Interested Article - Песня микрофона

«Песня микрофона» ( «Моя микрофонная совесть» , по первой строке известна также как «Я оглох от ударов ладоней…» ) — авторская песня Владимира Высоцкого , датируемая 1971 годом . Произведение, написанное от лица микрофона , рассказывает о нестерпимости фальши в искусстве.

Сюжет

Повествование в песне ведётся от лица микрофона , который много лет «страдал от симфоний», ожидая, когда, наконец, его найдёт тот, кого он сможет достойно усилить. Ему кажется, что такой момент настал и появился тот, «для кого я все муки стерпел»; теперь и певец, и сам микрофон покажут, на что они способны. Прибор с надеждой «тянется своей шеей упругой» к лицу исполнителя, но внезапно обнаруживает, что тот поёт сладкую ложь, которую приходится усиливать. В отчаянии микрофон сам издаёт стон, от которого воют динамики , и в результате его свинчивают со штатива, заменяя на другой, чтобы он «не мешал вранью». Этот другой микрофон и штатив после концерта со смехом рассказывают лирическому герою, как певец был рад, что его заменили.

Создание, исполнение и публикация

Создание песни датируется 1971 годом . По мнению М. А. Раевской, ключевой образ произведения мог быть подсказан автору песней Юрия Визбора «Безбожники» (1965), где есть строки «Мы не громкоговорители, // не живём мы на заказ» .

Первые несколько известных фонограмм авторского исполнения датируются сентябрём—декабрём 1971 года. Существуют также записи 1972, 1973, 1975 и 1976 годов, в общей сложности более 20 фонограмм . В 1975 году, во время гастролей Театра на Таганке в Болгарии, Высоцкий записал «Песню микрофона» среди ряда других произведений для альбома « Автопортрет », запланированного компанией « Балкантон » . В 1977 году песня была включена в антологию « Песни русских бардов », изданную В. Аллоем в виде сборников магнитофонных кассет , сопровождаемых несколькими томами печатного текста. Под названием «Я оглох от ударов в ладони…» она вошла во вторую серию антологии .

В советской печати текст песни появился в альманахе «В мире книг» (№ 11 за 1986 год) . С 1988 года публиковался в сборниках произведений Высоцкого, начиная с книги «Избранное», подготовленной Н. А. Крымовой к выпуску в издательстве «Советский писатель» . Когда в перестроечные годы фирма звукозаписи « Мелодия » издала серию альбомов «На концертах Владимира Высоцкого», запись «Песни микрофона», сделанная в 1973 году, вошла в 10-й диск, «Кони привередливые», собранный из фонограмм из коллекции М. Крыжановского .

В современных изданиях произведений Высоцкого и анализе его творчества песня рассматривается как часть авторской дилогии, датируемой 1971 годом, вторую половину которой составляет « Певец у микрофона » .

Литературный анализ

Исследователи творчества Высоцкого выделяют «Песню микрофона» в ряду его ролевых песен в связи с необычностью выбранного героя. Хотя в творчестве Высоцкого перевоплощение в разных персонажей играло заметное место , неодушевлённые предметы становились лирическими героями редко (И. А. Соколова называет их «нетрадиционными ролевыми героями»). К числу таких произведений относятся, помимо «Песни микрофона», созданная в том же году « » , а также « » . «Очеловечивание» насильственно разлучаемых микрофона и штатива филолог В. А. Гавриков сравнивает с образом разлучаемых струн и смычка в стихотворении Иннокентия Анненского «Смычок и струны» .

Сам образ ролевого героя высоцковеды трактуют неоднозначно. С. С. Шаулов, анализируя дилогию «Певец у микрофона» и «Песня микрофона», пишет, что Высоцкий наделяет прибор абсолютной чувствительностью к фальши, причём не музыкальной, а поэтической. Шаулов рассматривает дилогию как «утверждение чистоты и правды слова перед лицом собственного „двойника“», в качестве которого и выступает микрофон. С точки зрения литературоведа, он олицетворяет «горло и голос» поэта, который, в свою очередь, лишён собственного голоса, выступая лишь как усилитель идей, «эхо русского народа» . Напротив, В. И. Новиков в биографии барда высказывает мнение, что микрофон является персонификацией чиновника от искусства, цензора или редактора, в условиях партийной диктатуры обречённого «страдать, но усиливать ложь». В этом случае, с точки зрения Новикова, бунт микрофона против исполнителя, критический отзыв вместо простого усиления — не более чем гипотетический сценарий со стороны поэта, «влезающего в шкуру» человека, чья психология ему чужда .

