Interested Article - Кинематограф Дании
- 2020-06-28
- 1
Кинематограф появился в Дании в конце XIX века. С последней четверти XX века кинопроизводство в Дании переживает подъём, вызванный созданием и программой государственного финансирования.
Немое кино
В 1896 году Вильгельм Пахт провёл в Копенгагене первые показы фильмов братьев Люмьер . В 1897 году создал первый датский фильм « Езда на гренландских собаках ». Длительность этой документальной ленты — меньше минуты. В 1903 году Эльфельт снял и первый датский игровой фильм «Казнь» ( Henrettelsen ). В течение примерно десяти лет Эльфельт был единственным кинематографистом Дании .
В 1904 году в Копенгагене открылся первый кинотеатр . В 1906 году кинопродюсер Оле Ольсен создал компанию « Nordisk Film ». За несколько лет Nordisk Film выросла во вторую по величине кинокомпанию Европы после Pathé . В ней работало около 1700 человек . Nordisk производила комедии, мелодрамы и триллеры, отличавшиеся реалистичностью постановки и яркой актёрской игрой. В 1910 году фильмом «Бездна» дебютировала в кино актриса Аста Нильсен . «Бездна», снятая будущим мужем Нильсен Петером Урбаном Гадом , получила известность благодаря эротическому подтексту главной женской роли. Нильсен продолжила сниматься сначала в Дании, потом в Германии, став одной из первых звёзд европейского кино . С 1911 года директором Nordisk стал режиссёр , который снял ряд коммерчески успешных полнометражных картин. Среди них эротическая мелодрама « » ( Ved Faengslets Port ) и фильм-катастрофа « » ( Atlantis ) по роману Гауптмана . Кинопроизводство в Дании пошло на спад с началом Первой мировой войны . Причинами были исчерпание ресурсов Nordisk — компания эксплуатировала стандартные сюжеты, которые приелись публике, и конкуренция со стороны других стран, в частности Германии .
Двумя крупнейшими режиссёрами эпохи немого кино в Дании были Беньямин Кристенсен и Карл Теодор Дрейер . Кристенсен снял на собственной студии два фильма — « » ( Det hemmelighedsfulde X , 1913) и « »( Hcevnens nat ), после чего в поисках средств уехал из страны. Его следующая работа « Ведьмы » была снята уже в Швеции . Дрейер был одним из наиболее значимых кинематографистов своего времени. Его режиссёрский почерк отличали любовь к крупным планам и замкнутым пространствам. Дрейер начинал как сценарист на Nordisk, там же он дебютировал как режиссёр с фильмами « » ( Præsidenten , 1919) и « » ( Blade af Satans bog , 1921). Позже Дрейер переехал во Францию, где снял свой самый известный фильм, новаторскую историческую драму « Страсти Жанны д’Арк » .
Историк кино Жорж Садуль отмечал, что вышедший в 1917 году фильм « Клоун », в котором свою последнюю роль сыграл знаменитый датский актёр Вальдемар Псиландер , имел значительный коммерческий успех, а Сандберг выдвинулся в ряды постановщиков с мировым именем
1930-е и 1940-е
Пионером звукового кино был . Его фильм «Эскимос» (1930) прошёл незамеченным, а следующей ленте « » уже сопутствовал успех. В 1930-х производство фильмов в Дании сокращалось в связи с экспансией Голливуда .
В период немецкой оккупации в Данию в большом количестве импортировалось кино из Германии и нейтральной Швеции. В собственном кинопроизводстве преобладали лёгкие жанры — комедии и фарсы. На их фоне выделялись картины «Заблудшая» Лау Лауритцена-младшего и Бодиль Ипсен и историческая драма об охоте на ведьм вернувшегося в Данию Дрейера « День гнева » .
В послевоенные годы тема оккупации оставалась одной из главных в национальном кинематографе, ей были посвящены многие фильмы. Наиболее известным из них стала ещё одна картина Лауритцена и Ипсен — « Красные луга », получившая в 1946 году Гран-при (на то время главную премию) Каннского кинофестиваля . Послевоенные годы стали и периодом подъёма реализма. Одной из его вершин стал фильм « Дитте — дитя человеческое », снятый Бьярне и Астрид Хеннинг-Енсен по роману датского классика коммуниста Мартина Андерсена-Нексё .
1950-е и 1960-е
В 1949 году закон ввёл налоговые льготы для производителей фильмов с образовательной составляющей. Одним из результатов этого стало сокращение остросоциальных фильмов. Через год по примеру Швеции в Дании была введена государственная поддержка национального кинематографа: кроме субсидий для фильмов, «пропагандирующих общественно-полезные ценности» был введён возврат 25 % уплаченного налога на зрелища. Считается, что эти меры помогли развитию скандинавского кинематографа. В то же время художественная ценность большинства фильмов 1950-х была невысокой, хотя новый фильм долго молчавшего Дрейера « Слово » всё же получил главный приз Венецианского кинофестиваля 1955 года .
В 1960-х годах на датский кинематограф большое влияние оказала французская новая волна . Среди характерных кинокартин того периода «Уик-энд» , «Дилемма» и « Голод » Хеннинга Карлсена , « » Йоргена Лета .
