Interested Article - Антония (фильм)
- 2021-03-19
- 1
«Антония» ( нидерл. Antonia ; альтернативное название — «Родословная Антонии» , от англ. Antonia's Line ) — нидерландская комедийная драма режиссёра и сценаристки Марлен Горрис . Главную роль исполнила Виллеке ван Аммелрой . Премьера состоялась 12 сентября 1995 года на Международном кинофестивале в Торонто , где кинолента получила « ». Она также одержала победу в категории « Лучший фильм на иностранном языке » на 68-й церемонии вручения премии «Оскар» .
Сюжет
Фильм охватывает минувшие сорок лет из жизни Антонии, которые она вспоминает в последний день перед смертью.
Вскоре после Второй мировой войны овдовевшая Антония вместе со своей дочерью-подростком Даниэль возвращается в родную деревню, где при смерти находится её больная мать. После похорон они вдвоём начинают обживать семейную ферму и между делом навещают старого друга Антонии, интеллектуала-затворника Кривопалого. Им пускается помогать парень по прозвищу Губошлёп. Другой житель деревни — фермер Бас, также вдовец и отец пяти сыновей , предлагает Антонии выйти за него замуж, но получает отказ. Однажды Даниэль случайно видит, как соседскую дочь Диди насилует старший брат, после чего они с Антонией берут девушку под свою опеку. Диди и Губошлёп сближаются, а одарённая богатым воображением Даниэль отправляется в художественное училище. Спустя некоторое время она заявляет, что хочет завести ребёнка. Они с Антонией едут в город, чтобы найти мужчину, который ненароком помогает ей забеременеть. У Даниэль рождается дочь Тереза.
Проходит шесть лет, маленькая Тереза подрастает. Местный священник «скидывает рясу» и находит себе пару, Диди беременеет от Губошлёпа, и они играют свадьбу, а Антония с фермером Басом вступают в романтическую связь, которая продлится вплоть до самой её смерти. В Терезе всё ярче проявляются задатки вундеркинда . Даниэль знакомится с её школьной учительницей и будущим тьютером Ларой и тут же влюбляется. Вскоре Лара отвечает ей взаимностью, и между ними также завязываются отношения.
Проходит ещё несколько лет. После долгого отсутствия брат Диди возвращается в деревню и насилует тринадцатилетнюю Терезу. Решившаяся на самосуд Антония берёт в руки ружьё и отправляется на его поиски. Угрожая насильнику оружием, она признаётся, что не может убить человека, но обещает наложить на него смертельное проклятие. В тот же вечер избитого местными жителями мужчину топит в бочке собственный брат. Спустя годы двадцатилетняя Тереза преподаёт в университете. Она не может найти подходящего партнёра среди других интеллектуалов и заводит сексуальные отношения с другом детства Симоном, который давно в неё влюблён. Однажды Тереза обнаруживает, что беременна, и после некоторых раздумий решает оставить ребёнка. У Терезы и Симона рождается дочь Сара. Подросшая Сара, которая в фильме выступает в роли рассказчицы , становится свидетельницей того, как скоро начинают умирать жители деревни — друзья семьи и соседи. Так, Губошлёп погибает в результате несчастного случая с трактором, а пессимист Кривопалый, оставив своей бывшей воспитаннице Терезе предсмертную записку, совершает самоубийство.
В финале картины готовая к смерти Антония просит правнучку Сару позвать к ней в комнату остальных родственников и близких. Она спокойно умирает в своей постели в кругу семьи.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Виллеке ван Аммелрой | Антония |
Даниэль | |
Аллегонде (мать Антонии) | |
Верле ван Оверлоп | Тереза |
Эстер Вриссендорп | Тереза в 13 лет |
Тереза в 6 лет | |
Тирза Ревестейн | Сара |
Миль Зегерс | Кривопалый |
Ян Деклер | фермер Бас |
Лара | |
Рейну Буссемакер | Симон |
Диди | |
Виллем (Губошлёп) |
Критика
Американские критики восприняли фильм в основном положительно. Журнал « Нью-Йоркер » назвал его «нидерландской феминистской сказкой» , а газета « Нью-Йорк таймс » — «произведением магического феминизма» . Кинокритик Роджер Эберт оценил картину на четыре звезды из пяти и заметил, что её просмотр погружает зрителей «в необычное, дивное настроение: нам рассказывают истории, иногда необъяснимые, как чудо, а иногда земные, как скотный двор» . Издание написало, что фильм «по- моцартовски прекрасен: он настолько искусно сделан, что мы увлекаемся удивительным течением повествования и напрочь забываем отдать должное интеллектуальной смелости и мастерству режиссёра» . По мнению профессора женских исследований Линды Лопес Макалистер , главным достижением Горрис стало «то, что она сумела создать ощущение места и персонажей, полных жизни, со своими причудами, особенностями и оплошностями, проникнутых любовью, яростью и желанием» . Встречались и менее комплиментарные рецензии: например, обозреватель « Сан-Франциско кроникл » Эдвард Гутманн отметил рост Горрис как режиссёра, но при этом назвал «Антонию» фильмом для тех, «кто предпочитает истории о женщинах, процветающих вне мужского общества, и готов простить странную смесь сентиментальщины и мужененавистничества» .