Примечания

Комментарии
  1. Фраза отсылает к эксцентрическим музыкальным номерам, исполнители которых имитируют птичьи щебет и пение .
  2. А. В. Скобелев поясняет, что имеется в виду музыкальная пила , инструмент, используемый в номерах в жанре музыкальной эксцентрики .
Источники
  1. Высоцкий В. Песня микрофона // Приготовьтесь — сейчас будет грустно: [Стихотворения] / Составление и комментарии П. Е. Фокина; подготовка текста, научное консультирование и текстологические комментарии С. В. Жильцова. — СПб. : Амфора, 2012. — Т. 7. — С. 64. — (Владимир Высоцкий. Иллюстрированное собрание сочинений в 11 томах). — ISBN 978-5-367-02114-1 .
  2. Владимир Семенович Высоцкий: Что? Где? Когда? (1960—1990 г.г.): библиографический справочник / Автор-составитель А. С. Эпштейн. — Харьков: Студия-Л; Прогресс, 1992. — С. 324. — ISBN 5-87258-006-1 .
  3. Скобелев Андрей Владиславович. Песня микрофона // «Много неясного в странной стране…» II. Попытка избранного комментирования. — Воронеж: Эхо, 2009. — С. 64.
  4. , с. 26.
  5. , с. 324.
  6. Раевская М. А. Комментарии: Песня микрофона // Высоцкий В. С. Песни. Стихотворения. Проза / Сост. и комм. М. А. Раевской, вступит. статья В. И. Новикова . — М. : Эксмо, 2010.
  7. Владимир Высоцкий. Когда? Где? Кто? Электронный каталог . Дата обращения: 20 мая 2021. 17 февраля 2020 года.
  8. Новиков В. И. Совсем другой театр // Высоцкий. — Издание седьмое, дополненное. — М. : Молодая гвардия, 2013. — С. 264. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03554-6 .
  9. . — Париж: YMCA-PRESS, 1977. — С. 50. 20 мая 2021 года.
  10. Высоцкий В. С. // Собрание сочинений в четырёх томах / Составители и авторы комментариев В. И. Новиков , О. И. Новикова . — М. : Время; WebKniga, 2009. — Т. 2. Песни. 1971—1980. — ISBN 978-5-9691-0413-6 .
  11. , с. 23, 296.
  12. . Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи . 20 мая 2021 года.
    на сайте Discogs
  13. Шаулов С. С. «Флейта-позвоночник», одушевленный микрофон и «Вторая мировая поэзия» // . — Уфа: Издательство БГПУ, 2014. — С. 43. — ISBN 978-5-87978-895-2 . 20 мая 2021 года.
  14. Бабенко В. Н. Своеобразие ролевой лирики Высоцкого // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. — М. : Государственный культурный центр-музей В. С. Высоцкого, 1999. — Вып. 3, том 1 . — С. 201 . — ISBN 5-88673-011-7 .
  15. Кулагин А. В. Новое звучание ролевой лирики // . — Изд. 3-е, переработ. — Воронеж: Эхо, 2013. — С. 131. — ISBN 978-5-87930-100-5 . 11 июля 2019 года.
  16. , с. 203.
  17. Гавриков В. А. В. С. Высоцкий и И. Ф. Анненский // Владимир Высоцкий: исследования и материалы 2015—2016 гг.: сборник научных трудов / Редакционная коллегия: Г. А. Шпилевая, С. М. Шаулов, А. Б. Сёмин, А. В. Скобелев. — Воронеж: ООО ИМЦ «Планета», 2016. — С. 37. — ISBN 978-5-87930-102-4 .
  18. , с. 44—46, 54.
  19. , Автор и герой, с. 239.

Ссылки

Источник —

Same as Песня микрофона