Антисемитизм в Новое время
- 1 year ago
- 0
- 0
Термин « Антисемити́зм » ( нем. Antisemitismus ) появился в Германии в 1860 году и с тех пор означает нетерпимость и предубеждение к евреям .
Объясняется расистскими представлениями о биологической несовместимости европейцев, фигурировавших у первых идеологов расового антисемитизма как «германская» или « арийская раса », и евреев как представителей «семитской расы». При этом термина «семитизм» в современном языке не существует , хотя это слово использовалось в XVIII—XIX веках .
Применимость термина «антисемитизм» к древней истории является предметом дискуссии в научной среде. Также проблемой применимости является различение антисемитизма и антисионизма . В отношении религиозных предубеждений иногда используется термин «антииудаизм». В качестве синонима также используется термин «юдофобия», хотя учёные отрицают его полную синонимичность с антисемитизмом.
Термин появился во второй половине XIX веке в немецкой политической культуре. Происхождение его было связано с языком иврит , который относится к группе семитских языков . Отсюда «евреи» = «семиты», а ненависть к ним — «антисемитизм» .
Впервые его использовал в 1860 году еврейский учёный Мориц Штейншнейдер для описания взглядов Эрнеста Ренана . Штайншнайдер обвинил Ренана в том, что он использует эвфемизм «семитизм» чтобы замаскировать свою враждебность к евреям. В 1865 году слово появилось в энциклопедии под редакцией Карла фон Роттека . Термин «семитизм», который приписывали ещё немецкому историку XVIII века Августу Людвигу Шлёцеру , без особых трудностей превратился в «антисемитизм» .
Но настоящую популярность термин «антисемитизм» получил после того, как немецкий публицист Вильгельм Марр , вдохновленный успехом своего памфлета «Победа иудейства над германством, рассматриваемая с нерелигиозных позиций», в 1879 году организовал встречу для приверженцев «Антисемитской лиги» . С тех пор авторство термина часто ошибочно приписывают Марру . Использование нового термина, по мнению историка Моше Циммермана , отличало новую организацию от «Христианской социалистической партии» придворного проповедника Адольфа Штёккера . Кроме того, слово «антисемитский» казалось немного менее конфликтным чем «антиеврейский», а Марр и его сторонники опасались мести оппонентов . Несмотря на возражения многих антиеврейских активистов, слово быстро вошло в обиход. Одним из первых учёных, легко подхвативших этот термин, был Генрих фон Трейчке — в своей работе «Слово о наших евреях» в ноябре 1879 года . Он также использовал слово semitentum , чтобы противопоставить «глубоко творческих немцев» «непостоянным и бесплодным» евреям .
После смерти Марра терминологические споры продолжились. Например, некоторых антиеврейских активистов не устраивало образование термина от имени библейского персонажа . В статьях Теодора Фрича использовалось выражение «враги евреев», автор нацистской расовой теории Ганс Гюнтер предлагал заменить термин «антисемитизм» термином «антиеврейство». Тем не менее, термин прижился и получил широкое распространение, несмотря на свою противоречивость .
Первое упоминание термина на французском языке замечено 28 ноября 1879 года в газете Le Globe, корреспондент которой сообщил о создании Марром «Антисемитской лиги» . В 1883 году во Франции появился еженедельник L’Antisémitique. В течение 10 лет термин вошёл практически во все европейские языки, в том числе в английский (1882), итальянский (1883), венгерский (1884), голландский (1893) и русский (1894) .
Широкое использование нового термина объясняется тем, что, делая отсылку к языку предков евреев и используя псевдонаучный эвфемизм для выделения объекта ненависти, сторонники нового термина стремились отличить евреев от других европейцев, внедрить мнение об отличии самой природы и мышления евреев и доказать, что это противостояние не просто предрассудок, а политическая необходимость .
Термин обозначает именно вражду к евреям , несмотря на попытки, исходя из этимологии, распространить термин на арабов , ввиду того, что они также говорят на языке семитской группы . При этом термина «семитизм» в современном языке не существует .
