Interested Article - Плучек, Валентин Николаевич

Валенти́н Никола́евич Плу́чек (настоящее имя — Исаа́к Но́химович Ги́нцбург ; 22 августа [ 4 сентября ] 1909 , Москва , Российская империя 17 августа 2002 , Москва, Россия ) — советский и российский театральный режиссёр , актёр . Народный артист СССР (1974). Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского ( 1977 ). Главный режиссёр Московского театра Сатиры (1957—2000) .

Биография

Родился 22 августа [ 4 сентября ] 1909 года в Москве в еврейской семье . В детстве не помышлял о театре: рано потерял отца и, не найдя общего языка с отчимом, фамилию которого носил , подружился с беспризорниками, покинул родительский дом и в конце концов оказался в детском доме .

У Всеволода Мейерхольда

По свидетельству самого В. Плучека, в детстве у него отмечали самые разнообразные способности, в том числе и к изобразительному искусству. Окончив семь классов средней школы, поступил во ВХУТЕМАС . Но интересы не ограничивались живописью: его кумирами в те годы были В. Маяковский и Вс. Мейерхольд . В 1926 году поступил на актёрский факультет Государственной театральной экспериментальной мастерской под руководством Вс. Мейерхольда. В 1929 году поступил уже на режиссёрский факультет той же мастерской и тогда же в качестве актёра был принят в труппу Государственного театра им. Вс. Мейерхольда (ГосТиМ) , где дебютировал в небольшой роли в спектакле « Ревизор » Н. Гоголя . Начинающий актёр был замечен публикой и самим автором после исполнения трёх эпизодических ролей в « Клопе » В. В. Маяковского (1929). При постановке « Бани » в 1930 году сам В. Маяковский настоял на том, чтобы Моментальникова играл В. Плучек .

Поскольку в театре Вс. Мейерхольда спектакли мог ставить только сам художественный руководитель , молодые режиссёры, не имея возможности реализоваться, как правило, очень скоро покидали театр. В. Плучек оставался с Вс. Мейерхольдом, хотя, по собственному свидетельству, однажды и поссорился с учителем, вплоть до ухода из театра. «Но всё равно возвратился к нему по первому же его зову, потому что нигде не мог так безошибочно найти самого себя, как у него в театре» .

Тем не менее, продолжая служить в ГосТиМе, в 1932 году организовал собственный театр — ТРАМ электриков , на основе самодеятельного театрального коллектива, существовавшего при Московском электрозаводе имени В. Куйбышева . В этом театре начинал свою карьеру З. Гердт , учившийся в то время в ФЗУ завода .

«Арбузовская студия»

В январе 1938 года Государственный театр имени Вс. Мейерхольда был закрыт. В 1939 году вместе с драматургом А. Арбузовым организовал в Москве театральную студию, так называемую «Арбузовскую студию» , куда перешли из ТРАМа электриков И. Кузнецов и З. Гердт . Среди студийцев были Вс. Багрицкий , А. Галич , М. Греков , В. Архангельская, М. Новикова, Т. Рейнова, С. Милькина. Именно здесь впервые заставил о себе говорить, поставив перед самой войной (премьера состоялась 5 февраля 1941 года ) спектакль « » по пьесе, написанной самими студийцами под руководством А. Арбузова. С началом войны студия фактически распалась: многие, не только актёры, но и актрисы, ушли на фронт ; часть студии работала в качестве фронтового театра . Сам же В. Плучек в 1942 году возглавил Драматический театр Северного флота в Полярном , где поставил ряд спектаклей, в том числе «Давным-давно» А. Гладкова и «Офицер флота» А. Крона .

В Театре сатиры

После окончания войны, в 1945 году, возглавил Московский гастрольный театр при Всероссийском театральном обществе . Начавшаяся в 1948 году « борьба с космополитизмом » не обошла и его стороной: в начале 1950 года он был уволен из театра. Однако именно это увольнение определило его судьбу на оставшиеся полвека: Н. Петров , возглавлявший в то время Московский театр сатиры , пригласил безработного режиссёра к себе .

В новом театре дебютировал в 1950 году спектаклем «Не ваше дело» по пьесе В. Полякова . Позже поставил вместе с Н. Петровым спектакли «Пролитая чаша» Ван Шифу , «Потерянное письмо» И. Караджале и «Баню» В. Маяковского. И «Баня» (1953), и последовавшие за ней постановки других пьес В. Маяковского — «Клоп» (1955) и « Мистерия-Буфф » (1957) — стали важным этапом как в творчестве самого режиссёра, так и в истории Театра сатиры .

