Алекса́ндр Андре́евич Ча́цкий
— главный
герой
стихотворной комедии
Александра Грибоедова
«
Горе от ума
», предвестник «
сверхчеловека
» — нового социально-психологического типа в русской литературе, намного ранее его германской версии.
Характер
Его простой и в то же время многообразный эмоциональный портрет отражает положительного героя, страдающего
максимализмом
, который проявляется во всех действиях и чувствах. Если вдруг он влюбляется, то так, что ему «…
мир целый казался прах и суета!
». Александр Чацкий отличается гипертрофированной честностью, имеет незаурядный ум, постоянно «алчущий познаний». Его знания позволяют трезво видеть проблемы политики, ущемление русской культуры, вопрос о гордости и чести, но в то же время Чацкий совершенно слеп в делах любовных. Герой страстно рвётся в бой, причём со всеми сразу; однако он часто встречает разочарования.
Биография
Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий, сын покойного друга
Фамусова
Андрея Ильича Чацкого, возвращается к своей возлюбленной —
Софье Фамусовой
, которую он не видел три года. Они выросли вместе и с детства любили друг друга (На момент действия романа Софье 17 лет, Чацкий отсутствовал три года, следовательно, влюбился в неё, когда ей было 14 лет или даже менее того
). Но Софья обиделась на Чацкого за то, что тот неожиданно бросил её, уехал за границу и «не писал двух слов». Вопреки ожиданиям Чацкого, она встречает его очень холодно. Он пытается понять, в кого влюблена Софья, но узнав, что это Молчалин, ужасается от такого выбора. На балу все наговорили, что Чацкий не в своем уме, и он, обиженный всеми, просит карету и уезжает обратно.
Среди прототипов грибоедовского героя называют
Петра Чаадаева
и
Вильгельма Кюхельбекера
.
Дальнейшая судьба
О дальнейшей жизни Чацкого и других персонажей «Горя от ума» рассказывается в сатире
М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Господа Молчалины»
. Согласно этой версии, Чацкий женится на Софье Фамусовой, возвращается на службу и возглавляет департамент Государственных Умопомрачений. Чацкий активно способствует падению крепостного права, однако после его отмены сталкивается с многочисленными трудностями.
Исполнители роли Чацкого
-
Адамян, Петрос
(Пётр Иеронимович) (1849—1899) — армянские театры Российской Империи, Турции
-
Аксёнов, Всеволод Николаевич
(1898—1960) —
Малый театр
-
(1867—1901)
-
Аполлонский, Роман Борисович
(1865—1928)
-
Бабочкин, Борис Андреевич
(1904—1975) —
Академический театр драмы им. А. С. Пушкина
-
Бабятинский, Валерий Константинович
(род. 1942) —
Малый театр
-
Бадалбейли, Тимур Илхамович
(род.1973) —
-
(род. 1905)
-
Бельский, Антон Николаевич (род. 1986)
-
Бурэ, Валерий Анастасьевич
(1899—1955)
-
Вильде, Николай Евстафьевич
(1832—1896) — Малый театр
-
Гарин, Эраст Павлович
(1902—1980) — Театр им. Мейерхольда.
-
Глушарин, Иларий Казимирович
(1895—1963)
-
Горев, Фёдор Петрович
(1850—1910) — Малый театр
-
(1886—1963)
-
Григорьев, Пётр Иванович
(1806—1871) —
Александринский театр
-
(род. 1900)
-
Далматов, Василий Пантелеймонович
(1852—1912) — Александринский театр
-
Дальский, Мамонт Викторович
— Александринский театр пи Алёны и Поли
-
Димов, Иван
(1897—1965) — Болгария
-
(1884—1955)
-
Ефремов, Никита Михайлович
(род. 1988) —
-
(род. 1888)
-
(род. 1920) — Словакия
-
(1883—1943) — Грузия
-
Ильин, Борис Фёдорович
(1901—1979)
-
Золотницкий, Алексей Алексеевич
—
Государственный театр киноактёра
, режиссёр
Гарин, Эраст Павлович
(постановка осуществлена в 1970-е годы, основана на повторе спектакля Мейерхольда)
-
Катлап, Жан Микелевич
(род. 1907) — Латвия
-
(1908—1972) — Польша, 1951
-
(1892—1942)
-
Ленский, Александр Павлович
(Вервициотти), (1847—1908) — Малый театр
-
Любимов, Владимир Александрович
(род. 1897)
-
Максимов, Алексей Михайлович
(1813—1861) — Александринский театр
-
Медведев, Николай Александрович
(1898—1968)
-
(1901—1940) — Малый театр
-
Меньшиков, Олег Евгеньевич
(род. 1960) — «Театральное товарищество 814»
-
Месхи, Котэ
(Яков Семёнович) (1857—1914) — Грузия
-
Милославский, Николай Карлович
(1811—1882) — провинциальный актёр
-
Миронов, Андрей Александрович
(1941—1987) — Московский театр Сатиры
-
Михайлов, Николай Фёдорович
(1902—1969) — Новосибирск, 1938
-
(1866—1898)
-
Монахов, Ипполит Иванович
(1842—1877) — Александринский театр.
