Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии
- 1 year ago
- 0
- 0
«Го́лубь сиде́л на ве́тке, размышля́я о бытии́» ( швед. En duva satt på en gren och funderade på tillvaron ) — чёрная комедия Роя Андерссона , удостоена высшей награды Венецианского кинофестиваля « Золотой лев ». Фильм представляет собой заключительную часть трилогии, куда входят также картины « Песни со второго этажа » и « Ты, живущий ».
Режиссёр имеет в виду известное полотно Питера Брейгеля Старшего « Охотники на снегу », где можно увидеть сидящих на ветках дерева птиц, как бы созерцающих всю сцену . «Птица, — размышляет Андерссон, — поражена тем, что сидящие под деревом охотники не видят хаоса, который неизбежно приближается.» .
Действие фильма, состоящего из 39 трагикомических скетчей , разворачивается в неопределённой западноевропейской стране, предположительно, в Швеции . Герои сменяют друг друга; основная сюжетная нагрузка приходится на странную пару — внешне слегка напоминающий зомби торговец бессмысленной утварью (клык вампира , «мешок со смехом» и страшная резиновая маска) и его умственно отсталый приятель. В фильме царит временной релятивизм ; по словам известного кинокритика Валерия Кичина ,
Миниатюры верны единому стилю и заторможенному ритму, но легко переносятся сквозь время то в пылкую юность ныне замороженных героев, то в эпоху Карла XII , прямо на коне заскочившего в попутный кабачок и там положившего глаз на смазливого русского бармена — непосредственно перед крахом под Полтавой .
Большинство составляющих картину эпизодов сняты в минималистском духе, на театральный манер, при помощи неподвижной камеры; мизансцены перекликаются с полотнами Эдварда Хоппера .
В фильме присутствуют визуальные аллюзии на живопись Брейгеля , а также реминисценции из « Дон Кихота » Сервантеса и « Преступления и наказания » Достоевского . Поэтика фильма сродни театру абсурда Беккета .