Маска (жанр)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Маска» — повесть польского писателя-философа Станислава Лема . В жанровом отношении представляет собой гармоничный синтез «жёсткой» НФ , фэнтези и психологического детектива . Сам Лем говорил, что в повести его интересовала «так называемая „проблема автодескрипции конечного автомата “, то есть, пользуясь традиционным языком, полного самопознания им своих психических процессов» .
Главная героиня, сознание которой фрагментарно пробуждается в мире, напоминающем мир жесткого фэнтези, начинает метаться, осознавать некие странности. К примеру, она странным узнаванием реагирует на лица — в том числе на лицо ученого Арродеса, мучительно отыскивает в своей памяти некие следы — и в том числе, вложенную в неё память многих женщин. Она не может понять, кто она, откуда у неё такая физическая сила — споткнувшись, она незаметно вырывает с корнем куст, не знает даже, каким именем ей представляться — графиня Тленикс, Ангелита, где её родина — ответов множество.
Через какое-то время, измученная этим раздвоением и невозможностью спросить — вместо слов у неё «хрип и немота», она перевоплощается. Сцена написана так, что непонятно — хотела ли она покончить с собой, вскрывая себе живот, или же хотела увидеть некий скрытый внутри овальный серебристый объект. Эту сцену видит Арродес, он в ужасе бежит. В новом теле стремительного и опасного механического устройства героиня отыскивает след ученого, и начинает преследование. Она, повинуясь программе, дает ему «время накопить в себе отчаяние», но одновременно — пытается познать себя, и до конца так и не уверена, сможет ли его убить. Попав в монастырь, она подвергается операции — на её главное оружие — жало — напылено железо, что должно увеличить её свободу. Монахи так до конца и не верят ей, но отдают должное её искренности.
Арродеса похищают с целью выкупа, и когда настоятель показывает девушке-машине следы ученого и преступников, она устремляется в погоню. Во время опасного восхождения в горах погибает один из похитителей, наткнувшись на его тело, неутомимая преследовательница спешит изо всех сил. Но все равно она не успевает к развязке — Арродес, пытаясь вырваться, получает смертельную рану. Он так и не узнает её, и она остается с ним — «бессильно смертоносная».
К повести негативно отнёсся Борис Натанович Стругацкий . В письме Борису Штерну от 11 сентября 1976 г. он писал: « А „Маска“ мне не шибко понравилась. Хотя из того, что последнее время у нас публикуется, это, несомненно, лучшее. Лем — это Лем! Но в сравнении с „ Солярисом “ и даже с „ Непобедимым “ это, безусловно, безделка (если не сказать — подделка) » .