1970-е и 1980-е: создание Института датского кино
В 1972 году был принят закон о поддержке национального кинематографа, одним из нововведений которого стало учреждение (Det Danske Filminstitut, DFI). Функцией DFI является принятие решений о государственных субсидиях на съёмки фильмов. Для оценки каждого предлагаемого фильма DFI назначает консультантов-«экспертов» (литераторов, драматургов и т. д.), мнение которых является решающим. Консультант контролирует съёмки фильма — и решение о выделении субсидий или их прекращении (что тоже бывает) основывается на его оценке. Эта схема много критиковалась за сосредоточение слишком больших полномочий в одних руках, но в соответствии с другими мнениями, она была полезна для развития некоммерческого кинематографа .
Некоторые фильмы, получившие субсидии, были прохладно приняты критиками и публикой. Среди успешных фильмов — экранизация классического романа Оге Тома Кристенсена «Разрушение» 1977 года, самая дорогая на тот момент кинокартина в истории страны, и «Рождённый зимой» 1988 года Астрид Хеннинг-Енсен , за который режиссёр получила приз «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля . В 1978 году фильмом «Медовый месяц» дебютировал Билле Аугуст .
В 1982 году в закон были внесены поправки, нацеленные на развитие кино для молодёжи: не менее четверти средств должны были направляться на фильмы для подростковой аудитории. Вехой для датского подросткового кино считается фильм Лассе Нильсена «Оставьте нас одних». Нильсен, в прошлом педагог, снял тяжёлый фильм о проблемах молодёжи, в значительной степени основанный на импровизации актёров. Ещё одной значимой картиной стал фильм Аугуста « » (1983) .
В 1980-х датское кино совершило прорыв на мировые экраны: два года подряд «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке получали датские кинорежиссёры. «Оскар» за 1987 год получил « Пир Бабетты » Габриэля Акселя , а в следующем году лауреатом стал « Пелле-завоеватель » Аугуста.
1990-е и 2000-е
Известность получил манифест четырёх датских режиссёров « Догма 95 » . Его озвучил на конференции в Париже в марте 1995 года Ларс фон Триер . Авторы манифеста противопоставляли процессу глобализации малобюджетное кино, при работе над которым режиссёр накладывает на себя ряд ограничений (эти ограничения, сведённые в десять пунктов, были приложены к манифесту в виде «обета целомудрия») . Первыми фильмами, официально признанными снятыми по правилам «Догмы 95», были « Торжество » Томаса Винтерберга и « Идиоты » фон Триера (оба — 1998). Другими подписантами манифеста были и Сёрен Краг-Якобсен .
Фон Триер дебютировал в 1984 году фильмом « Элемент преступления ». Его фильмы 1990-х и 2000-х « Европа », « Рассекая волны », « Танцующая в темноте » и « Догвилль » были показаны на крупнейших мировых фестивалях и получили множество наград.
В 1996 году режиссёр был назначен на пост руководителя департамента художественных программ национальной телевещательной корпорации Danmarks Radio . Хаммерих модернизировал департамент, заложив основу для конвейера по производству успешных телевизионных сериалов, среди которых «Такси» ( Taxa , 1997-99), «Подразделение 1» ( Rejseholdet , 2000-03), «Орёл» ( Ørnen , 2004-06) .
Режиссёр Сюзанна Бир работала в кинематографе с конца 1980-х. Её комедия 1999 года «Один единственный» ( Den Eneste Ene ) стала одним из самых успешных в прокате датских фильмов последнего времени . Её сотрудничество со сценаристом Андерсом Томасом Йенсеном принесло номинацию на «Оскар» за лучший иностранный фильм за « После свадьбы » (2006) и «Оскар» за « Месть » (2010).
Первый полнометражный фильм Кристоффера Боэ « Реконструкция » на Каннском кинофестивале получил премию « Золотая камера ». Режиссёр Николас Виндинг Рефн , родившийся в Дании и живущий в США, получил известность благодаря трилогии фильмов «Дилер» ( первый фильм вышел в 1996 году), а в 2011 году получил приз Каннского фестиваля за лучшую режиссуру за картину « Драйв ». Одним из лучших европейских актёров начала XXI века считается Мадс Миккельсен , удостоившийся за роль мягкого воспитателя детского сада Лукаса в психологической драме Томаса Винтерберга « Охота » приза за лучшую мужскую роль 65-го Каннского кинофестиваля .
Примечания
- ↑ Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 8. Григорьев — Динамика. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. — С. 312.
- , p. 7.
- ↑ , p. 8.
- , p. 10.
- , pp. 9—10.
- Ж. Садуль. Всеобщая история кино. Том 3. — М., 1958, стр. 454.
- , p. 14.
- , p. 15.
- , pp. 15—16.
- Mette Hjort, Eva Jorholt, Eva Novrup Redvall. The Danish Directors 2: Dialogues on the New Danish Fiction Cinema. — Intellect Books, 2010. — P. 26—27. — 310 p. — ISBN 9781841502717 .
- , p. 27.
- , p. 28.
- Mette Hjort Small nation, global cinema: the new Danish cinema. P. 34—38.
- , p. 11.
- Mette Hjort Small nation, global cinema: the new Danish cinema. P. 99.
Литература
- Tytti Soila, Astrid Söderbergh-Widding, Gunnar Iverson. . — Routledge, 1998. — 262 p. — ISBN 9780415081955 .
- Mette Hjort. . — University of Minnesota Press, 2005. — 312 p. — ISBN 9780816646494 .
- John Sundholm, Isak Thorsen, Lars Gustaf Andersson, Olof Hedling, Gunnar Iversen. . — Scarecrow Press, 2012. — 482 p. — ISBN 9780810855243 .
Ссылки
- (датск.) . 30 августа 2013 года.
- 2020-06-28
- 1