Interested Article - Кубизм
- 2020-12-31
- 2
Куби́зм ( фр. Cubisme , от сube — куб) — течение в западноевропейском искусстве, связанное с концепциями модернизма . Прежде всего, характерно для французской живописи , и скульптуре этого периода . Изобразительное искусство кубизма оказало значительное влияние на архитектуру, литературу и музыку XX—XXI века.
Происхождение термина
Название течения, как это часто бывает в истории искусства , возникло случайно. В 1908 году жюри Осеннего Салона в Париже отвергло картину Жоржа Брака «Дома в Эстаке». Живописец Анри Матисс , один из членов жюри, сказал, что странная картина «написана кубиками». Критики подхватили новое название. Луи Воксель (Louis Vauxcelles) в 1908 году в обзоре выставки Жоржа Брака в галерее Даниеля Анри Канвейлера назвал художника смелым человеком, презирающим форму, «сводящим все, места, фигуры и дома к геометрическим схемам, к кубам» (он же дал название другому модернистскому течению в живописи — фовизму ). Ранее, в аналогичном контексте, критик Луи Шассеван в своей статье 1906 года о «Независимых художниках» (Les Artistes indépendants) назвал Жана Метцинже «мозаичистом, подобным Синьяку, но более точным в разрезании цветных кубиков, которые, как кажется, сделаны машиной, а не человеком» [ источник не указан 336 дней ] .
По другой версии термин «кубизм» — это неологизм, придуманный поэтом Максом Жакобом в июне 1907 года во время дружеских встреч и в спорах об искусстве с Пабло Пикассо , его спутницей Фернандой Оливье , Гийомом Аполлинером и Мари Лорансен .
Концепция
Идея и основные документы
Распространение термина «кубизм» связано с 1911 годом, в основном в отношении живописи Жана Метценже , Альбера Глеза , Робера Делоне и Фернана Леже . В 1911 году поэт и критик Гийом Аполлинер принял этот термин от имени группы художников, приглашённых для участия в выставке «Независимых» в Брюсселе. Книга «О кубизме» , написанная Альбером Глезом и Жаном Метценже, была опубликована в 1912 году с целью прояснить неясность, возникшую вокруг этого термина, и в качестве защиты нового течения в живописи, продолжавшего вызывать возмущение в обществе. Эта работа является первым теоретическим трактатом о кубизме .
За манифестом Глеза и Метценже в 1913 году последовала книга Гийома Аполлинера «Живописцы-кубисты. Эстетические размышления» (Les Peintres cubistes. Méditations esthétiques, Paris) . Аполлинер был тесно связан с 1905 года с Пабло Пикассо и с 1907 года с Жоржем Браком, интересовался творчеством таких художников, как Глез, Метценже, Андре Дерен , Франсис Пикабия , Морис де Вламинк , Анри Руссо , Робер Делоне .
В 1920 году Даниэлем Анри Канвейлером было высказано предположение, что плоскость холста поддерживает кубистское изображение пространства, времени и объема, а не противоречит ему . В 1950-е — 1960-е годы этот тезис подвергся критике, в частности, со стороны Клемента Гринтерга .
Девизом «ранних кубистов» стали слова Сезанна: «Трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса…» , хотя сам Сезанн имел ввиду другое: мысленный анализ формы предмета без «принудительной геометризации», только средствами цвета при работе с натуры.
Интерпретация концепции
Изображение простых, обыденных вещей позволяло сосредоточить внимание на форме предмета и его структуре. При этом живопись становилась во многих случаях почти монохромной. Использование ограниченной палитры : коричневатые, зеленоватые и охристые тона, способствовало решению формальных задач. Так сложилась особенная стадия развития кубизма — аналитический кубизм. Даже пейзажи художники-кубисты чаще писали без изображения неба, заполняя всё пространство холста предметами. Отсюда типичная точка зрения сверху вниз, с высокого горизонта, и так называемые «арочные композиции», когда деревья переднего плана, создавали нечто вроде арки, свода, замыкая сферическое пространство композиции. Картина Поля Сезанна «Большие купальщицы» (1906), предвещающая, как и многие поздние картины «Упрямца из Экса», начало кубизма, демонстрирует именно такую «арочную композицию» .
