Interested Article - 10cc

10cc англ. 10 см³ ) — британская группа, образованная в 1972 году в Стокпорте , Англия , и исполнявшая софт- / арт- / поп-рок с остроумными, ироничными текстами .

Квартет манчестерских музыкантов — Грэм Гоулдман , Эрик Стюарт , Кевин Годли и Лол Крим — выступал и записывался в течение трёх лет под названием Hotlegs, прежде чем переименовался в 10cc. Особенность внутренней структуры ансамбля состояла в том, что он изначально разделился на два равноправных и одинаково влиятельных лагеря: «коммерческий» (Стюарт — Гоулдман) и «артистический» (Годли — Крим). Первые двое написали основные хиты группы, второй тандем занимался в большей степени звуковыми, поэтическими и концептуальными экспериментами. Каждый участник группы был её ведущим вокалистом, мультиинструменталистом, автором и продюсером .

В 1972—1975 годах 10cc выпустили серию хит-синглов, которые обеспечили им (согласно Allmusic ) «репутацию мощной новаторской силы на британской поп-сцене» . Коммерческий пик в карьере группы был ознаменован успехом сингла «I’m Not in Love», который в 1975 году возглавил UK Singles Chart и поднялся до #2 в США .

После распада группы в 1983 году Стюарт сотрудничал с Полом Маккартни и продюсировал (англ.) , Гоулдман работал, в числе прочих, с Ramones . В 1992 году квартет воссоединился в оригинальном составе, но вскоре Годли и Крим снова его покинули, и в 1995 году после выхода альбома Mirror Mirror ансамбль распался снова. В 1999 году Грэм Гоулдман снова собрал группу вместе с Полом Бёрджессом, Риком Фенном , Майком Стивенсоном и Миком Уилсоном, но уже без Стюарта. Коллектив в основном занимается концертной деятельностью и новых студийных альбомов не выпускает.

История группы

Основатели 10cc Годли и Крим вместе росли в Манчестере и знали друг друга с детства. Гоулдман и Годли учились в одной школе, оба увлекались музыкой и играли в местной Jewish Lads' Brigade.

Свою первую совместную запись они сделали в 1964 году , когда группа Гоулдмана The Whirlwinds записала композицию Лола Крима «Baby Not Like You», поместив её на оборотную сторону своего единственного сингла. После того, как Whirlwinds изменили название на The Mockingbirds, в состав вошёл Кевин Годли, до этого он играл на ударных в The Sabres (вместе с Кримом). The Mockingbirds выпустили пять не имевших успеха синглов в 1965—1966 годах, после чего распались.

Сотрудничество с Marmalade Records

В июне 1967 года Годли и Крим воссоединились и выпустили сингл «The Yellow Bellow Boom Room» (UK CBS). Прошло, однако, два года, прежде чем Гоулдман пригласил их на студийную сессию в Marmalade Records. Руководитель лейбла Джорджио Гомельский (в недавнем прошлом — менеджер The Yardbirds ) предложил дуэту контракт. Одна из песен, записанных в ходе этой работы, «I’m Beside Myself with Jason Parker» была выпущена синглом («Animal Song» на обороте) — под псевдонимом Frabjoy and Runcible Spoon. Некоторое время Гомельский собирался продвигать дуэт, следуя образцу Simon and Garfunkel .

Однако планам выпустить альбом дуэта Frabjoy and Runcible Spoon не суждено было осуществиться: компания Marmalade обанкротилась. Записи Годли и Крима при участии Гоулдмана были изданы в 1969 году на сборнике лейбла Marmalade Records 100 Proof . Тем временем Гоулдман уже приобрёл известность как автор-песенник: он написал «Heart Full of Soul», «Evil Hearted You» и «For Your Love» для The Yardbirds, «Look Through Any Window» и «Bus Stop» для The Hollies и «No Milk Today», «East West» и «Listen People» для Herman’s Hermits .

Стюарт и The Mindbenders

Тем временем гитарист Эрик Стюарт получил известность как участник , группы, прославившейся с хитом «The Game Of Love». После того, как Фонтана покинул состав в октябре 1965 года, группа переименовалась в The Mindbenders и со Стюартом-вокалистом записала хит «A Groovy Kind of Love» (декабрь 1965). В марте 1968 года Гоулдман вошёл в состав группы, заменив здесь басиста Боба Лэнга. Он написал два из трёх последних синглов группы: «Schoolgirl» (1967) и «Uncle Joe the Ice Cream Man» (1968). Эти синглы в чарты не попали и The Mindbenders в ноябре 1968 года распались.