В 1957 году был назначен главным режиссёром театра. В том же году состоялась премьера его знаменитого и скандального спектакля «А был ли Иван Иванович?» Н. Хикмета (в главных ролях Б. Тенин и А. Папанов ). Поставленный в 1959 году «Дамоклов меч» Н. Хикмета стал одним из самых заметных явлений театральной Москвы. Другой свой знаменитый и тоже скандальный спектакль режиссёр выпустил в 1966 — «Тёркин на том свете» А. Твардовского с А. Папановым в главной роли (музыка Р. Щедрина ).

Режиссёр собрал превосходную труппу: ещё со времён Н. Горчакова и Н. Петрова на сцене Театра сатиры блистали Т. Пельтцер , В. Васильева , О. Аросева , Г. Менглет и А. Папанов ; при нём в театр пришли Б. Новиков , А. Миронов , Р. Ткачук , М. Державин , А. Ширвиндт и многие другие.

Театр сатиры при В. Плучеке был открыт и для поисков молодых режиссёров; одним из самых популярных спектаклей 1970-х годов стал «Затюканный апостол» А. Макаёнка , поставленный Е. Радомысленским , именно здесь состоялся как режиссёр и получил признание М. Захаров , поставивший « Доходное место » А. Островского , «Темп-1929» по ранним пьесам Н. Погодина , пьесу Б. Брехта « Мамаша Кураж и её дети » и ряд других.

Среди лучших постановок самого режиссёра — « Интервенция » Л. Славина , «У времени в плену» А. Штейна , «Ревизор» Н. Гоголя ; на протяжении многих лет со сцены театра не сходил искромётный «Женский монастырь» В. Дыховичного и М. Слободского (1964). В 1969 году состоялась премьера спектакля « Женитьба Фигаро » П. Бомарше с А. Мироновым в главной роли; спектакль шёл при аншлагах до 1987 года , пока был жив исполнитель главной роли. В 1982 году режиссёр поставил « Самоубийцу » Н. Эрдмана , первую версию, с Р. Ткачуком в главной роли. Пьеса, написанная много лет назад, оказалась современной и злободневной, и спектакль очень скоро был запрещён. В 1986 году , с началом перестройки , режиссёр восстановил «Самоубийцу», но это был уже другой спектакль.

В 2000 году Валентин Плучек по состоянию здоровья покинул пост художественного руководителя Театра Сатиры. На этом посту его сменил народный артист РСФСР Александр Анатольевич Ширвиндт .

В 2002 году режиссёр работал над комедией К. Гольдони « Слуга двух господ ».

Автор книги «На сцене — Маяковский» (1962).

Скончался 17 августа 2002 года в Москве на 93-м году жизни. Похоронен на Ваганьковском кладбище .

Семья

  • Жена — Зинаида Павловна Дмитриева (1915—2005), актриса театра.
    • Сын — Андрей Валентинович Плучек (род. 1938), журналист.
  • Двоюродный брат — Питер Брук , театральный режиссёр, родился в Лондоне , куда его отец, уроженец Двинска Семён Брук, переехал с двумя сёстрами после Первой мировой войны . По воспоминаниям Питера Брука , его отец поддерживал связи с оставшейся в Москве сестрой Фаней Матвеевной (матерью Валентина Плучека) до изменения положения в СССР в середине 1930-х годов. В сохранившихся архивных материалах Фанни Матвеевна (Фрейда Мордуховна) Брук (в замужестве Гинцбург; 13 ноября 1878, Двинск — ?), дочь Мордуха Берковича Брука (1852—?, уроженца Новгород-Северского ) и Двейры-Доры Гецелевны Брук (1858—?), вышла замуж за купца первой гильдии из Борисова Нохима Мордуховича (Николая Матвеевича) Гинцбурга. 24 августа (6 сентября) 1906 года в Двинске у них родился сын Исаак Гинцбург (в будущем известный как Валентин Плучек) . Семья жила в Двинске в доме Рочко на Рижской улице, № 5, квартира 1 .

Творчество

Режиссёрские работы

«Арбузовская студия»