В новом художественном течении разрешались задачи, возникшие в результате эволюции изобразительных форм. Российский искусствовед В. Г. Власов отмечает:
«Кубисты стремились выявить геометрическую основу изображаемых предметов, разлагая их на составляющие элементы — плоскости, линии — и организуя в новую форму с учётом условности восприятия изобразительного (концептуального) пространства на плоскости картины или в объёме скульптуры.»
.
Художнику удаётся изобразить объект одновременно с разных сторон. Множественность точек зрения, осязательный (тактильный) подход к изображению материальных форм, предметов, видимых одновременно снаружи и изнутри (принцип симультанности) приёмы «разложения» объёмной формы на плоскости позволили явственно выражать в композиции картины четвёртое измерение — время [ источник не указан 336 дней ] . Взгляд зрителя как бы путешествовал внутри концептуального (созданного художником) пространства. Возникала более сложная, чем в системе классической прямой перспективе , пространственно-временнáя структура изображения [ источник не указан 336 дней ] . Этим объясняется пристрастие художников-кубистов к натюрмортам .
Проблема периодизации
Традиционно историю кубизма делят на три этапа: сезанистский период или протокубизм (1904—1910), аналитический кубизм (1911—1912) и синтетический период (1913—1914). Хронологические границы этих этапов в работах различных авторов значительно различаются. Существуют и другие типы периодизации. Так, например, английский историк искусства Дуглас Купер предложил систему, которая разделяла историю кубизма на три основных периода: «ранний кубизм» (с 1906 по 1908 год), «высокий кубизм» (с 1909 по 1914 год) и «поздний кубизм» (с 1914 по 1921 год). Эта концепций была изложена в его работе «Эпоха кубизма», опубликованной в 1970 году . Ранний период (1909—1914) Купер связывал с мастерскими Барка и Пикассо. «Высокий кубизм» рассматривался как период возникновения основных теоретических концепций, а также соотносил с деятельностью Хуана Гриса . «Поздний» или «радикальный» кубизм (1914—1924) оценивался как «последняя фаза авангардного движения» .
История кубизма
Возникновение кубизма
Своеобразным живописным манифестом кубизма стала, вызвавшая в своё время скандал, дерзкая картина Пабло Пикассо « Авиньонские девицы », написанная в 1907 году .
Считается, что картина «Авиньонские девицы» была вдохновлена старинной скульптурой Иберии (одно из названий Пиренейского полуострова) и африканскими масками , которыми в то время интересовался Пикассо и многие его друзья. Гертруда Стайн назвала пейзажи, созданные Пикассо в 1909 году, «первыми кубистическими картинами» [ источник не указан 336 дней ] .
Первая организованная выставка кубистов состоялась на Салоне Независимых в Париже весной 1911 года. Работы кубистов были выставлены в зале № 41. В экспозиции «Зала 41» принимали участие работы Жана Метценже , Альберта Глеза , Фернана Леже , Робера Делоне и Анри Ле Фоконье . При этом, не было выставлено ни одного произведения Пикассо или Брака. Современные взгляды на кубизм связаны с тем кругом художников, которые были выставлены на Салоне Независимых в зале № 41 и чьи методы отличались от принципов Пикассо и Брака . Также к кругу кубистов относят участников секции д’Ор («Золотая секция» или группа Пюто).
Сезаннистский период, или протокубизм. 1904—1910
Период, предшествующий утверждению кубизма как творческого метода и художественного течения, историки искусства называют «протокубизмом». Он простирается с 1904 года до начала 1911 года. Название подчёркивает преемственность живописи кубистов, при всех различиях в творческом методе, от искусства французского живописца Поля Сезанна . Ведь и Сезанн, по словам его ученика Эмиля Бернара , «толковал, а не писал то, что видел» . Ещё определённее высказались А. Глез и Ж. Метценже в манифесте «О кубизме»: «Кто понимает Сезанна, тот предчувствует кубизм» . Формированию кубизма как художественного течения способствовала и первая парижская выставка фовистов в Осеннем салоне в 1905 году.
