Великое Кольцо
- 1 year ago
- 0
- 0
«Великое Кольцо» — литературная премия в области фантастики, которая вручалась фантастам, пишущим на русском языке, по итогам голосований клубов любителей фантастики . Вручалась ежегодно с 1981 по 1994 годы (за исключением 1984 и 1985 годов).
В 1981 году на фестивале фантастики «Аэлита» в Свердловске состоялась встреча представителей клубов любителей фантастики из разных городов СССР. На этой встрече было принято решение о создании, по аналогии с американской премией «Хьюго» , новой советской литературной награды — читательской премии в области фантастики «Великое Кольцо» . Название премия получила в честь одноимённой фантастической системы радиообмена информацией между высокоразвитыми цивилизациями , которая была описана в романах И. А. Ефремова « Туманность Андромеды » и « Час Быка ».
Организацией премии занялся волгоградский клуб любителей фантастики «Ветер времени» в лице его председателя Бориса Завгороднего . Премия вручалась в трёх номинациях «Роман, повесть», «Короткая повесть, рассказ» и «За вклад в фантастику» . В 1983 году номинаций стало четыре: «Роман», «Повесть», «Рассказ», «За вклад в фантастику». Каждый клуб любителей фантастики имел лишь один голос, затем голоса клубов суммировались и определялся победитель . По этой системе премия была вручена в 1981, 1982 и 1983 годах . Как вспоминал Борис Завгородний :
В далёком восемьдесят первом счастливом году, я — молодой, зелёный фэн, приехал на «Аэлиту» и сразу начал доказывать абсолютно доказуемое: нужна нам своя, советская «Хьюга». И все спорили со мной ужасно. Нужна, говорили, нужна. А споры закончились для меня неожиданно — ты предложил, ты и делай. И 81, 82, 83 года я так и делал. Писал письма, получал ответы, вычерчивал графики, получал результаты, изготавливал дипломы, покупал призы.
Интересно, что лауреатом премии 1983 года в номинации «За вклад в фантастику» стал сам Завгородний, который так описал это событие :
В 1983 году влип в ситуацию двенадцатого вопроса — изготовив диплом, подписав его, купив статуэтку и вручив его некоему Завгороднему Б. А. — по категории «За вклад в Фантастику». Смешно, но что же мне нужно было делать заранее? Внести предложение, чтобы мне, как проводящему голосование, приза не присуждали? Представляю реакцию! Ах, так ты так уверен, что за тебя проголосуют люди?! Ну, получи…
В 1984 году вышло секретное постановление секретариата ЦК КПСС «О серьёзных недостатках в деятельности клубов любителей фантастики», в котором была отмечена недостаточность контроля за деятельностью КЛФ, в которых ведётся пропаганда западной фантастики, «культивирующей буржуазную мораль и идеологию» , . Клуб «Ветер времени» был закрыт, как и многие другие советские КЛФ . Соответственно, премия за 1984 и 1985 годы не вручалась .
Премия была возрождена в 1986 году после совещания клубов любителей фантастики в Киеве . Организацией премии стал заниматься омский клуб любителей фантастики «Алькор» в лице его председателя М. Исангазина (а позже А. Коломейца) при поддержке Омской областной юношеской библиотеки .
После возрождения премии схема определения её победителей усложнилась. На первом этапе эксперты в области фантастики, выбранные из числа наиболее авторитетных «фэнов», подавали номинационные списки . Эти списки сводились воедино и произведения, которые были названы менее чем тремя номинаторами, исключались . Затем итоговые списки рассылались по клубам любителей фантастики России , Украины , Белоруссии , Казахстана , Азербайджана и других бывших советских республик, причём в голосовании мог принимать участие каждый желающий член того или иного КЛФ, прочитавший не менее трети произведений номинационного списка . Изменились и номинации премии. Две премии «За лучшие непереводные фантастические произведения»: «Большая форма» (роман, повесть), «Малая форма» (короткая повесть, рассказ) и премия «За лучшие переводные произведения года» (с 1988 года премия за переводные произведения была разделена на «Большую форму» и «Малую форму» . Причём премия в итоге вручалась только авторам непереводных произведений на русском языке, а итоги опроса по переводным произведениям просто принимались к сведению . В 1990 году для непереводных произведений была добавлена номинация «Средняя форма» для коротких повестей и больших рассказов, но она не прижилась и в последующие годы не вручалась .
В таком формате премия вручалась ежегодно с 1986 по 1993 год . В 1994 году премия была отменена в связи с появлением премии « Интерпресскон » .
Премия 1981-83 годов представляла собой избушку на куриных ножках , у которой вместо ножек были ракеты .
За 1984-85 годы премия не вручалась.
Премия 1986-87 была чисто символической в виде памятного адреса с гравировкой и дипломом лауреата .
На премию 1988 года деньги перечислили десятки омичей, а Первомайский райком ВЛКСМ Омска добавил недостающие средства, на которые статуэтки изготовили на агрегатном заводе им. Куйбышева .
В последующие годы премия представляла собой статуэтку, внешний вид которой в разные годы довольно сильно изменялся .
Церемонии присуждения премии проходили в :
Кроме того, дипломами «Великого Кольца» награждены другие произведения: роман Ю. Самсонова «Стеклянный корабль», повести: В. Пирожникова «На пажитях небесных» и А. Генкина и В. Кацуры «Лекарство для Люс», рассказы А. Кубатиева , В. Рыбакова , Е. и Л. Лукиных и другие. Дипломами также отмечена деятельность В. Бабенко — старосты семинара молодых фантастов (Москва) и В. Бугрова — редактора НФ-журнала « Уральский следопыт » .
Премия не вручалась
Премия не вручалась