Interested Article - Цзян Цин
- 2020-12-31
- 1
Цзян Цин (江青, наст, урожд. Ли Шумэн 李淑蒙, 14 марта 1914 года , Чжучэн 诸城 — 14 мая 1991 года , Пекин ), известна также по сценическому имени Лань Пин ( кит. 蓝苹 ) — китайская актриса, ставшая в 1938 году женой Мао Цзэдуна и вошедшая в высшие эшелоны власти в Китае. Играла большую роль в руководстве Культурной революцией .
После смерти Мао его 62-летняя вдова была причислена к Банде четырёх и попала под показательный процесс, на неё взвалили ответственность за преступления периода Культурной революции и прочие «ошибки» периода правления Мао. Хуа Гофэн при этом предъявил ей и Линь Бяо обвинения в контрреволюционной деятельности, что было оформлено в обличительном документе « Контрреволюционная группа Линь-Цзян » (林彪江青反革命集团). Приговорена к смертной казни, заменённой на пожизненное заключение; освобождена по медицинским показаниям (рак горла) и вскоре после освобождения повесилась в больнице.
Сама Цзян Цин скрывала ряд фактов своей биографии, а иногда жестоко устраняла свидетельства. Когда «Банда четырёх» была разоблачена, началась кампания по поиску порочащих её материалов. Поэтому по биографии Цзян Цин существует немало противоречивых материалов, в которых не сходятся даты и факты. Про Цзян Цин ходило большое количество слухов и домыслов, о ней было написано огромное количество книг, снято много фильмов, её образ стал нарицательным как образ жестокой и хитрой женщины, пробивающей путь наверх любыми средствами.
Биография
Ли Шумэн родилась в городе Чжучэн провинции Шаньдун в 1914 году в семье плотника. В 16 лет присоединилась к труппе бродячих актёров. В 30-х выступала в шанхайском театре, снималась в кино, ездила с концертной бригадой по стране.
В 1933 вступила в КПК . Однако через два месяца, когда её муж был брошен в тюрьму, бежала в Шанхай. Осенью 1934 года её арестовали, но через три месяца без всяких объяснений выпустили. Вскоре под псевдонимом Лань Пин она начала выступать на шанхайской театральной сцене и в кино. Особенно ей удался образ Норы в спектакле по пьесе Генрика Ибсена « Кукольный дом ». Лань Пин стала известной провинциальной актрисой, также снималась в фильмах (с её участием сохранилось четыре картины: «联华交响曲», «都市风光», «狼山喋血记», «王老五»).
Карьера её прервалась в 1937 г., когда она бросила своего второго мужа (поженились в 1936 г.), немолодого актёра и критика Тан На 唐纳, а также двух своих детей, и сбежала к коммунистам в Яньань . Тогда же взяла псевдоним Цзян Цин. После этого Тан На предпринял попытку самоубийства. История широко освещалась в газетах. Позднее детали о своей жизни в Шанхае Цзян Цин тщательно скрывала, уничтожала документы и устраняла людей, знавших её лично.
Знакомство и брак с Мао
В 24 года она покинула сцену и стала детально изучать марксизм. Интерес к коммунизму она проявила ещё в 1931 году, позже, в 1933 г., вступила в партию. В 1937 году она направилась в Яньань , где познакомилась с Мао Цзэдуном (по утверждению Петра Парфёновича Владимирова , с Мао ее познакомил Кан Шэн ) и в 1938 г. стала его четвёртой женой. Она стала регулярно посещать лекции Мао и выступать на представлениях пекинской оперы , потом они стали тайно встречаться, ранее Мао Цзэдун отправил свою жену Гуйюань в СССР на лечение. К моменту женитьбы на Цзян Цин был оформлен развод Мао с его предыдущей женой.
В 1940 году у них родилась единственная дочь (李讷), которая в 2003 г. была назначена членом Народного политического консультативного совета Китая .
Министр культуры
В конце пятидесятых годов она получила должность министра культуры Китая. С её именем связывают также процессы по ликвидации китайских традиционных культурных ценностей и травле творческой интеллигенции.
По её инициативе стали повсюду ставиться революционные оперы и революционные балеты, которые венчали собой явления «нового искусства».
Первые пробы проводились в 1964 году, незадолго до Культурной революции. Революционные оперы создавались по образцу традиционных пекинских опер с новым содержанием. Театральные круги Пекина воспринимали эксперименты Цзян Цин крайне отрицательно.
Культурная революция
Значительную роль приобрела Цзян Цин с начала Культурной революции в 1966 . Де-факто она возглавляла Группу по делам Культурной революции при ЦК КПК (хотя официально являлась заместителем её формального руководителя Чэнь Бода ). Одним из первых процессов Культурной революции стала критика пьесы « Разжалование Хай Жуя », она входила в число организаторов кампании.
Приняла участие в гонениях на Лю Шаоци и Дэн Сяопина и в партийной борьбе с ревизионистами и идущими по «капиталистическому пути», организовывала первые отряды хунвэйбинов и нередко направляла их на погромы. В то время её авторитет был очень высок.
Заведуя культурой, организовывала чистки репертуаров театров, кинофильмов, песен и радиопередач. В какой-то момент Культурной революции после её чисток в прокате остались буквально единицы «образцовых» произведений — романов, книг, песен, кинофильмов.