Сообщество кубистов принято делить на две основные группы . Первая — мастера, работы которых выставлялись в галерее Даниэля Анри Канвейлера . Другая — художники, экспонировавшие свои работы на Осеннем салоне и Салоне Независимых .
К первой группе художников относились такие мастера как Пикассо , Брак , Грис и Леже . До 1914 года они пользовались поддержкой Даниэля Анри Канвейлера , который гарантировал художникам доход в обмен на эксклюзивное право покупки их работ. Эти условия давали возможность работать относительно спокойно и не ограничивали в выборе художественных методов, но не позволяли свободно участвовать в выставочной деятельности. Работы этих мастеров демонстрировались относительно узкому кругу зрителей — посетителям галереи Канвайлера.
К группе мастеров, связанных с Салонами ( Осенний салон и Салон Независимых ), относились Метценже , Глез и Делоне . Эти художники не были ограничены в своей экспозиционной деятельности, но были лишены постоянного гарантированного дохода. Они непосредственно сталкивались с реакцией критиков и публики .
Аналитический кубизм. 1911—1912
Традиционное африканское искусство, называемое тогда «негритянским» (art nègre) подпитывало воображение и вдохновение ранних художников-кубистов. Макс Жакоб, рассказывая об изобретении кубизма, вспоминал о важном значении, которую одна африканская статуэтка имела для Пикассо и рождения кубизма: «Аполлинер был так же удивлен, как и я, его рождением. Кубизм родился одним утром, а точнее одним вечером. Аполлинер, Пикассо и я обедали у Матисса, который показал негритянскую статуэтку. Пикассо долго разглядывал её, и на следующий день, когда я приехал на улицу Равиньян, 13, я обнаружил на полу большие листы бумаги, набросанные чёрными линиями. С этого дня Пикассо погрузился в медитацию и тишину… Кажется, это было в 1906 году» .
В африканском искусстве кубистов интересовало многое, но прежде всего: способ построения формы, основанный на геометризации и стилизации вплоть до гротеска. По определению Эрнст Гомбриха в африканской скульптуре «фигуры, лица и предметы состоят из чистых элементарных форм, кругов, линий… Тем не менее, несмотря на простоту композиции, эти образы излучают силу, особенное волшебство, экспрессионизм, возможно, рудиментарный, но не менее мощный» .
Название «аналитический кубизм» придумал Хуан Грис [ источник не указан 336 дней ] . Как и Пикассо, он был родом из Испании. В 1906 году, после окончания учёбы в Мадриде переехал в Париж , долгое время жил на Монмартре в Бато-Лавуар ; познакомился с Матиссом , Модильяни , Леже , Пикассо и Браком , а также с поэтом Максом Жакобом .
Основной жанр его живописи — натюрморт . Первая и одна из наиболее удачных живописных работ Гриса — «Оммаж Пикассо» (Hommage á Pablo Picasso) — была выставлена в 1912 году в Барселоне . В натюрмортах «аналитиков» формы кувшинов, тарелок и кружек дробились на мелкие грани; поверхность стола и драпировки «выворачивались» параллельно картинной плоскости. «Форма предметов раскрывалась одновременно с нескольких сторон, снаружи и изнутри, отчего возникала двойственность, „обманчивая стереометрия“: игра внутренних и внешних поверхностей. Это порождало ощущение напряжения и внутреннего пластического движения. Однако художники-кубисты в своих аналитических поисках не стали последователями Сезанна. Выдающийся мастер, к которому они апеллировали, стремился к целостности формы, цвета и пространства. Эту целостность Сезанн искал в природе. Кубисты же подменили такую художественную задачу отвлечёнными интеллектуальными упражнениями, формальной игрой, которая неизбежно приводила к разрушению целостности изображения. Полнее всего подобный анализ достигается при отсутствии цветности, поэтому кубисты всё дальше уходили от самого предмета живописи» .