Ещё будучи участником The Mindbenders, Стюарт записал несколько демо в стокпортской Inner City Studios, которой владел Питер Тэттерсолл ( англ. Peter Tattersall ), в прошлом гастрольный менеджер . В июле 1968 года Стюарт стал совладельцем студии, которую в октябре переименовали в Strawberry Studios, в честь песни The Beatles « Strawberry Fields Forever ».

Работа с Strawberry Studios

В 1969 году все чаще в студии стал появляться Гоулдман, к этому времени наладивший сотрудничество с американским дуэтом Джерри Казенец — Джефф Кац, специализировавшемся на поп-бабблгаме . К концу года и он стал совладельцем Strawberry. К этому времени все четверо будущих участников 10cc сотрудничали в студии регулярно. В числе записей была, например, песня «Sausalito», которая поднялась до #86 в США как релиз, приписанный Ohio Express. В действительности это была песня Гоулдмана, где сам исполнил партию вокала, а аккомпанировали ему все участники будущих 10cc.

В декабре 1969 Гоулдман убедил Казенеца и Каца в том, что Strawberry можно сделать штаб-квартирой проекта. На три месяца она превратилась, по воспоминаниям Кевина Годли, в настоящий песенный цех, работавший по конвейерному принципу. «Двадцать треков за две недели… это бы действительно мусор… Мы все записывали, и голоса тоже: так им было выгоднее, они на нас экономили. Мы даже изображали и женский вокал», — вспоминал он.

Результатом работы этой песенной мануфактуры явилась серия синглов под разными псевдонимами: «There Ain’t No Umbopo» (Crazy Elephant), «When He Comes» (Fighter Squadron), «Come On Plane» (Silver Fleet) — с вокалом Годли. «Susan’s Tuba» в исполнении Freddie and the Dreamers стал даже хитом во Франции: правда, утверждения о том, что пел там Гоулдман, были затем опровергнуты: вокалистом был Фредди Гэррити. «Синглы под странными псевдонимами выходили один за другим, и все они были записаны нами. Понятия не имею, ни сколько их было, ни что с ними со всеми стало», — говорил Лол Крим. Стюарт считал сделку с Казенецом и Кацом ступенью к успеху. «Это позволило нам приобрести дополнительное оборудование и превратить все это в настоящую студию», — говорил он.

Hotlegs и другие проекты

По окончании трёхмесячного контракта Гоулдман вернулся в Нью-Йорк и продолжил сотрудничество с Super K Productions в качестве штатного автора, остальные трое продолжили свои эксперименты в студии, выпустив сингл «Neanderthal Man» под псевдонимом Hotlegs. В июле 1970 года сингл поднялся до #2 в UK Single Charts и стал всемирным хитом; его общий тираж составил два миллиона , и вслед за ним альбом Thinks: School Times .

В то же время трио выпустило «Umbopo» под псевдонимом Doctor Father, но после того, как в чарты он не попал, вернулось к проекту Hotlegs. В начале 1971 года Годли, Крим и Стюарт записали альбом Thinks: School Stinks , в который вошёл и хит «Neanderthal Man».

Вместе с Гоулдманом группа провела турне в первом отделении The Moody Blues , после чего выпустила синглом «Lady Sadie» («The Loser» на обороте). Компания Philips этот альбом переформировала: вместо «Neantherthal Man» включила «Today» и выпустила под заголовком Song .

Свой следующий сингл Стюарт, Годли и Крим выпустили в феврале 1971 года под псевдонимом The New Wave Band, теперь при участии гитариста Дерека Лекенби, в прошлом — участника Herman’s Hermits . Сингл «Cecilia» (версия песни Пола Саймона ) в чарты не вошёл. Всё это время трио продолжало работать в Strawberry, сотрудничая, в частности, с такими исполнителями, как Дэйв Берри, Уэйн Фонтана, Питер Ковап и Herman’s Hermits, сочиняя клубные гимны для футбольных команд. В 1971 все трое сыграли в Space Hymns , альбоме нью-эйдж-группы ; позже участвовали в записи альбомов Нила Седаки Solitaire и The Tra-La Days Are Over .

Именно участие в Solitaire , по словам Гоулдмана, подсказало музыкантам наконец-то создать полноценную группу. «До этого мы соглашались на любую работу, какую бы нам ни предлагали, и очень от этого уставали. Мы знали, что стоим большего но требовалось что-то такое, что бы подтолкнуло нас к осознанию этого факта. Наc слегка напрягло, что мы сделали для Нила весь его первый альбом, а получили просто зарплату сессионных музыкантов в то время, когда могли бы уже записывать свой собственный материал» , — говорил он.

