Бундзен, Павел Владимирович
- 1 year ago
- 0
- 0
Па́вел Влади́мирович Масса́льский ( 22 августа ( 4 сентября ) 1904 , с. Липяги — 15 декабря 1979 , Москва ) — советский актёр театра и кино, один из ведущих педагогов Школы-студии МХАТ . Народный артист СССР ( 1963 ). Лауреат Сталинской премии первой степени ( 1952 ).
Павел Массальский родился в усадьбе Липяги Скопинского уезда Рязанской губернии (ныне Милославский район Рязанской области ) в семье обедневших дворян Владимира Ивановича и Елизаветы Владимировны Массальских . Его родители принадлежали к московской интеллигенции, отец работал юристом.
Павел обучался в московской гимназии В. С. Нечаева, которую впоследствии слили с женской гимназией М. Г. Брюхоненко. Там он встретил Татьяну Шаляпину, дочь Фёдора Шаляпина и свою первую любовь; вскоре он познакомился и с самим артистом, став близким другом семьи . Октябрьскую революцию они встретили в Ялте , где Массальский некоторое время вынужденно учился в местной гимназии, затем вернулся в Москву .
С 1918 года посещал драматическую студию имени Ф. И. Шаляпина, после учился в Театральной студии под руководством Юрия Завадского . В 1925 году по окончании студии был принят в труппу Московского Художественного театра (МХАТ). Первая роль — князь Дмитрий Шуйский в пьесе « Царь Фёдор Иоаннович ».
Актёр обладал прекрасными внешними данными, врождённым обаянием и артистизмом, нотками барской вальяжности, стремился к характерности создаваемых им на сцене образов. С успехом исполнял роли в произведениях классических и современных драматургов .
В 1934 году состоялась премьера спектакля «Пиквикский клуб» по Чарльзу Диккенсу , где Массальский сыграл роль Джингля , которую очень любил; записей спектакля не сохранилось, однако впоследствии эту роль весьма похоже исполнил ученик Массальского Олег Басилашвили .
В кино впервые снялся в 1927 году, но известность ему принесла роль американского антрепренёра немецкого происхождения Франца фон Кнейшица , главного антагониста в комедии Григория Александрова « Цирк » (1936). Как вспоминала потом Любовь Орлова , Массальский просил убрать сцену, где его герой бьёт героиню Орловой, потому что «рука не поднимается ударить Любовь Петровну» . Во время съёмок Александров шутил, что теперь Массальскому не играть положительных персонажей, и оказался прав: после «Цирка» его приглашали только на роли негодяев, о чём он жалел под конец жизни, хотя сниматься очень любил .
В 1941 году в первые дни Великой Отечественной войны МХАТ был с гастролями в Минске . Труппе пришлось срочно покидать город пешком и неделю добираться до Москвы; затем театр был эвакуирован в Саратов , а после — в Алма-Ату . Там в 1944 году Массальский снялся в фильме Сергея Эйзенштейна « Иван Грозный » в роли польского короля Сигизмунда . После чего у него больше не было в кино ни одной значительной роли.
С 1947 года вёл педагогическую работу в Школе-студии МХАТ , с 1961 года — профессор. В 1970 году стал заведовать кафедрой актёрского мастерства . Среди его учеников были Евгений Евстигнеев , Владимир Высоцкий , Татьяна Доронина , Михаил Козаков , Олег Басилашвили , Борис Щербаков , Виктор Сергачёв , Авангард Леонтьев , Александр Балуев , Геннадий Ялович , Виллор Кузнецов , Виктор Мархасев и другие.
«Большим счастьем» называл роль автора в спектакле 1952 года «Воскресенье» по Льву Толстому , которую до него исполнял Василий Качалов и которая, по словам последнего, была труднее, чем Гамлет . В 1960 году Массальский сыграл председателя суда в фильме по мотивам романа , а в 1978 году на Центральном телевидении в цикле «Театр одного актёра» записал главы из романа в фильме «Л. Н. Толстой. К 150-летию со дня рождения. „Воскресение“. Исполняет Павел Массальский».