Непримиримый борец с «буржуазным формализмом» в искусстве, философ Михаил Лившиц в книге «Кризис безобразия» (1968) отметил: «Самое лучшее в кубизме то, что он ещё не дошёл до полной абстракции, ещё не совсем порвал с изобразительным искусством» .
Синтетический кубизм. 1913—1914
Формальный предел, тупик аналитического кубизма вызвали реакцию: стремление художников восстановить целостность художественной формы и гармонию композиции , но на основе разработанных ранее формальных приёмов. Так возник синтетический кубизм. Период его существования был кратким. Помешало начало Первой мировой войны, натиск футуризма , да и формальные возможности «синтетиков» оказались невелики. Элементы синтетического кубизма стали появляться в работах художников и ранее, с 1911 года . В хаосе плоскостей и линий в качестве единого формообразующего начала выступать картинная плоскость. Многомерные пространственно-двигательные и осязательные качества изображаемых предметов связывались ритмикой силуэтов . От этого в произведениях кубистов стали преобладать графическое и декоративное начала. Отсюда совмещение приёмов локальной раскраски и техники коллажа .
Пабло Пикассо и Жорж Брак вклеивали в холсты куски газет, картон, фольгу. Цветные пятна различной фактуры соединяли с обрывками надписей, цифрами, нотными знаками, орнаментом обоев. Живопись превращалась в декоративную графику или в своеобразную «плоскостную пластику». Эти особенности проявились на выставке 1912 года в парижской галерее Ла Буэтье художников, образовавших затем группу под показательным названием « Золотое сечение » (Section d’Or).
«Самым выдающимся мастером синтетического кубизма был Жорж Брак. Его композиции этого периода отличаются изяществом, напряжённостью ритмов, изысканным колоритом жемчужно-серых, оливково-зелёных, золотисто-охристых и кораллово-розовых тонов. Поздние произведения Брака не укладываются в общепринятые определения какого-либо течения. Его картины элитарны. Однако их содержание беднее бунтарского напора раннего кубизма» .
-
Ф. Бауман . Судьба. 1918
-
Х. Грис . Маленький завтрак. 1914
-
Х. Грис . Гитара и трубка. 1913
-
Х. Грис . Ваза с фруктами и газета. 1920
-
Л. Маркусси . Гитара. 1923
Распространение кубизма
В качестве последней стадии развития кубизма, охватившего помимо Франции и другие страны Европы, называют орфизм — течение в живописи постимпрессионизма 1910-х годов, созданное Р. Делоне , Ф. Купкой , Ф. Пикабия , М. Дюшаном . Его происхождение было связано как с кубизмом, так и с футуризмом и экспрессионизмом . Другим течением, возникшим под влиянием позднего, синтетического кубизма, был пуризм (от фр. purisme , от лат. purus — чистый), провозглашённый французскими живописцами Амеде Озанфаном и Шарлем-Эдуаром Жаннере (будущим архитектором под псевдонимом Ле Корбюзье ) в манифесте «После кубизма» (1918).
Орфисты и пуристы закономерно пришли к почти полной или полной абстракции . С 1912 года Робер Делоне писал серию картин под названием «Симультанные окна» (Fenêtres simultanées), за которой последовала серия под названием «Круговые формы» (Formes circulaires), в которой он изображал яркие концентрические окружности в разнообразных сочетаниях. В 1913—1914 годах Фернан Леже создавал картины под названием «Контрасты форм», в которых также акцент был сделан на цвете, линии и абстрактных формах. Аполлинер, придумавший название «орфизм», поддержал эксперименты «абстрактного кубизма» в своей книге «Живописцы-кубисты. Эстетические размышления» (Les Peintres cubistes. Méditations esthétiques, Paris, 1913), восхваляя новую «чистую» картину, в которой «предмет полностью освобождён» .
