Interested Article - Тупик (фильм, 1966)
- 2021-11-07
- 1
«Тупи́к» ( фр. Cul-de-sac ) — фильм режиссёра Романа Поланского , удостоенный главного приза Берлинского кинофестиваля 1966 года . Главные роли исполнили Лайонел Стэндер , Дональд Плезенс и Франсуаза Дорлеак .
В своих интервью Полански не раз повторял, что считает «Тупик» своим лучшим фильмом и, будь его воля, снимал бы только ленты, подобные этой.
Сюжет
Два гангстера, Дики и Элби, получив ранения во время попытки ограбления, прячутся от полиции у приливного острова Линдисфарн . Они набредают на Линдисфарнский замок , расположенный в приливно-отливной зоне — время от времени он оказывается то на материке, то на острове .
В уединённом замке живут муж с женой — несколько неуравновешенный Джордж и красивая, но неверная Тереза, которая гораздо моложе его. Дики захватывает молодожёнов в заложники до прибытия своего таинственного босса по имени Кательбах. Ночью его напарник умирает от раны. Вместо босса в замок приезжают досужие гости, и топорному гангстеру в их присутствии поневоле приходится изображать из себя лакея .
В момент, когда ситуация готова разрешиться без лишней крови, из-за взбалмошности и жестокости Терезы происходит убийство Дики. Девушка покидает замок с очередным любовником, оставив обезумевшего Джорджа рыдать сидя на скале в море, повторяя имя своей первой жены, Агнессы.
В ролях
- Лайонел Стэндер — Дики
- Дональд Плезенс — Джордж
- Франсуаза Дорлеак — Тереза
- — Элби
- — Кристофер
- — отец Кристофера
- — мать Кристофера
- — знакомый Филип
- — знакомая Мэрион
- Уильям Франклин — Сесил
- Жаклин Биссет (Джекки Биссет) — Жаклин
- — Николас
Работа над фильмом
Первые короткометражки Поланского находились в русле польской и европейской традиции абсурдистского театра . Затем ему пришлось снять два более традиционных по форме полнометражных фильма — в первом случае, под давлением социалистической идеологии , во втором — чтобы сделать себе имя на Западе. Если верить автобиографии режиссёра, легендарный фильм « Отвращение » с присущим ему налётом сюрреализма был для него лишь шагом к абсурдистскому проекту в духе Беккета и Пинтера . Ещё в начале 1960-х он описывал его сюжетную линию следующим образом:
Это рассказ о новобрачных, ему лет 46 или 48, ей 22 или 23. Они живут в разваливающемся доме у моря. Он очень богат, но она грозит пустить его по миру своими тратами. Она не в своём уме, но он любит её. В их доме пытается найти убежище раненый бандит.
Поначалу речь шла о фильме, в котором на язык кино были бы переведены художественные координаты таких беккетовских пьес, как « В ожидании Годо » и « », с примесью «театра жестокости» Арто . Само название фильма — «В ожидании Кательбаха» — должно было отсылать к знаменитой пьесе Беккета (аллюзия на «Эндшпиль» удержана и в названии «Тупик»). На главные роли были выбраны Макгоуран и Плезенс — театральные актёры, сделавшие себе имена в постановках пьес Беккета и Пинтера, соответственно.
Полански вспоминает, что сценарий был для него с Браком чистой импровизацией, «как будто бы кто-то дал нам холст и кисти и сказал, „Творите, ребята“. Сцены и персонажи выросли из всего того, что занимало сценаристов в то время — как в жизни, так и в искусстве. Прототипом Дики стал польский друг Поланского по имени Анджей Кательбах, прототипом Терезы — первая жена Поланского, . Первоначально предполагалась, что молодожёнов сыграют сам режиссёр и пытавшаяся помыкать им Барбара.
Съёмки фильма проходили на острове Линдисфарн на севере Англии. Они столкнулись с множеством трудностей, включая ненастную погоду, постоянные перебранки режиссёра с актёрами и актёров между собою, проблемы Стэндера со здоровьем (у него пошаливало сердце) и отсутствием на острове элементарных удобств. Фильм был восторженно принят на Берлинале , однако менее высоколобые критики, особенно в Штатах, его не поняли и подвергли остракизму . Многие недоумевали, зачем нужно снимать фильм, где все без исключения персонажи вызывают лишь антипатию. Всего через пару дней после американской премьеры он был фактически снят с проката.
Анализ
Задуманный как кинематографический аналог пьес Беккета , «Тупик» повторяет геометрический минимализм их структуры . В фильме четыре главных персонажа — из них двое «командиров» и двое «подчинённых». Отношения между углами этого квадрата вскрывают скрытый садомазохизм , на котором строится эта (да и любая другая) кинокомедия. По ходу фильма герои несколько раз меняются ролями. Сюжетные ожидания зрителей постоянно фрустрируются: например, в этом фильме не гангстеры несут смерть мирному семейству, как можно было бы ожидать в обычном триллере , а наоборот. Жизненным «тупиком» оказывается остров не только для незадачливых налётчиков, но и для главного героя, Джорджа. Прибытие бандитов вскрывает несбыточность его надежд на семейное счастье в браке с Терезой. Экзистенциальный тупик в том, что он внутренне принимает ситуацию, в которой его постоянно запугивают, унижают и оскорбляют другие (в первую очередь, Дики и Тереза).
Наследие
Образованная в 1990 году в Бостоне экспериментальная музыкальная группа « Cul de Sac », которую считают одними из основоположников пост-рока , взяла своё название именно от фильма Романа Полански.
См. также
- « Теорема » — абстрактно геометризованный, подобно «Тупику», кинематографический проект Пазолини того же времени.
Примечания
- ↑ Roman Polanski: Interviews (ed. by Paul Cronin). University Press of Mississippi, 2005. ISBN 978-1-57806-800-5 . Page 40.
- ↑ John Orr, Elżbieta Ostrowska. The Cinema of Roman Polanski . ISBN 978-1-904764-75-5 . Pages 96-97.
- 26 сентября 2007 года.
- «Тупик» можно описать как чёрный роман Раймонда Чандлера или Уильяма Айриша , пересказанный Сэмюэлом Беккетом" ( Михаил Трофименков ).
- ↑ James Morrison. Roman Polanski . University of Illinois Press, 2007. ISBN 978-0-252-07446-2 . Pages 43-44, 50.
- . Дата обращения: 8 августа 2010. Архивировано из 23 сентября 2009 года.
- С точки зрения психоанализа , его виктимность замешана на подсознательной потребности в возвращении травмы.
Ссылки
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
- (англ.) на сайте Rotten Tomatoes
- 2021-11-07
- 1