Массальский был доброжелательным человеком, мог пошутить, иногда озорно. Обладал отменным вкусом и всегда элегантно одевался . Сосед по даче в Снигирях , певец Иван Козловский , вспоминал, что многие мхатовцы-мужчины носили одинаковые элегантные галстуки, подаренные Константином Станиславским , считавшим, что артисты внешне должны быть привлекательны всегда, не только на сцене .
Всю свою жизнь был дружен с сыновьями Фёдора Шаляпина — Борисом и Фёдором , каждый раз при приезде кого-то из них в СССР устраивал им тёплые встречи . На протяжении многих лет вёл дневники, о которых до его смерти не знали даже родные; в них он много писал о театре и коллегах, подводил итоги жизни . Болел за московский футбольный клуб « Спартак » .
Очень переживал смену поколений в театре, уход старых актёров и приход на пост главного режиссёра Олега Ефремова , своего ученика, который не давал ему больших ролей и не прислушивался к его трактовкам .
Умер Павел Владимирович Массальский 15 декабря 1979 года в Москве . Попрощаться с ним пришли множество актёров, учеников и зрителей. Олег Ефремов произнёс короткую речь, которую закончил словами « Я постараюсь быть таким же благородным, каким были Вы… » . Похоронен на 4-м участке Новодевичьего кладбища .
Бабушка — Александра Павловна Массальская (1849—1918), дворянка .
Отец — Владимир Иванович Массальский (1874—1943), юрист .
Мать — Елизавета Владимировна Массальская (1875—1929).
Жена — Ная Александровна Массальская (1906—2003).
Виталий Вульф вспоминал о Массальском :
«Красивый, роскошно одетый, любил выпить, боялся своей жены, Найи Александровны, превосходно преподавал в Школе-студии МХАТа, был заведующим кафедрой актёрского мастерства. <…> В годы, когда Ефремов возглавил МХАТ, Массальский играл немного, на своего бывшего ученика был обижен и в отличие от Прудкина никогда не поддерживал Ефремова. С Прудкиным они часто играли одни и те же роли, но Прудкин был артист более высокого класса. <…> В доефремовский период играл он очень много, но в семидесятые годы начал болеть и умер неожиданно в 1979 году, когда ему было 75 лет. Его учениками были Доронина, Басилашвили, Евстигнеев, Михаил Козаков, учеников он любил и следил всё время, как складывается их судьба».
А вот как вспоминал о Массальском Олег Ефремов :
«В ту пору, когда я близко его узнал, сначала в бытность мою студентом Школы-студии, а потом и по совместной работе в Художественном театре, именно Масальский представился мне тем человеком, который вносил в коллектив своеобразный душевный настрой. Внутренний свет, горевший в нём, помогал настроиться на светлый лад другим. В его присутствии, казалось, становилось радостнее и легче. <…> Павел Владимирович не стеснял нас ни в чём, не ограничивал наших неумелых ещё попыток и сразу вёл на гротеск — линию неимоверную, но оправданную. <…> Ему удавалось незаметно стереть возрастные границы, существовавшие между нами. Понятно, как нас всё это трогало. Может быть, именно тогда я впервые ощутил тот особенный душевный свет, который всегда нёс в себе Павел Владимирович, и то сердечное тепло, которое он так щедро дарил людям».
Евгений Евстигнеев вспоминал о своём учителе :
Павел Владимирович Массальский сыграл огромнейшую роль в моей актёрской судьбе. Если бы не он, всё могло бы быть по-другому: я не имел бы и той творческой среды, в которой нахожусь уже много лет, и тех друзей — больших актёров, — которые влияли на меня, помогали определиться моему актёрскому сознанию. <…> Павел Владимирович обладал редким умением создавать в нашем коллективе такой микроклимат, в котором любой из нас мог полностью раскрыться и каждый чувствовал себя легко и свободно. Мы воспринимали его не как учителя, а как человека близкого: ему можно было довериться во всём. Он внушал нам: служить в искусстве — это значит не просто быть на сцене, а быть художником, который думает о жизни и препарирует её явления, ведёт с людьми доверительный разговор. И люди в свою очередь начинают думать не о том, как актёр играет свою роль, а о том, что он хочет сказать ею, начинают понимать его «второй план».