С 1911 года «малой» столицей кубизма в Европе стала Прага , именно здесь появилось творческое объединение «Группа художников». В него входили Б. Кубишта и Э. Филла. В США с искусством кубизма публика познакомилась на знаменитой Арсенальной выставке (Armory Show) 1913 года в Нью-Йорке .
-
Р. Делоне. Симультанные окна. 1912. Кунстхалле, Гамбург
-
Б. Кубишта. Пьеро. 1911. Национальная галерея, Прага
-
A. Прохазка. Букет роз. 1921
-
Л. С. Попова . Портрет философа. 1915
-
А. П. Архипенко. Женщина, поправляющая волосы. 1915. Бронза
Кубофутуризм в России
Первооткрывателем кубизма в России можно считать коллекционера С. И. Щукина , который приобрёл и привёз в Москву ранние кубистические картины Пикассо. В России художники-авангардисты, используя приёмы французского кубизма и итальянского футуризма, создали собственный вариант: кубофутуризм . Другие живописцы П. П. Кончаловский, И. И. Машков, Р. Р. Фальк попытались применить формальные находки французов в русле национальной традиции стихийной красочности и «буйства форм», в частности в объединении Бубновый валет .
В скульптуре кубистические приёмы трактовки формы использовал А. П. Архипенко Ж. Липшиц и венгр Й. Чаки . Н. С. Гончарова в 1912 году отмечала, что «кубизм — вещь хорошая, но не совсем новая». По её словам, в этом же стиле выполнены и скифские каменные бабы , и крашеные деревянные куклы, продаваемые на ярмарках. К. С. Малевич утверждал: «Если ты стремишься изучать искусство, то изучай кубизм» .
Современные художники, работающие в кубизме
- Райан Хьюэтт (Ryan Hewett), южноафриканский художник
- Катерина Плеханова (Katerina Plekhanova), российская художница
Комментарии
- Встречающийся русский перевод названия: «Авиньонские девушки» нивелирует содержание картины, намеренно созданной художником с целью шокировать обывателя, разрушить привычное восприятие, тем более, что на картине изображены не «девушки», а «женщины лёгкого поведения» из авиньонского борделя.
Примечание
- ↑ Власов В. Г. Кубизм // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006. — С. 710
- Louis Vauxcelles. Exposition Braques. — Gil Blas, 14 November 1908 // Danchev A. Georges Braque: A Life. Penguin Books Limited, 2007. — ISBN 9780141905006
- Cabanne Р. Le siècle de Picasso. — Vol. I. — Paris: Bibliothèque Médiations, 1975. — Р. 212
- Gleizes A.; Metzinger J. Du «Cubisme». Paris: Edition Figuière, 1912.
- Daniel Robbins, Albert Gleizes. 1881—1953. A Retrospective Exhibition
- Apollinaire G. Les Peintres cubistes. Méditations esthétiques. Paris: Eugène Figuière Éditeurs, 1913.
- Kahnweiler H-H. Der Weg zum Kubismus. Munich: Delphin Ferlag, 1920.
- Greenberg C. , pp. 46-49, 60-61; repr. as ‘Collage’ in Art and Culture (Boston, 1961), pp. 70-83.
- Письмо Э. Бернару от 15 апреля 1904 года // Мастера искусства об искусстве. — М.-Л. Искусство, 1939. — Т. 3. — С. 219
- Власов В. Г. Кубизм. — С. 710
- ↑ Cooper D. The Cubist Epoch. — London: Phaidon in association with the Los Angeles County Museum of Art & the Metropolitan Museum of Art, 1970. — ISBN 0-87587-041-4
- Green C. Cubism and its Enemies: Modern Movements and Reaction in French Art, 1916-28. New Haven and London: Yale University Press, 1987.
