Interested Article - Футурологический конгресс

«Футурологи́ческий конгре́сс» ( польск. Kongres futurologiczny ) — фантастический роман Станислава Лема , опубликованный в 1971 году. Представляет собой неутешительный прогноз развития человеческого общества в условиях нарастающей социальной конфронтации и стремительного истощения природных ресурсов: правящие круги с помощью химических препаратов погрузили всё человечество в своего рода виртуальную реальность , иллюзорный мир почти полного изобилия и благополучия. Увидеть истинное положение вещей могут лишь единицы и только на короткое время. Настоящая же реальность — полный крах цивилизации.

Сюжет

Ийон Тихий едет на футурологический конгресс в неблагополучную латиноамериканскую страну Костарикану ( польск. Costaricana ). На конгрессе обсуждаются самые животрепещущие вопросы футурологии. Одновременно с конгрессом футурологов в том же здании отеля «Хилтон» проходит конференция молодых бунтарей, конгрессы «Ассоциации издателей освобождённой литературы» и «Общества филуменистов», что добавляет неразберихи. В самый разгар конгресса в Костарикане начинаются массовые беспорядки. Власти пытаются их остановить при помощи психотропных средств бенигнаторов , вызывающих ликование и благодушие. Сначала бенигнаторы вводятся в водопроводную воду, а когда это не даёт ожидаемого эффекта (из-за того, что водопроводную воду мало кто пьёт), власти применяют бумбы — «бомбы умиротворения и благочиния». Это приводит к беспорядкам нового рода: психотропные средства в высокой концентрации преодолевают фильтры полицейских противогазов, в результате чего бунтари и полиция объединяются в экстазе раскаяния и взаимной любви. Тогда армия Костариканы угрожает применить для подавления мятежа обычные бомбы. Тихий вместе с частью футурологов и журналистов надевает изолирующий дыхательный аппарат и укрывается в самом нижнем этаже подвала отеля, у канализационного коллектора. Через некоторое время запас кислорода в дыхательных аппаратах подходит к концу, и спасающимся приходится дышать атмосферным воздухом. Дважды их забирают на поверхность для спасения подоспевшие солдаты армии США, но каждый раз это оказывается галлюцинацией. На третий раз Тихий отказывается покидать подвал и остаётся в одиночестве. Затем его расстреливает из пистолета офицер армии Костариканы, уводящий свой отряд из захваченного мятежниками президентского дворца через канализацию. Однако Тихого спасают, и он приходит в себя в больнице, но отказывается принимать эту реальность, считая её новой галлюцинацией. Лечащий врач называет это новой формой реактивного психоза и признаёт состояние пациента безнадёжным. Тихого замораживают в жидком азоте, чтобы вылечить в будущем, когда появятся необходимые для этого средства.

Тихого размораживают в 2039 году , в «светлом будущем». Там он пытается освоиться и понять новый порядок вещей. Он изучает обновлённый язык, новые порядки, жизнь химиократического общества. Многое его потрясает — возможность воскрешения даже против воли умершего, новое понимание семьи и брака, обучение, наука, внедрение роботов.

Потом он постепенно узнаёт о «масконах» ( галлюциногенах нового поколения, создающих виртуальную реальность) и о том, что реальность маскируется и приукрашивается; что существуют различные противоядия от галлюциногенов, соответствующие разным степеням допуска к истине (разным уровням правдивости): Земля гибнет. Потребительский рай, чудеса медицины и управление погодой — только всеобщая галлюцинация. Существуют разные пласты виртуальной реальности — все жители «цивилизованного мира» находятся в максимально благополучной; чтобы перейти на другой уровень реальности, более близкий к правде, требуется химический препарат.

Руководитель фирмы, производящей химические препараты, подозревает Тихого в организации революционного подполья. Во время личной встречи с ним Тихий устраивает драку, завершившуюся падением из окна небоскрёба. Внезапно Тихий падает в канал со сточными водами и оказывается в том самом подвале, где участники конгресса прячутся от бомб. Его замораживание и жизнь в будущем тоже были галлюцинацией.

Некоторые слова и выражения из языка будущего

  • Алгебраин — препарат для изучения математики.
  • Бустория — школьный предмет, заменивший историю. Изучают не то, что было, а то, что будет.
  • Дворцовать — временно иметь дворец.
  • Жирократия — коррупция (от выражения «подмазать», «подмазать жиром»).
  • Интерферент — временное гибридное существо, появляющееся при интерференции программ ревидения . После выключения аппарата время их существования доходит до трёх минут.
  • Коррумпьютер — робот-взяточник.
  • Масконы — вещества, скрывающие действительность.
  • Отрезвин — запрещённый препарат, частично нейтрализующий действие масконов.
  • Примитивист — недалёкий робот.
  • Придурист — робот-симулянт, который не хочет работать.
  • Размороженец (мерзлянтроп) — человек, который был много лет назад заморожен, а затем разморожен.
  • Ревидение — трёхмерное телевидение.
  • Роботряс, роботрутень — робот-лентяй.
  • Роботяга — робот-труженик.
  • Симулянт — несуществующий объект, который прикидывается существующим.
  • Скандалол — препарат для стимуляции скандала.
  • Трынтравинил — препарат для успокоения.
  • Хамант — робот-хам.
  • Цифранин — деревенский робот.
  • Чуждак — чужой робот.

Влияние

  • Идеи Лема оказали влияние на более поздние произведения, и не только в литературе. Существует мнение [ чьё? ] , что « Матрица », например, создана в том числе под влиянием «Футурологического конгресса». Впервые идея и проблемы существования виртуальной цивилизации были описаны Лемом в футурологической монографии « Сумма технологии » в 1963 году. То, что впоследствии было заимствовано для создания «Матрицы», Лем называл фантомологией, а устройства по формированию виртуальной реальности — фантомомашинами.
  • Проблема виртуальной реальности часто рассматривалась в творчестве Лема; в частности, такая тема присутствует также в рассказе «Ящики профессора Коркорана» в цикле « Из воспоминаний Ийона Тихого ».
  • Ари Фольман , режиссёр анимационного фильма « Вальс с Баширом », в 2013 году снял фильм « Конгресс » по мотивам романа.
Источник —

Same as Футурологический конгресс