10cc

В начале 1972 года квартет записал композицию Стюарта и Гоулдмана «Waterfall». Стюарт предложил её Apple Records. Спустя несколько месяцев пришло письмо, извещавшее авторов о том, что песня «недостаточно коммерческая», чтобы её можно было выпустить синглом. Тогда группа записала песню, рассматривавшуюся прежде как возможный би-сайд для «Waterfall»: композицию Годли и Крима «Donna» — написанную под влиянием Фрэнка Заппы пародию на ду-воп 1950-х годов, исполненную фальцетом. По словам Стюарта, был только один человек, который «обладал достаточной долей безумия, чтобы её выпустить»: . Стюарт позвонил ставшему уже знаменитым антрепренёру-эксцентрику, тот приехал в студию Strawberry, прослушал трек, расхохотался и объявил: «Сказочно! Это хит!».

Первый успех

Эрик Стюарт

Кинг подписал группу к своему лейблу в июле 1972 года и сам предложил название: 10cc, позже утверждая, что оно явилось ему во сне (стоя перед зданием Хаммерсмит Одеон в Лондоне, он увидел надпись на плакате: «10cc — лучшая группа в мире»). Другая версия, которую опровергают Кинг и Годли, но подтверждает Крим (в интервью 1988 года), состоит в том, что в названии был обозначен объём мужского эякулята — слегка преувеличенный, чтобы указать на особую «потенцию» нового коллектива.

Сингл «Donna» был объявлен диджеем BBC Radio 1 Тони Блэкберном «Пластинкой недели». В сентябре 1972 года он поднялся до #2 в UK Singles Chart и положил начало целой серии хитов, каждый из которых 10cc сознательно стилизовали под тот или иной популярный музыкальный жанр прошлых лет . Последовали гастроли с Нейлом Седакой и ещё один, также выдержанный в стилистике 1950-х годов, «Johnny Don’t Do It»; заметного успеха он не имел, но «Rubber Bullets», сатирический ответ «Jailhouse Rock», стал международным хитом, и с ним 10cc возглавили британский хит-парад в мае 1973 года. «The Dean and I» поднялся в списках до #10 в августе . Этот релиз, а также именной альбом (#36 UK), закрепили за новой группой репутацию мощной новаторской силы на британской поп-сцене .

10cc выпустили ещё два сингла, американский «Headline Hustler» и британский «The Worst Band In The World» (в котором высмеяла себя же), и в августе начала британское турне. В ноябре группа вернулась в Strawberry Studios и записала остаток материала для второго альбома Sheet Music (1973), куда вошли «The Worst Band In The World», а также два следующих хита: «The Wall Street Shuffle» (#10, 1974) и «Silly Love» (# 24, 1974). Именно Sheet Music стал для квартета прорывным: он поднялся до #9 , оставался в британских чартах шесть месяцев и обеспечил успех американского турне, которое прошло в феврале 1974 года. За ним последовали синглы «Silly Love» (#24 UK) и «Life Is a Minestrone» (#7) .

Американский контракт

В феврале 1975 года группа подписала американский контракт с Mercury Records на миллион долларов. Контракт был заключён в сущности из-за одной песни: «I’m Not in Love». Стюарт вспоминал:

В тот момент мы всё ещё были на лейбле Джонатана Кинга, но с трудом сводили концы с концами. Мы все пребывали в нищете, это были серьёзные проблемы, и тут оказалось что Philips Phonogram захотели выкупить контракт Кинга. Я позвонил им, сказал: приезжайте и послушайте, что мы сделали, вот этот трек. Они приехали и обалдели: «Это шедевр. Сколько денег вы хотите? Какого рода контракт? Мы сделаем всё для вас, мы всё подпишем». На основе одной только этой песни мы подписали пятилетний контракт, и они заплатили нам серьёзные деньги.

После сингла «Life Is a Minestrone» (1975, No.7), заголовок которого был заимствован у ток-шоу, вышел « », возглавил UK Singles Chart и поднялся до #2 в Billboard Hot 100 . Критики отметили уникальную продюсерскую работу, прежде всего — многократно наложенный бэк-хорал. В это же время 10cc записали для Джастина Хэуорда сингл «Blue Guitar» (для Blue Jays , его совместного альбома с Джоном Лоджем).