- Мастера искусства об искусстве. М.-Л.: Искусство, 1939. — Т. 3. — С. 217—218
- Глез А., Метценже Ж. О кубизме. — М., 1913. — С. 19
- Düchting H. Die Kunst und der Kubismus. Belser, Stuttgart. 2007.
- ↑ Gee M. Dealers, critics, and collectors of modern painting: aspects of the Parisian art market between 1910 and 1930. London: Garland, 1981.
- Antliff М.; Leighten P. A Cubism Reader, Documents and Criticism, 1906—1914. Chicago: The University of Chicago Press, 2008 .
- Jacob М. Lettre à Jean Cassou, cité in J. de Palacio // Max Jacob et Apollinaire: documents inédits. — Turin: Studi Francesi. — Décembre 1970. № 42. — Р. 470
- Gombrich Е. Н. Histoire de l’Art. — Paris: Phaidon, 1963. — ISBN 978-0-7148-9207-8 . — Р. 573
- Власов В. Г. Кубизм. — С. 712
- Лившиц М. А., Рейнгардт Л. Я. Кризис безобразия. От кубизма к поп-арт. — М.: Искусство, 1968. — С. 103
- Власов В. Г. Кубизм. — С. 713
- Green Ch. Cubism. MoMA. — Grove Art Online. — Oxford University Press, 2009. — Archived 2014-08-13 at the Wayback Machine от 13 августа 2014 на Wayback Machine
- Ф. С. Капица. История мировой культуры. — Издательство АСТ, 2010. — 730 с. — ISBN 978-5-17-064681-4 .
- Поляков В. В. Книги русского кубофутуризма. — М.: Гилея, 1998
Литература
- Источники
- Apollinaire G. Les Peintres cubistes. Méditations esthétiques. Paris: Eugène Figuière Éditeurs, 1913.
- Gleizes A.; Metzinger J. Du «Cubisme». Paris: Edition Figuière, 1912. 44 pp.
- Kahnweiler H-H. Der Weg zum Kubismus. Munich: Delphin Ferlag, 1920.
- Salmon A. L’art vivant, La Jeune Peinture française, Histoire anecdotique du cubisme. Paris, Albert Messein, 1912.
- Энциклопедии и справочники
- Власов В. Г. Кубизм // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. — СПб. : Азбука-Классика. Т. 4, 2006. — С. 710—713.
- / Крючкова В. А. // Крещение Господне — Ласточковые. — М. : Большая российская энциклопедия, 2010. — С. 227. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 16). — ISBN 978-5-85270-347-7 .
- На русском языке
- Гомбрих Э. . История искусства. — М. , 1995.
- Крючкова В. А. Кубизм. Орфизм. Пуризм. — М. : ОЛМА-Пресс. — 2000.
- Рыков А. В.
- Рыков, А. В.
- Рыков А. В.
- Яворская Н. В. Кубизм и футуризм // Модернизм : Анализ и критика основных направлений / ред. В. В. Ванслов , Ю. Д. Колпинский . — М. : Искусство , 1969. — С. 37—78.
- На других языках
- Antliff М.; Leighten P . A Cubism Reader, Documents and Criticism, 1906—1914. Chicago: The University of Chicago Press, 2008.
- Barr A. , Cubism and Abstract Art. New York: Museum of Modern Art, 1936.
- Cauman J. Inheriting Cubism: The Impact of Cubism on American Art, 1909—1936. New York: Hollis Taggart Galleries, 2001. ISBN 0-9705723-4-4 .
- Cottington D. Kubismus. — Hatje Cantz, Ostfildern-Ruit. — 2002. ISBN 3-7757-1151-1
- Düchting H. Die Kunst und der Kubismus. — Belser, Stuttgart. — 2007. ISBN 978-3-7630-2477-
- Genovese P . Cubismo in architettura. Roma: Mancosu Editore, 2010.
- Green C . Cubism and its Enemies: Modern Movements and Reaction in French Art, 1916-28. New Haven and London: Yale University Press, 1987.
- 2020-12-31
- 2