Драматический театр Северного Флота

Московский театр сатиры

Фильмография

Режиссёр

  • 1959 — Обнажённая со скрипкой (фильм-спектакль) (постановщик спектакля) (совм. с В. М. Рыжковым)
  • 1960 — Игроки (фильм-спектакль)
  • 1960 — Сизиф и смерть (фильм-спектакль)
  • 1962 — Наследники Рабурдэна (фильм-спектакль) (совм. с Е. Я. Весником )
  • 1962 Яблоко раздора (совм. со Е. К. Сташевской, сценарий совм. с М. А. Бирюковым и Г. Штайном)
  • 1971 — Женский монастырь (фильм-спектакль)
  • 1971 — Малыш и Карлсон, который живёт на крыше (фильм-спектакль) (совм. с М. И. Микаэлян , сценарий совм. с М. И. Микаэлян и С. Л. Прокофьевой )
  • 1973 — Безумный день, или Женитьба Фигаро (фильм-спектакль)
  • 1974 — Маленькие комедии большого дома (фильм-спектакль) (совм. с А. А. Ширвиндтом и А. А. Мироновым)
  • 1975 — Дом, где разбиваются сердца (фильм-спектакль) (совм. с В. А. Храмовым)
  • 1976 — Пощёчина (фильм-спектакль) (совм. с Л. Д. Эйдлиным )
  • 1977 — Пена (фильм-спектакль) (совм. с М. А. Марковой)
  • 1978 — Таблетку под язык (фильм-спектакль) (совм. с Б. М. Конуховым)
  • 1980 — У времени в плену (фильм-спектакль) (совм. с А. В. Казьминой и В. Б. Кеворковым )
  • 1982 — Ревизор (фильм-спектакль)
  • 1986 — Ворон (фильм-спектакль) (руководитель постановки) (совм. с А. А. Левинским )
  • 1987 — Гнездо глухаря (фильм-спектакль) (совм. с В. Ф. Чириковым)
  • 1989 — Самоубийца (фильм-спектакль)

Озвучивание

  • 1994 — Валентина Георгиевна, ваш выход! (документальный) — за кадром

Участие в фильмах

  • 1989 — Голос памяти (документальный)
  • 1991 — Андрей (документальный)

Архивные кадры

  • 2011 — Анатолий Папанов. От комедии до трагедии (документальный)

Награды и звания

Память

К столетию режиссёра, 15 октября 2009 года , в Москве состоялось открытие постоянной экспозиции в новом филиале Театрального музея им. А. А. Бахрушина музее-квартире В. Н. Плучека .

Примечания

  1. Плучек Валентин Николаевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  2. Плучек, Валентин Николаевич — статья из Большой советской энциклопедии .
  3. Рапопорт А. журнал «Лехаим», № 3 (179) (март 2007). Дата обращения: 2 июня 2012. 19 января 2012 года.
  4. от 2 мая 2020 на Wayback Machine : Единственным носителем фамилии Плучек в Москве в справочниках «Вся Москва» с 1906 по 1935 год был Яков Леонтьевич Плучек, .
  5. // Кто есть кто в современной культуре : В 2 вып. / Гл. ред. С. М. Семёнов, авт. и сост. Н. И. Шадрина, Р. В. Пигарев и др. — М. : МК-Периодика, 2006—2007. — ISBN 5-93696-007-3 , 5-93696-010-2.
  6. Рудницкий К. Л. Плучек, Валентин Николаевич // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М. : Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 4 .
  7. Ростоцкий Б. Мейерхольда имени театр // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М. : Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 3 .
  8. Галич А. А. Генеральная репетиция / Шаталов А. Н.. — М. : Советский писатель, 1991. — С. 353. — 560 с. — ISBN 5-265-02168-X .
  9. Рудницкий К. Л. // Театральная энциклопедия (под ред. С. С. Мокульского). — М. : Советская энциклопедия, 1961. — Т. 1 . 3 декабря 2021 года.
  10. . www.m-necropol.ru . Дата обращения: 13 декабря 2020. 22 февраля 2020 года.
  11. . Дата обращения: 23 апреля 2020. 18 мая 2021 года.
  12. . Дата обращения: 23 апреля 2020. 15 августа 2017 года.
  13. . Дата обращения: 23 апреля 2020. 17 апреля 2020 года.
  14. от 7 апреля 2019 на Wayback Machine : Указанные выше полные записи о рождениях, бракосочетаниях и переписи населения 1897 года доступны на сайте еврейской генеалогии JewishGen.org, требуется регистрация).
  15. от 15 декабря 2011 на Wayback Machine : Согласно этим воспоминаниям, Валентин Плучек и Питер Брук состояли в родстве с владельцем дома — купцом первой гильдии В. Г. Рочко.
  16. Дата обращения: 8 августа 2020. 5 декабря 2020 года.
  17. Дата обращения: 8 августа 2020. 18 сентября 2020 года.
  18. . Дата обращения: 14 апреля 2017. Архивировано из 20 апреля 2017 года.
  19. от 17 июля 2012 на Wayback Machine на сайте ГЦТМ имени А. А. Бахрушина

Ссылки

  • Плучек, Валентин Николаевич — статья из Большой советской энциклопедии .
  • Плучек Валентин Николаевич (1909—2002) // Кто есть кто в современной культуре : В 2 вып. / Гл. ред. С. М. Семёнов, авт. и сост. Н. И. Шадрина, Р. В. Пигарев и др. — М. : МК-Периодика, 2006—2007. — ISBN 5-93696-007-3 , 5-93696-010-2.
  • от 10 июля 2018 на Wayback Machine
Источник —

Same as Плучек, Валентин Николаевич