Существует ряд определений антисемитизма, наиболее известным является т. н. Международного альянса в память о Холокосте (IHRA) :
Антисемитизм — это определённое восприятие евреев, которое может выражаться в ненависти к евреям. Риторические и физические проявления антисемитизма направлены против евреев или неевреев и/или их имущества, против институтов еврейской общины и религиозных объектов.
В связи с тем как определяется антисемитизм, существуют дискуссии по применимости термина к различным явлениям.
Среди учёных идёт дискуссия о возможности применения термина к древней истории , в частности, к конфликтам между евреями и язычниками в античности . Такое применение расценивается некоторыми современными историками как анахронизм . Религиовед предпочитает говорить о «евреененавистничестве» ( англ. Jew-hatred ), также встречается «иудеофобия» ( Judaeophobia ) . Историк Евгений Мороз писал, что «попытки придать термину „антисемитизм“ максимально широкое значение приводят к тому, то указанный феномен обнаруживается в глубокой древности и приобретает некое вневременное значение, становясь тем самым главным содержанием еврейской истории» . Тем не менее, многие антиковеды использовали термин «антисемитизм», например Соломон Лурье , , Менахем Штерн и другие .
После создания Израиля как еврейского национального государства в 1948 году, антисемитизм часто маскируется под антисионизм . С другой стороны, критику Израиля систематически называют антисемитской. Дискуссии о разграничении антисемитизма и антисионизма продолжаются и в XXI веке .
В отличие от других европейских языков (немецкого, французского, испанского и т. д.), в английском этот термин имеет два варианта написания — с дефисом ( англ. anti-semitism ) и без ( англ. antisemitism ). «Международный альянс в память о Холокосте» в меморандуме, опубликованном в апреле 2015 года, предложил нормативно закрепить написание без дефиса, поскольку наличие дефиса допускает существование «семитизма» как формы псевдонаучной расовой классификации. Словоформа с дефисом также позволяет соотносить антисемитизм с враждебностью к носителям семитской группы языков, хотя антисемитизм с самого начала был направлен исключительно против евреев .
Для обозначения ненависти к евреям как носителям иудаизма иногда используется термин антииудаизм ( религиозный антисемитизм ). Чаще всего речь идет об отношении к евреям со стороны христиан , реже — мусульман . Однако историк Александр Грушевой полагает, что критику и непонимание еврейских обычаев со стороны римской, греческой и грекоязычной античной элиты также следует называть антииудаизмом . Историк Михаил Дмитриев писал, что антииудаизм — это «религиозно-конфессиональная фобия , переплетенная с этническими предрассудками, но в то же время отличная от них» . Медиевист Гэвин Лэнгмюр считал, что следует различать антииудаизм как предубеждения, основанные на неких объективных различиях между христианами и иудеями и антисемитизм как иррациональные обвинения в отравлении колодцев, колдовстве, использовании крови в ритуальных целях и т. п. химеры , получившие распространение в средневековой Европе с XIII века .
Начиная с 1945 года, в большинстве научных работ об антисемитизме и в работах, посвящённых ответственности христианских церквей за уничтожение евреев во время Второй мировой войны , нацистский антисемитизм (враждебность к евреям как расовой группе) противопоставляется христианскому антиудаизму (христианской враждебности к еврейской религии), как новое старому, современное традиционному, политическое религиозному .
Иногда в качестве синонима антисемитизма используется термин юдофобия . Автором термина является врач из Одессы Леон Пинскер , который впервые употребил его в памфлете « Автоэмансипация », написанном под впечатлением массовых погромов в России 1881 года . Он считал предубеждение к евреям наследственным психическим заболеванием . Современные учёные придерживаются разных взглядов на применимость этого термина, отрицая полную синонимичность с термином «антисемитизм». Так, Соломон Крапивенский называет юдофобией страх перед евреями , Геннадий Костырченко соотносит юдофобию с бытовым антисемитизмом , а в учебных материалах Открытого университета Израиля так обозначается исторически традиционная неприязнь к евреям, существовавшая до появления расового антисемитизма .