Альбом , к тому времени уже завершённый, вышел несколько недель спустя под обложкой, оформленной арт-группой Hipgnosis, имел коммерческий успех и получил наивысшие оценки рецензентов. Первый трек, трёхчастная девятиминутная поп-оперетта Годли и Крима Une Nuit a Paris (One Night in Paris) , вдохновила впоследствии Queen на создание « Bohemian Rhapsody » . Мелодию использовал также Эндрю Ллойд Уэббер в увертюре к мюзиклу « Призрак Оперы » (1986).

Четвёртый альбом (1976) был выпущен также под обложкой, оформленной Hipgnosis. Из него вышли два хит-сингла: почти юмористический «Art for Art’s Sake» (#5 1975) и «I’m Mandy, Fly Me» (#7 1976). Успех группы подсказал перевыпуск альбома Hotlegs под новым названием You Didn’t Like It Because You Didn’t Think of It , догруженного двумя треками. Заглавие альбому дал эпический трек, попавший на би-сайд «Neanderthal Man».

Уход Годли и Крима

После выхода How Dare You! Годли и Крим (как ) сконцентрировались на производстве видео, разработали и внедрили в практику гитарное приспособление под названием Gizmo и выпустили тройной альбом Consequences (1976), развернутое концептуальное произведение, в создании которого приняли участие юморист Питер Кук и джазовая певица Сара Воэн. Использовался в альбоме и gizmotron — электрогитарная приставка, снабжённая клавишами, которая, будучи прикреплена к грифу гитары, позволяла достигать сустейна любой продолжительности. Благодаря этому устройству дуэт сократил расходы на запись, успешно имитируя струнные.

В интервью 2007 года Годли говорил: «Мы ушли потому, что нам больше не нравилось то, что писали Гоулдман и Стюарт. 10cc стали предсказуемыми и неинтересными, и мы почувствовали себя в западне». За десять лет до этого, в интервью журналу Uncut , он замечал, что группа «не была достаточно демократичной», имея в виду, что в рамках 10сc проект Consequences не смог бы реализоваться.

Свой первый альбом в новом формате 10cc записали в новой студии Strawberry South (Доркинг, Суррей). (1977), озаглавленный в честь дорожного знака на одном из участков шоссе в графстве Суррей, поднялся до #3 в Британии (#31 в США). Из него вышли три сингла: «The Things We Do For Love» (UK #6, US #5), «Good Morning Judge» (UK #5, US #69) и «People In Love» (US #40). «Для меня было главным доказать, что мы способны написать хит без Кевина и Лола… и мы это сделали!» — позже говорил Стюарт.

В 1977 году 10cc отправились в международное турне с гитаристом Риком Фенном ( англ. Rick Fenn ), клавишником Тони О’Мэлли ( англ. Tony O'Malley ) и вторым барабанщиком Стюартом Тошем ( англ. Stuart Tosh , экс- Pilot ). Этот состав подготовил концертный сборник Live And Let Live (1977), в котором были представлены основные хиты и материал предыдущих трёх альбомов.

Фенн, Тош, Берджесс и клавишник Данкан Макэй стали постоянными членами ансамбля и участвовали в записи альбома Bloody Tourists (1978), из которого вышел третий чарттоппер группы , «Dreadlock Holiday», выдержанный в стиле реггей. Он стал последним хитом группы; уже следующий сингл, «Reds in My Bed», где партию вокала исполнил Тош, в чарты не вошёл вообще.

1979—1983

В 1979 году группа получила ещё один серьёзный удар: Стюарт попал в автокатастрофу, серьёзно повредив левые ухо и глаз. Почти полгода он не мог заниматься музыкой. «…И всё это время запущенная нами большая машина всё замедляла ход. А на сцене в это время уже был панк-рок: The Sex Pistols , The Clash … так что, к тому времени как я поправился, думаю, мы уже опоздали на свой автобус», — говорил Стюарт в интервью Би-би-си. Гоулдман также считал происшествие со Стюартом поворотным моментом в судьбе группы. «Начиная с 1978 года, дела наши пошли под откос… Наверное, нам стоило или тогда же разойтись, или впустить свежую кровь… Мы же, даже когда всё шло плохо, говорили себе: а, ничего, всё образуется!» — вспоминал он в интервью Би-би-си в 1995 году.

Пока Стюарт выздоравливал, Гоулдман записал трек к звуковой дорожке фильма Sunburn ; группа выпустила сборник Greatest Hits 1972—1978 и сингл «I’m Not in Love»/«For You and I», не вошедший в чарты. Затем Гоулдман записал саундтрек к мультипликационному фильму «Олимпийские игры животных» ( англ. Animalympics , 1980), пригласив к участию других музыкантов «10cc», а Стюарт спродюсировал саундтрек к фильму Girls .

