История любви (фильм, 1970)
- 1 year ago
- 0
- 0
« Оди́н из нас » — советский чёрно-белый художественный фильм, снятый в 1970 году режиссёром Геннадием Полокой на киностудии « Мосфильм ».
Действие фильма происходит в 1941 году.
Согласно данным, полученным НКВД , немецкая диверсионная группа планирует взорвать в Москве завод, на котором должно начаться производство реактивных миномётов (« Катюш »).
Чтобы выяснить планы вражеских агентов , в том числе разведчиков, работающих под дипломатическим прикрытием в немецком посольстве, и не дать им осуществиться, НКВД направляет на завод под именем Николая Петрова, на которого рассчитывает немецкая разведка, очень похожего на него Сергея Бирюкова, далёкого от спецслужб командира запаса , человека «как все» (отсюда и название фильма: «Один из нас»). Чекисты полагают, что он сумеет войти в доверие к врагу.
Бирюков вступает в контакт с работающим под прикрытием в немецком посольстве офицером разведки Отто Брайером, а затем с прибывшим из Берлина для руководства операцией разведчиком Келлером; в дальнейшем, Бирюков выясняет, что взрыв завода назначен на 21 июня 1941 года (то есть, накануне нападения гитлеровской Германии на Советский Союз ).
Благодаря инициативности и мужеству Сергея Бирюкова взрыв был предотвращён.
Среди 14 полнометражных игровых фильмов режиссёра Геннадия Полоки (1930–2014), которые он поставил, только три (« Республика ШКИД », «Один из нас» и « Одиножды один ») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Актёр | Роль |
---|---|
Георгий Юматов | Сергей Бирюков, бывший кавалерист , он же Николай Петров, сотрудник оборонного завода |
Дмитрий Масанов | НКВД | Седой, сотрудник
Валентин Грачёв | Иван Громов, сотрудник НКВД |
Николай Гринько | Вячеслав Тихонов | Зигфрид Келлер, агент немецко-фашистской разведки (Абвер) ; озвучивание —
Фёдор Никитин | Франц Редигер |
Игорь Дмитриев | Отто Брайер |
Аркадий Толбузин | Виктор Александрович Степанов, изменник Родины, немецкий шпион |
Тамара Сёмина | Таня, немецкая шпионка |
Ирина Короткова | Зина, секретарь директора завода |
Николай Граббе | «Грузчик», преступник |
Иван Рыжов | Пантелеймон Ксенофонтович Осипов, сотрудник склада, изменник Родины, из «бывших» |
Людмила Гурченко | Клава Овчарова |
Татьяна Конюхова | сотрудница НКВД |
Людмила Шагалова | Муся, партнёрша «Грузчика» |
Александр Гречаный | начальник отдела кадров |
Для фильма Владимиром Высоцким было написано три песни , две из них вошли в фильм с музыкой Хагагортяна:
По мотивам одного из эпизодов фильма группой « Пикник » в альбоме « В руках великана » была выпущена песня «Фильм окончен».
По словам режиссёра, роль Бирюкова была написана для Владимира Высоцкого , однако его не утвердил художественный совет . Узнав о решении худсовета, Высоцкий сам привёл к Полоке Георгия Юматова .
В роли Тани, немецкой шпионки, начала сниматься Лариса Лужина , но она попала в больницу с инсультом . Отснятые сцены были пересняты с Тамарой Сёминой .
Историки С. Девятов , Ю. Борисенок , В. Жиляев и О. Кайкова отметили, что в фильме нет совсем исторической достоверности . Историки указали, что гитлеровские агенты в Москве накануне войны были, но в гораздо меньшем количестве и не с такими замыслами .
О тонкой грани между «серьёзом» и пародией в фильме писал в «Советской экране» литературный и кинокритик Лев Аннинский (1934–2019):
«Г. Полока делает внешнее соединение традиционных детективных штампов, … почти фантастическим, внутри же прячет серьёзность. Он строит свою ленту так, что вы чувствуете призрак пародийности, но как–то не успеваете отдать себе в этом отчёт: в характерах есть какая–то всамделишность, и она тормозит вашу улыбку, словно «пародийность» есть тот самый агент, которого вам подставили, и на которого вы должны клюнуть» (Аннинский, 1971: 2).
Отмечается, что автор
очень тонко играл со стереотипами советской «шпионской серии» 1930–х, используя суперположительный имидж Георгия Юматова (1926–1997) таким образом, что его персонаж напоминал сразу всех знаменитых кинокрасавцев 1930–х, в первую очередь – Сергея Столярова …
Киновед Олег Ковалов : «Один из нас» –
«самая филигранная по точности, беспрецедентная по смелости высказывания и неожиданная для советских экранов пародия Полоки … Сюжет фильма … был идейно безупречен — советский парень внедрялся в аппарат нацистской разведки и срывал её планы, но решался в форме пародии на «шпиономанские» ленты 30–х годов. В то славное время на советские экраны во множестве выходили фильмы, живописавшие козни «врагов народа», маскирующихся шпионов и диверсантов. Многое в подобных произведениях само по себе подходило к опасной грани невольной пародийности. ... Однако и безобидная вроде бы пародия на жанр в глазах цензуры была нежелательной. Создавая «комический образ» произведения, она делала смешными сакральные фигуры советской мифологии вроде работников милиции или разведчиков. Грань между высмеиванием локального жанра и разоблачением тотальной официальной пропаганды здесь размывалась, рождая самые нежелательные обобщения. … фильм Полоки высмеивал не «шпионские» детективы, а мрачную социальную мифологию времён « Большого Террора », и вообще — официозную пропаганду. Но самым главным был «Третий план» этой пародии, заставляющий размышлять уже не столько о жанрах или пропаганде, сколько о социальной истории: режиссёр подталкивал зрителя к выводам, совсем неожиданным в «патриотической» истории — фильм изображал, как человек становится заложником равно зловещих ведомств, и размышляла о цене личности в эпоху диктатур. Он был снят в эстетике «ретро» задолго до рождения этого стиля, а иронической интонацией напоминал ленты «пражской весны» — тем удивительнее было его появление в Советском Союзе после её разгрома. Столь сложные, «слоистые» конструкции фильмов Полоки могли бы сделать их достоянием исключительно синефилов — однако даже фильм «Один из нас», учитывая небольшое число отпечатанных копий, имел приличный кассовый успех: в 1971–м году его посмотрело 27,8 млн. зрителей. Возможно, фильмы Полоки стали истинно народными, потому что — отечественную историю и мифы о советском времени он выразил через призму кинематографа тех же времён. Наследуя авангардной традиции и находясь в оппозиции и к ведущим эстетическим течениям второй половины ХХ века, режиссёр создал свой собственный яркий образный мир. Мы смотрим его картины, плачем, смеёмся и радуемся» (Ковалов, 2010).
Киновед Александр Фёдоров :
«Это не просто хороший фильм. Это шедевр. … Учитывая то, что снят он был в 1970 году, просто диву даёшься, как его тогда пропустили. Игра актёров великолепна, причем всех без исключения. Все, все сногсшибательны» (Александр).
Мнение кинокритика С. Кудрявцева :
«больше всего мешал такому неожиданному восприятию этой картины популярный актёр Георгий Юматов , который чаще ассоциировался именно с героическим имиджем» (Кудрявцев, 2007).