В 1969 вошла в политбюро ЦК КПК . Хотя была в хороших отношениях с Линь Бяо и вела с ним совместную работу, принимала потом активную роль в травле Линь Бяо и в кампании « Критика Линь Бяо и Конфуция ».
В последние годы жизни Мао Цзэдуна (c 1973) они жили раздельно.
Арест, суд и смерть
Через месяц после смерти Мао Цзэдуна , а именно 6 октября 1976 года, Цзян Цин и трое других членов Политбюро были арестованы за организацию заговора с целью захвата власти (они организовывали отряды милиции в Пекине и Шанхае) и подделку завещания Мао Цзэдуна. Следствие по делу Банды четырёх длилось несколько лет. Им ставили в вину многочисленные преступления эпохи Культурной революции. Пять лет следствия Цзян Цин провела в Циньчэнской тюрьме. Её судили в 1981—1982 годах за преступления против невиновных людей и попытку переворота. Из всех четырёх на публичном суде только Цзян Цин пыталась оправдываться тем, что охраняла Мао Цзэдуна и выполняла его распоряжения. Ей принадлежит знаменитое изречение: « Я была собакой председателя Мао. Я кусала того, кого он просил укусить » .
Её приговорили к смертной казни с задержкой исполнения приговора, через некоторое время смертную казнь заменили на пожизненное заключение. В 1991 по состоянию здоровья ( рак горла ) Цзян Цин была выпущена на свободу, 14 мая 1991 она совершила самоубийство, повесившись в душевой комнате больницы.
Имена Цзян Цин
- Имя, данное при рождении: Ли Шумэн ( кит. упр. 李淑蒙 , пиньинь Lǐ Shūméng )
- Дополнительное имя: Ли Цзиньхай ( кит. упр. 李进孩 , пиньинь Lǐ Jìnhái )
- Школьное имя: Ли Юньхэ ( кит. упр. 李云鹤 , пиньинь Lǐ Yúnhè ) — «облачный журавль»
- Краткое имя: Ли Хэ ( кит. упр. 李鹤 , пиньинь Lǐ Hè ) — «журавль»
- Сценическое имя: Лань Пин ( кит. упр. 蓝苹 , пиньинь Lán Píng ) — «голубое яблоко»
- Революционная кличка: Цзян Цин ( кит. упр. 江青 , пиньинь Jiāng Qīng ) — «речная голубизна»
- Писательский псевдоним: Ли Цзинь ( кит. упр. 李进 , пиньинь Lǐ Jìn )
- Последнее употребимое имя: Ли Жуньцин ( кит. упр. 李润青 , пиньинь Lǐ Rùnqīng )
Репутация
В литературе её сравнивали со многими властными императрицами китайской истории — Люй-хоу , У Цзэтянь , Цыси . Её называли также Бай Гуцзин ( кит. 白骨精 , «демон белой кости») — страшный персонаж из средневекового фантастического романа Путешествие на Запад , который оборачивался миловидной девушкой. В западной литературе её сравнивали с Эвой Перон , знаменитой женой аргентинского диктатора. По некоторым слухам, Мао Цзэдун написал перед смертью Хуа Гофэну письмо, в котором выражал опасение, что Цзян Цин станет после его смерти такой же жестокой властительницей, как императрица Люй-хоу .
Цзян Цин и СССР
1949 год Цзян Цин провела в Москве на лечении. Жила она в СССР под именем Марианна Юсупова. По настоятельной рекомендации И. Сталина отдыхала в Крыму, поправляла здоровье, много читала, знакомилась с русской культурой. Её постоянным собеседником и другом стал генерал Людвик Свобода — будущий президент Чехословакии .
Присутствовала Цзян Цин и на похоронах Сталина в марте 1953 года, причём ей была оказана высокая честь стоять в почётном карауле у гроба советского вождя.
Владимир Высоцкий посвятил Цзян Цин песню «Про жену Мао Цзэдуна».
Примечания
- ↑
- (кит. трад.) — , 2012.
- Jiang Qing // (англ.)
- .
- Hutchings, Graham. (неопр.) . — Cambridge: MA: Harvard University Press, 2001.
Литература
- Владимиров П. П. Особый район Китая. 1942—1945. — М. : Агентство печати «Новости», 1973. — 656 с. — 150 000 экз.
- Юн Чжан , Джон Холлидей Неизвестный Мао = Mao: The Unknown Story. / [Пер. с англ. И. А. Игоревского]. — М. : Центрполиграф , 2007. — 844, [1] с., [16] л. ил., портр. ISBN 978-5-9524-2896-6
- Мао Цзэдун. Записки личного врача = The Private Life of Chairman Mao. В 2-х томах / Пер. А. Скоморохов. — Мн.: ИнтерДайджест, 1996. — 768 с.
- Ross Terrill, The White-Boned Demon: A Biography of Madame Mao Zedong (New York: Morrow, 1984). ISBN 0-671-74484-4
- Roxane Witke, Comrade Chiang Ch’ing (Boston: Little Brown, 1977). ISBN 0-316-94900-0
- Jung Chang, Wild Swans: Three Daughters of China (London, 1990) ISBN 0-671-68546-5
Ссылки
- Отто Браун . [militera.lib.ru/memo/german/braun_o/index.html Китайские записки]
- Пол Джонсон . (англ.)
- by the International Museum of Women (англ.)
|
В сносках к статье
найдены неработоспособные вики-ссылки
.
|
- 2020-12-31
- 1