Долгая Страстная пятница (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Долгая счастливая жизнь» — художественный фильм, снятый Геннадием Шпаликовым в 1966 году .
Лента, ставшая единственной режиссёрской работой Шпаликова, получила главный приз «Золотой щит» на Первом Международном кинофестивале авторского кино в Бергамо .
Действие фильма, как отмечено в сценарии Геннадия Шпаликова , разворачивается в Н. — городке, который «был похож на все молодые города, возникшие в Сибири ». После субботней смены молодые люди, работающие на стройке, возвращаются домой. Внезапно автобус притормаживает, высвечивая фарами стоящие на дороге чемодан и сумку. Так в салоне появляется новый пассажир — Виктор ( Кирилл Лавров ). Оказавшись рядом с Леной ( Инна Гулая ), герой представляется ей то геологом, отставшим от партии, то иностранным разведчиком. По мере развития сюжета выясняется, что по образованию он — инженер, проведший в экспедиции три месяца и направляющийся в родной Куйбышев . Взаимный интерес нарастает, и герои делятся друг с другом впечатлениями об «экстремальных» эпизодах из прошлого: Лена рассказывает, как она училась плавать; Виктор вспоминает о том, как в детстве жил на высокогорной станции .
Виктор смотрел в окно на проплывающую мимо баржу, <…> думая, что всё ещё впереди, и с ним произойдёт, случится то самое главное и важное, что должно случиться в жизни каждого человека, и он был убеждён в этом, хотя терял он каждый раз больше, чем находил.
Автобус въезжает в Н. и останавливается возле местного клуба. В городе гастролирует столичный театральный коллектив , в субботней афише заявлен « Вишнёвый сад » . Лена, являющаяся культоргом мероприятия, предлагает Виктору посетить спектакль. Герой не успевает ответить. Оттеснённый от девушки её знакомыми, он проникает в клуб несколько позже — ко второму действию. В антракте он вновь встречает Лену. Их диалог в фойе напоминает, по словам литературоведа Анатолия Кулагина , разговор персонажей из чеховской пьесы. Лена признаётся, что «жить пустой жизнью страшно»; Виктор отвечает, что необходимо искать «что-то светлое, правильное» .
Герои постепенно сближаются — Виктор, называющий себя «свободным человеком», изъявляет желание отправиться с новой подругой «в любом направлении»; Лена не скрывает, что готова уехать с ним «куда угодно». Однако утром, когда молодая женщина появляется у него на плавбазе «Отдых» с чемоданами и трёхлетней дочерью («Чего ждать, раз всё решено!..»), возникает ситуация неопределённости. Виктор, не ожидавший столь резких перемен, явно пасует перед решительностью Лены. Диалог во время их совместного завтрака в уличном буфете выстраивается напряжённо. Наконец герой сообщает, что ему нужно сделать телефонный звонок, уходит и больше не возвращается. По пути из города в аэропорт Виктор наблюдает из автобусного окна, как по реке долго тянется самоходная баржа .
Сразу после выхода на экран фильм вызвал недоумение не только у зрителей, но и у специалистов в области кино. По словам главного редактора журнала « Сеанс » Любови Аркус , на премьере в 1966 году картину приняли недружелюбно: «…сюжет был исчерпан, а баржа плыла и плыла, бесконечно долго, у современников нервы не выдерживали» . Киновед Георгий Капралов в рецензии на страницах « Правды » поставил в упрёк сценаристу неумение объяснить и глубоко проанализировать «некую жизненную коллизию» .
О том, что лента стала событием не только в биографии Шпаликова, но и в истории отечественного кино, начали говорить через десятилетия. Так, Дмитрий Быков (« Новая газета ») отметил, что, несмотря на цитаты и заимствования (та же баржа навеяна эстетикой фильма Виго «Аталанта» ), в картине прослеживается собственная, шпаликовская, манера . О режиссёрском даре Шпаликова, умноженном на кинематографический профессионализм, написали в предисловии к сборнику его сценариев Евгений Габрилович и Павел Финн .
Отдельного анализа удостоилась работа оператора Дмитрия Месхиева . Наталия Адаменко («Киноведческие записки») подробно объяснила, как операторские приёмы — световые контрасты, отражения, дым, диффузионы — способствовали установлению эмоционального контакта со зрителями. По мнению Адаменко, создатели «Долгой счастливой жизни» находились на пороге новых открытий в кинематографе — «ассоциативность поэтического образа и образа изобразительного, как никогда приблизились друг к другу» .
О выразительности кадров, которые «сотканы из множества нюансов и полутонов», упоминалось в рецензии журнала « Искусство кино » . Историю несостоявшейся любви, напоминающую эскиз с чистыми, прозрачными красками, увидел в ленте и обозреватель издания «Экран-90» .
Элла Корсунская, много лет проработавшая редактором на « Мосфильме », рассказывала, что получение премии в Бергамо было воспринято на студии как триумф. По словам киноведа Сергея Кудрявцева , классик европейского кино Микеланджело Антониони , посмотрев картину на фестивале, высоко отозвался о финальной сцене, созвучной его фирменной «некоммуникабельности чувств» .
Режиссёрский дебют заслуживал продолжения, но когда Геннадий Шпаликов направил в худсовет заявку на постановку фильма « Скучная история », который планировал снять в той же тонкой, щемящей стилистике, что и «Долгая счастливая жизнь», то получил отказ .
Картина Шпаликова стала финальной точкой в развитии кинематографа оттепели , констатировал киновед Валерий Фомин . Это подтвердил и Андрей Кончаловский , который обнаружил в «Долгой счастливой жизни» и предчувствие эпохи застоя, и прощание с романтическими идеалами юности .
Актёр | Роль |
---|---|
Инна Гулая | Лена |
Кирилл Лавров | Виктор |
Елизавета Акуличева | буфетчица |
Олег Белов | приятель Лены |
Лариса Буркова | невеста пожарного |
Лилия Гурова | горничная в доме отдыха |
кондуктор автобуса | |
Павел Луспекаев | Павел собеседник Виктора в буфете театра |
Марина Полбенцева | Марина возлюбленная Павла |
Виктор Перевалов | театрал-безбилетник |
Елена Чёрная | девушка с гармонью |
Георгий Штиль | пожарный |
Оля Тарасенкова | Лиза дочь Лены |
Алексей Грибов | Фирс эпизод из «Вишнёвого сада» |
Алла Тарасова | Раневская эпизод из «Вишнёвого сада» |
Леонид Губанов | Петя Трофимов эпизод из «Вишнёвого сада» |
Сергей Блинников | Симеонов-Пищик эпизод из «Вишнёвого сада» |
Михаил Зимин | Лопахин эпизод из «Вишнёвого сада» |