Interested Article - Кокорин, Павел Михайлович

Па́вел Миха́йлович Коко́рин ( 6 ноября 1884 , Родичево не ранее 1938 ) — русский поэт 1900—1910-х годов.

Биография

Ранние годы

Павел Кокорин родился 25 октября (6 ноября по новому стилю) 1884 года в деревне Родичево Бежецкого уезда Тверской губернии (сейчас в Молоковском районе Тверской области ) .

Окончил церковно-приходскую школу . Работал учителем в начальной двухклассной деревенской школе. С начала 1900-х годов летом ездил на заработки в Санкт-Петербург , где трудился штукатуром. С 1907 года поселился в столице, где служил швейцаром . Занимался в школе рисования .

Поэтическая деятельность

Кокорин был поэтом- самоучкой . Первым, кто оценил его стихи, был петербургский стихотворец Леонид Афанасьев . В гостях у него Кокорин познакомился с известным поэтом Константином Фофановым , а также эгофутуристами Игорем Северянином и Константином Олимповым . Они благосклонно приняли стихи Кокорина. Благодаря содействию Фофанова и Северянина в 1909 году вышел его первый стихотворный сборник «Песни и думы». В нём опубликовано и посвящение Северянина Кокорину «Осенняя элегия». Тематика этой книги, как и двух следующих, «Фантастическая явь» (1910) и «Песни девушек» (1912), связаны с крестьянским бытом и календарной народной поэзией , тогда как четвёртая книга «Музыка рифм», вышедшая в 1913 году, отмечена влиянием эгофутуристов .

Кроме того, печатался в газете «Нижегородец», альманахе «Орлы над пропастью» (одно стихотворение ), журналах « », «Весна», «На берегах Невы» .

После 1914 года не публиковался .

Последние годы

В 1914—1917 годах участвовал в Первой мировой войне .

Демобилизовавшись, вернулся в деревню Родичево. Работал счетоводом в колхозе , занимался сельскохозяйственной работой. Собрал личную библиотеку, которой пользовались все жители деревни .

Умер не ранее 1938 года после продолжительной болезни .

Особенности творчества

Обложка первой книги Павла Кокорина «Песни и думы»

Стихи Кокорина тесно связаны с сельской жизнью, крестьянским трудом и бытом, земледелием, обычаями, он затрагивает и некрасовскую тему народного горя. Ряд стихотворений посвящены природе. Заметны переклички с русской обрядовой поэзией, в особенности в сборнике «Песни девушек», где поэт пишет о девичьих гуляниях и традициях, а также о тяжёлой жизни замужней женщины .

Кокорин широко использует диалектную лексику, знакомую ему по родной деревне: «повойничек», «парубок», «шалый» и другие .

В последнем сборнике «Музыка рифм» под влиянием эгофутуристов изменился поэтический словарь Кокорина: он начинает называть свои стихи поэзопьесами, использует неологизмы — «мечтосон», «брёзы» и другие . При этом он формально не состоял в эгофутуристических объединениях. Литературовед называет влияние эгофутурической эстетики на стихи Кокорина очень умеренным .

Кроме того, Кокорин экспериментировал с ритмом. Так, «Утреннее стихотворение» 1913 года представляет собой моностих с внутренней рифмовкой ( «Бог утр, Строг-мудр, мил нам свил храм» ). Написанное тогда же стихотворение «В путь-дорогу» состоит из рифмованных односложных слов, а «Осень» — из двусложных.

Критика

Стихи Кокорина заслужили внимание крупных поэтов, которые отнеслись к его опытам сочувственно .

Валерий Брюсов , отмечая «неправильность языка» в сборнике «Песни девушек», отмечал, что у Кокорина есть «свежие строчки» .

Осип Мандельштам писал о сборнике «Музыка рифм»: «Книжка Кокорина очень народна, без всякой кумачности, и в то же время утончённа, несмотря на ряд грубых промахов от неумелости и наивности автора». Кроме того, он противопоставил Кокорина эгофутуристам как более вдумчивого автора, заметив, что «напряжённая серьёзность мысли и слова странно не гармонируют с наивно футуристической внешностью» .

Библиография

  • Кокорин П. М. Песни и думы. СПб., 1909.
  • Кокорин П. М. Фантастическая явь. СПб.,1910.
  • Кокорин П. М. Песни девушек. СПб., 1912.
  • Кокорин П. М. Музыка рифм. СПб., 1913.

В 2001 году три экспериментальных стихотворения Кокорина («Утреннее стихотворение», «В путь-дорогу» и «Осень») были включены в антологию «Поэзия русского футуризма», вышедшую в серии « ».

Семья

Жена — Дарья Сергеевна Кузнецова. В семье было трое детей .

Примечания

  1. / Сост., авт. ст. и коммент. С. И. Сенин. — СПб. : [ВВМ], 2013. — 535 с. 22 апреля 2021 года.
  2. Поэзия русского футуризма / Вступ. ст. В. Н. Альфонсова, сост. и подгот. текста В. Н. Альфонсова и С. Р. Красицкого, персональные справки-портреты и примеч. С. Р. Красицкого. — СПб. : Академический проект, 2001. — С. 381. — ISBN 5-7331-0132-6 .
  3. Приложение «Литература. Искусство. Наука». Выпуск 3 // День. — 1913. — 21 октября. — С. 3 .
Источник —

Same as Кокорин, Павел Михайлович