грубо расспрашивают про соседа. Оказывается, того зовут не Чарльз Мэдоус, а Карл Мундт , он серийный убийца и любит отрезать своим жертвам голову. Ошарашенный Бартон погружается в транс и запоем пишет сценарий. После окончания работы он уходит на танцы.
По возвращении Бартон застаёт в своём номере детективов. Они сообщают ему новость о убийстве Уильяма Мэйхью, указывают на следы крови на матрасе, где лежала убитая Одри, обвиняют Бартона в пособничестве Мундту и приковывают наручниками к кровати. Но тут в отеле начинается пожар, и является сам Мундт. Он убивает полицейских, освобождает Бартона, вновь оставляет ему коробку, говорит «Заходи, если что» и уходит (возможно, погибает, скрывшись в горящем номере). Бартон покидает отель со сценарием и коробкой в руках.
Бартон безуспешно пытается дозвониться до нью-йоркских родственников, гадая, не стали ли они также жертвами Мундта.
Липник разносит сценарий как слишком умный, но заявляет, что Бартон и впредь связан контрактом. Из разговора следует, что Америка вступила в войну с Японией.
Бартон уходит с коробкой к морю и садится на песок. Рядом садится красивая девушка — в позе, как на картине, на которую Бартон постоянно смотрел у себя в номере .
Актёр | Роль |
---|---|
Джон Туртурро | Бартон Финк |
Джон Гудмен | Чарльз Мэдоус / Карл Мундт |
Джуди Дэвис | Одри Тейлор |
Майкл Лернер | Джек Липник |
Джон Махони | Уильям Мэйхью |
Тони Шалуб | Бен Гейслер |
Стив Бушеми | Чет |
Джон Полито | Лу Бриз |
Ричард Портноу | Детектив Мастрионотти |
Детектив Дойч | |
Гарланд Стэнфорд | |
Ричард Сент-Клэр |
Братья Коэны утверждали, что идея фильма о творческом кризисе сценариста пришла им в голову, когда они испытали нечто подобное во время работы над сценарием « Перекрёстка Миллера ». Главный герой во многом списан с Клиффорда Одетса — драматурга левых взглядов, который с большим трудом приспосабливался к голливудскому конвейеру. Сам сюжет частично был вдохновлен пьесой Клиффорда Одетса «Большой нож» (1949), по сюжету которой невероятно успешный киноактер начинает задыхаться под весом строгого киноконтракта . Прототипом Уильяма Мэйхью послужил Уильям Фолкнер , который одно время работал над сценарием фильма о борьбе и также, как и персонаж, имел проблемы с алкоголем. Киноворотила напоминает Селзника : толстый еврей в очках, руководящий кинопроцессом. Также в качестве возможных прототипов данного персонажа называют: ( англ. Harry Cohn) президента и основателя Columbia Pictures , Джека Л. Уорнера и тестя Селзника — Луиса Б. Майера . Примечательно, что последний был известен своей страстью к людям искусства и опекой над ними, а деловые встречи с ним превращались в настоящие «спектакли»: он мог биться в истерике, плакать, впадать в ярость, молить на коленях, петь и плясать и так далее .
Роли Джона Туртурро , Джона Гудмена , Джона Полито и Стива Бушеми — постоянных актёров Коэнов — изначально писались именно под этих актёров. Это первый фильм Коэнов, снятый не Барри Зонненфельдом (оператором выступил Роджер Дикинс , и фильм стал его безусловной удачей). Сам Зонненфельд появился в камео: он сталкивается с Бартоном Финком в ресторане. Сцена в ресторане была снята на борту парохода Queen Mary .
По жанру «Бартон Финк» продолжает «квартирную трилогию» Романа Поланского . «Это фильм наподобие Поланского. Ближе всего к этому», — признавался Итан Коэн . По иронии судьбы, именно Полански возглавлял жюри Каннского фестиваля, которое присудило фильму главный приз. Кинообозреватели иронизировали, что Полански как бы вручает награду самому себе.
В картине много отсылок к другим фильмам, ранним фильмам Коэнов и к самой себе. Например, последняя фраза сценария Финка — «Мы ещё услышим новости про этого парня, и это будет не открытка» — это также и последняя фраза пьесы Финка, которую ставят в начале фильма.
Некоторые персонажи фильма похожи на реальных людей. К примеру, Джек Липник ( Майкл Лернер ), глава Capital Pictures, который приглашает Бартона в Лос-Анджелес писать сценарии, списан в равной степени с Луиса Барта Майера и Джека Уорнера . Уильям Мэйхью ( Джон Махони ), седовласый писатель-алкоголик, очевидно срисован с Уильяма Фолкнера .
Сцена драки во время танцев с военными — это не просто серия гэгов, это отсылка к еще одному литературному произведению, который повлиял на фильм — роман «День саранчи» Натанаэла Уэста , написанному в 1939 году. Это история о голливудском художнике-декораторе, который живет в полуразрушенном отеле. Главный герой, Тод Хэкетт, пытается подорвать мифологизирующий аспект киноиндустрии. В кульминации книги премьера фильма становится эпицентром восстания толпы, ярость которой направлена на бесцеремонность, высокомерие и недостоверность Голливуда .
Это первый фильм, который выиграл три главных награды («Золотую пальмовую ветвь», призы лучшему режиссёру и лучшему актёру) Каннского кинофестиваля.
Фильм получил преимущественно положительные отзывы от критиков.
На сайте Rotten Tomatoes картина имеет рейтинг 90 %, основанный на 58 рецензиях критиков, со средним рейтингом 7.7 из 10. Критический консенсус сайта гласит: «Интригующий и тревожный, сатирический рассказ братьев Коэнов о драматурге 1940-х годов, который борется с писательским кризисом, наполнен их фирменным чувством юмора и потрясающими действиями» .
Критик газеты « Вашингтон пост » охарактеризовала фильм, как «безусловно, один из лучших и самых интригующих фильмов года» .
Критик « The New York Times » Винсент Кэнби назвал картину «безоговорочным победителем» и «прекрасной тёмной комедией» .
Критик назвал Бартона Финка «самой восхитительной, провокационно-неописуемой картиной братьев Коэнов».
Некоторым критикам не понравился слишком закрученный сюжет и намеренно загадочный финал.