Для российского критика Сергея Кудрявцева феминистский и семейно-бытовой аспекты киноленты отошли на второй план; он написал, что прежде всего автор «заставляет подумать о неистребимом природном инстинкте жить и продолжать род человеческий», а фильм «не только более лукав, но и по-своему мудр и философичен» .
На родине в Нидерландах комментаторы были не так благосклонны — в сравнении с предыдущими работами Горрис картину посчитали более поверхностной , а после победы на « Оскаре » режиссёра и вовсе обвинили в том, что она сняла « голливудское кино». В статье «Почему американцы любят „Антонию“» Ханс Крон сделал вывод, что лента привлекла американского зрителя своей упрощённой кинореальностью. Том Ронсе увидел в американской популярности фильма подтверждение того, что ему не хватает глубины. Аб ван Иперен написал, что «Антония» — это нидерландская феминистская версия американского вестерна , в том числе его принципа, по которому сюжет преобладает над развитием персонажей . Как подытожил режиссёр Майк ван Дим : «Из-за существующих культурных различий англоязычная аудитория оценила этот фильм гораздо больше, чем мы» .
Награды и номинации
Год | Фестиваль / Премия | Категория / Награда | Номинанты | Результат | Прим. |
---|---|---|---|---|---|
1995 | Кинофестиваль в Торонто | Победа | |||
« » | Лучший фильм |
|
Номинация | ||
Лучшая режиссура художественного фильма | Марлен Горрис | Победа | |||
Лучшая актриса | Виллеке ван Аммелрой | Победа | |||
Лучший актёр | Ян Деклер | Номинация | |||
Лучшая актриса | Победа | ||||
Международный кинофестиваль в Чикаго | Приз зрительских симпатий «Gold Plaque» | Победа | |||
«Серебряный Хьюго» за лучший сценарий | Марлен Горрис | Победа | |||
Приз зрительских симпатий за лучшую режиссуру | Марлен Горрис | Победа | |||
1996 | « Оскар » | Лучший фильм на иностранном языке | Победа | ||
Варшавский кинофестиваль | Приз зрительских симпатий | Марлен Горрис | Номинация | ||
1997 | GLAAD Media Awards | Номинация | |||
BAFTA | Лучший неанглоязычный фильм |
Марлен Горрис
Ханс де Верс |
Номинация | ||
2015 | Приз зрительских симпатий | Победа |
Примечания
- Bainbridge, Caroline. // A Feminine Cinematics: Luce Irigaray, Women and Film (англ.) . — Springer , 2008. — P. 199. — ISBN 978-0-230-58368-9 .
- (англ.) . Box Office Mojo . IMDbPro. Дата обращения: 6 марта 2023. 7 марта 2023 года.
- ↑ Кудрявцев С. // Искусство кино . — Изд. Союза работников кинематографии СССР, 1996. — Вып. 9 . — С. 157 . 7 марта 2023 года.
- ↑ Ebert, Roger . (англ.) . www.rogerebert.com (14 февраля 1996). Дата обращения: 6 марта 2023. Архивировано 7 марта 2023 года.
- Kerr, Sarah. (англ.) . The New Yorker . Дата обращения: 14 декабря 2023. Архивировано из 10 ноября 2007 года.
- Maslin, Janet (англ.) . The New York Times (2 февраля 1996). Дата обращения: 14 декабря 2023. 26 мая 2015 года.
- ↑ Kooijman, Jaap. (англ.) . — , 2008. — P. 97. — ISBN 978-90-5356-492-9 . 14 декабря 2023 года.
- McAlister, Linda Lopez. (англ.) . The Women's Show, WMNF-FM 88.5, Tampa, Florida (20 апреля 1996). Дата обращения: 14 декабря 2023. Архивировано из 7 декабря 2012 года.
- ↑ Guthmann, Edward. (англ.) . SFGATE (14 февраля 1996). Дата обращения: 6 марта 2023. Архивировано 7 марта 2023 года.
- Кудрявцев С. . www.kommersant.ru . Коммерсантъ (1 июня 1996). Дата обращения: 14 декабря 2023. 14 декабря 2023 года.
- ↑ Krabbendam, Hans; Van Minnen, Cornelis A.; Scott-Smith, Giles. (англ.) . — State University of New York Press , 2009. — P. 1066. — ISBN 978-1-4384-3015-7 . 14 декабря 2023 года.
- (англ.) . . Дата обращения: 18 февраля 2023. 16 февраля 2023 года.
- Blokker, Bas. (нидерл.) . vorige.nrc.nl . NRC Handelsblad (14 апреля 2004). Дата обращения: 7 марта 2023. Архивировано из 20 сентября 2016 года.
- (англ.) . MUBI . Дата обращения: 6 марта 2023. 28 ноября 2020 года.
- (англ.) . Turner Classic Movies . Дата обращения: 7 марта 2023. Архивировано из 15 сентября 2016 года.
- (англ.) . Academy Awards Acceptance Speech Database . Дата обращения: 18 февраля 2023. 16 октября 2022 года.
- Blokker, Bas. (англ.) . United Press International (4 февраля 1997). Дата обращения: 7 марта 2023. 5 марта 2022 года.
- (англ.) . awards.bafta.org . BAFTA . Дата обращения: 18 февраля 2023. 24 октября 2022 года.
- (англ.) . Mezipatra Queer Film Festival . Дата обращения: 6 марта 2023. Архивировано 7 марта 2023 года.
- 2021-03-19
- 1