И. А. Гончаров
написал свою знаменитую статью «Мильон терзаний» после просмотра спектакля, где Монахов играл Чацкого (1871).
-
Мочалов, Павел Степанович
(1800—1848) — первый исполнитель роли на московской сцене (27.11.1831, Малый театр)
-
Мякишев, Константин Михайлович
(1910—1990)
-
Никольский, Михаил Михайлович
(1907—1971)
-
Нильский, Александр Александрович
(Нилус) (1840—1899)
-
Орлов-Чужбинин, Яков Васильевич
(1876—1940)
-
Остужев, Александр Алексеевич
(1874—1953) — Малый театр
-
Подгорный, Никита Владимирович
(1931—1982) — Малый театр
-
Подгородинский, Глеб Валерьевич
(род. 1972) — Малый театр
-
Прудкин, Марк Исаакович
(1898—1994) —
МХАТ
(1925, 1939)
-
Разумов, Дэвид Арашевич (род.1997) — Национальный академический драматический театр имени М. Горького (Минск, 2011)
-
Рощин-Инсаров, Николай Петрович
(1861—1899) —
театр Корша
-
(1874—1947) — Малый театр (1902)
-
Сальников, Георгий Иванович
(1909—1983)
-
Самарин, Иван Васильевич
(1817—1885) — Малый театр (впервые — в 1839)
-
Самойлов, Евгений Валериянович
(1912—2006) — Театр им. Мейерхольда (1937, Москва)
-
Светловидов, Николай Афанасьевич
(1889—1970)
-
Скуратов, Павел Леонидович
(1861—?)
-
Соколовский Владислав Александрович
(1898—1964) — Горьковский драматический театр
-
Соломин Виталий Мефодьевич
(1941—2002) — Малый театр (1975)
-
(род. 1894)
-
(род. 1903)
-
(1862—1922)
-
(1871—1960)
-
Халматов, Владимир Константинович
(род. 1912)
-
Хохлов, Александр Евгеньевич
(1892—1966)
-
Царёв, Михаил Иванович
(1903—1987) —
Малый Театр
(1938, 1945)
-
(1834—1910)
-
Шебуев, Георгий Александрович
(род. 1891)
-
Шумский, Сергей Васильевич
—
Малый театр
, в 1864 (1820—1878)
-
Юровский, Юрий Ильич
(1894—1959)
-
Юрьев, Юрий Михайлович
(1872—1948) —
Александринский театр
(1899)
-
Янцат, Валентин Иванович
(род. 1905)
-
Джанполадян, Левон Айкович (род. 1983) — Студенческий театр Российско-Армянского университета (2004)
-
Аёшин, Евгений Александрович (род 1973) — Государственный драматический театр им. Н. А. Бестужева (2008)
Примечания
-
Ю. М. Лотман
,
Б. Ф. Егоров
.
. —
СПб.
: Искусство, 1995. — С. 506. — 856 с. —
ISBN 978-5-210-01483-2
.
15 августа 2021 года.
-
Пиксанов Н. К. Прототипы «Горя от ума» // Грибоедов А. С. Горе от ума. — 2-е изд., доп. — М.: Наука, 1987
-
(неопр.)
.
rvb.ru
. Дата обращения: 5 июля 2020.
5 июля 2020 года.
-
(неопр.)
.
Национальный академический драматический театр имени М. Горького.
. Дата обращения: 18 марта 2021.
26 февраля 2021 года.
-
(неопр.)
.
Государственный академический Малый театр
. Дата обращения: 18 марта 2021.
16 июля 2021 года.