Interested Article - Урусевский, Сергей Павлович

Серге́й Па́влович Урусе́вский ( 23 декабря 1908 , Санкт-Петербург 12 ноября 1974 , Москва ) — советский оператор и кинорежиссёр, художник, фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951), лауреат двух Сталинских премий первой степени (1948, 1952).

Биография

Родился в Санкт-Петербурге . В 1929 году окончил Ленинградский художественно-промышленный техникум . Затем продолжил обучение в Московском полиграфическом институте у В. А. Фаворского , где его педагогами также были А. Д. Гончаров , А. М. Родченко , П. Я. Павлинов , К. Н. Истомин . После окончания вуза в 1935 году пошёл работать ассистентом оператор на киностудию « Межрабпомфильм » (с 1936 года — студия « Союздетфильм »). В качестве ассистента участвовал в создании картин « Случайная встреча » (1936), « Дума про казака Голоту » (1937), « Победа » (1938), был вторым оператором на « » (1938), « Гибель „Орла“ » (1940) .

С началом Отечественной войны призван в Красную армию , в 1941—1942 годах служил в составе киногруппы Северного фронта , также снимал сюжеты для киножурналов «Союзкиножурнал», « Пионерия ». С конца 1943 года — вновь на «Союздетфильме» (с 1948 года — Киностудия имени М. Горького) .

В 1951 году перешёл работать на « Мосфильм » , тогда же вернулся к регулярным занятиям живописью .

Впервые выступил в качестве режиссёра-постановщика и оператора, сняв кинофильм « Бег иноходца » (1968) — по повести « Прощай, Гульсары! » Чингиза Айтматова .

Член ВКП(б) с 1942 года, член Союза кинематографистов СССР с 1957 года .

Скончался 12 ноября 1974 года в Москве . Похоронен на Введенском кладбище (участок № 26).

Семья

Жена — Белла Мироновна Фридман, второй режиссёр .

Фильмография

Оператор
Режиссёр

Библиография

  • С кинокамерой и за мольбертом / Сост.: А. И. Липков, И. С. Урусевская. — М. : Алгоритм, 2002. — 397 с. — ISBN 5-9265-0022-2 .

Оценки творчества

Уже в первых полнометражных киноработах оператор использовал те навыки композиционной, пластической прорисовки изображения, светотеневого рисунка, которые были в своё время усвоены из лекций В. Фаворского. При этом каждый живописный приём был переработан в соответствии с законами кинематографического искусства, но внутри каждого операторского решения прослеживается образ мыслей прежде всего художника.

Валерия Климова, «Артикульт» №15 2014

Использование им с конца 1950-х годов короткофокусной оптики в сочетании с динамикой ручного киноаппарата заставили говорить о новаторском операторском приёме — так называемой «субъективной камере» . В книге «Десять операторских биографий» (1978) Майя Меркель приводит выдержки из отзывов критиков — современников Урусевского:
«Это вихрь изображений, мыслей, чувств, воспоминания и мечты в чудесном и магическом хаосе действительности…» ; «Съёмки сделаны волшебной рукой — настолько изобретателен оператор…» ; «Работа оператора отполирована до блестящей ясности, она околдовывает, как может околдовывать лишь произведение искусства…» ; «Здесь сама жизнь, но поэтически изображённая изумительным кинооператором Урусевским» .

Если в картине «Летят журавли» он воплотил замысел драматурга В. Розова и режиссёра М. Калатозова как свой собственный, то в «Неотправленном письме» и в картине «Я — Куба» он властно, неудержимо перехватывает инициативу и вырывается за пределы, положенные оператору. Нам уже тогда казалось, что сделай Урусевский ещё один шаг в этом направлении, и он неизбежно окажется… в режиссуре.

Семён Фрейлих , «Беседы о советском кино» 1985

Награды и премии

Память

  • На доме № 2в по Мосфильмовской улице , где жил С. П. Урусевский, в июне 2005 года была установлена мемориальная доска .
  • Документальный фильм «Семь минут с кинооператором Сергеем Урусевским» (1969; реж. А. Антипенко ).
  • Часть живописных работ Урусевского-художника ныне хранится в фондах Музея Кино .

См. также

Примечания

  1. , с. 439.
  2. Гончаров Андрей. // Искусство кино : журнал. — 1975. — Март ( № 3 ). — С. 190—191 . 25 июня 2023 года.
  3. Урусевская Инга. // Искусство кино : журнал. — 2008. — Декабрь ( № 12 ). — ISSN . 20 февраля 2020 года.
  4. , с. 837.
  5. , с. 820.
  6. , с. 357.
  7. . Музей ЦСДФ . Дата обращения: 28 августа 2020.
  8. Климова В. Б. // Артикульт : журнал. — 2014. — № 15 . — С. 54—60 . — ISSN . 10 января 2020 года.
  9. , с. 193—194.
  10. Фрейлих С. И. . — М. : Просвещение, 1985. — 191 с. 18 февраля 2020 года.
  11. . Дата обращения: 27 марта 2022. 18 ноября 2021 года.
  12. . tvkultura.ru . Культура (телеканал) (23 июня 2005). Дата обращения: 28 августа 2020. 25 ноября 2020 года.
  13. Юрьева Кристина. // Киноведческие записки : журнал. — 2012. — № 99 . — С. 115 . — ISSN . 25 сентября 2018 года.

Литература

  • // Десять операторских биографий // Сборник статей / Сост. М. Голдовская. — М. : Искусство, 1978. — С. 177—195. — 207 с. — 10 000 экз.
  • Меркель М. М. Угол зрения // Диалог с Урусевским. — М. : Искусство, 1980. — 135 с.
  • Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — С. 438—439. — 640 с. — 100 000 экз.
  • Урусевский С. П. С кинокамерой и за мольбертом / Сост. А. И. Липков, И. С. Урусевская; Вступ. ст. А. А. Каменского; Коммент. И. С. Урусевской. — М. : Алгоритм, 2002. — 397 с. — 3000 экз. ISBN 5-9265-0022-2 .
  • Операторы советского кино // Cправочник / Госфильмофонд России / сост. Н. М. Чемоданова. — М. : Киновек, 2011. — С. 357. — 418 с. — 500 экз. ISBN 978-5-905352-03-4 .
  • Дерябин А. С. Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник. — М. : Госфильмофонд, 2016. — С. 837—838. — 1032 с. — 500 экз. ISBN 978-5-905352-09-6 .
  • Фомин В. И. Плачьте, но снимайте! Советская фронтовая кинохроника 1941–1945 гг. — М. : Киновек, 2018. — С. 820. — 960 с. — ISBN 5-905352-20-1 .

Ссылки

  • . Киноискусство. История кино . Дата обращения: 25 июня 2023.
  • (недоступная ссылка — ) . Биографический банк данных «Личности» . Дата обращения: 28 августа 2020.
Источник —

Same as Урусевский, Сергей Павлович