Группа подписала контракт с Warner Bros. Records и на новом лейбле выпустила записанный с теми же музыкантами, что работали над Bloody Tourists , альбом Look Hear? , из которого вышел сингл «One Two Five». Расставшись с составом музыкантов, Стюарт и Гоулдман вернулись на Mercury и записали альбом Ten Out of 10 (1981) с синглами «Les Nouveau Riches» и «Don’t Turn Me Away». Все эти релизы коммерческого успеха не имели. Чтобы добавить звучанию группы «американский привкус», компания Warners пригласила к участию автора-исполнителя Эндрю Голда, которому вскоре было сделано предложение войти в состав постоянным участником, но тот его отклонил, сославшись на занятость.

Позже Гоулдман сожалел об этом решении: именно участие Голда, по его мнению, могло бы поднять группу с «уровня тогдашней посредственности». Однако приуроченный к десятой годовщине существования группы сингл «The Power of Love», написанный совместно с Голдом, в чарты не вошёл. Последовавший за ним «Run Away» поднялся лишь до #50 в Британии. Синглы «24 Hours» и «Feel the Love»/«She Gives Me Pain» 1983 года постигла та же участь. Альбом Windows in the Jungle (1983), записанный при участии известных сессионных музыкантов (главной фигурой в нём был Стюарт, Гоулдман не исполнил ни одной партии вокала), достиг в чартах лишь #70.

Распад и воссоединение

Начиная с 1983 года, группа практически прекратила своё существование: Стюарт занялся сотрудничеством с Sad Cafe, Гоулдман начал продюсировать Ramones , затем с Эндрю Голдом образовал синт-поп-группу Common Knowledge, которая затем изменила название на Wax. Стюарт внёс значительный вклад в три альбома Пола Маккартни , в том числе в качестве соавтора.

В 1987 году вышел сборник Changing Faces — The Very Best of 10cc and Godley & Creme , с которым группа вернулась в чарты. В 1991 году в Японии был выпущен четырёхтомный бокс-сет Greatest Songs and More (Great Box), куда вошли в числе прочего би-сайды, прежде не издававшиеся на CD.

В 1991 году четверо участников оригинального состава 10cc собрались, подключив к сотрудничеству продюсера Гэри Каца, известного по работе с Steely Dan . Каца пригласила компания Polydor Records в надежде на то, что с его помощью группа наконец выйдет на американский рынок. Но альбом Meanwhile не стал реюнионом в полном смысле слова: песни написали Стюарт и Гоулдман (исключение составил трек, где в качестве соавтора был упомянут Маккартни). В числе многочисленных приглашённых к участию в нём музыкантов были Доктор Джон и Джефф Поркаро из Toto (для второго из них эта работа оказалась последней — вскоре он умер от сердечного приступа). Крим и Годли согласились участвовать в проекте исключительно для того, чтобы выполнить контрактные обязательства перед «Полидором», которому задолжали по альбому каждый ещё с конца 1980-х. Лейбл приложил все усилия, чтобы подать пластинку как реюнион, но успеха это не принесло.

После выхода Mirror Mirror (1995), записанного лишь при участии Гоулдмана и Стюарта, 10cc снова прекратили своё существование .

Вскоре в 1999-м году Гоулдман вместе со старыми участниками 10сс (Фенн, Бёрджесс) реорганизовал группу, но уже без Стюарта. Коллектив существует до настоящего времени и в основном занимается концертной деятельностью.

В январе 2013 года группа в составе с Адамом Уэйкманом впервые посетила Россию, дав концерт в Екатеринбурге в рамках фестиваля «Старый новый рок».

Состав

Текущий состав

  • Грэм Гоулдман ( англ. Graham Gouldman ) — вокал, бас-гитара (1972—1983, 1991—1995, 1999—наши дни)
  • Пол Бёрджесс ( англ. Paul Burgess ) — ударные (1976—1983, 1999—наши дни; сессионный музыкант — 1973—1976)
  • Рик Фенн ( англ. Rick Fenn ) — гитара, вокал (1977—1983, 1993—1995, 1999—наши дни)
  • Майк Стивенс ( англ. Mike Stevens ) — клавишные, вокал (1999—наши дни)
  • Мик Уилсон ( англ. Mick Wilson ) — перкуссия, вокал (1999—наши дни)

Классический состав

  • Эрик Стюарт ( англ. Eric Stewart ) — вокал, гитара, клавишные (1972—1983, 1991—1995)
  • Грэм Гоулдман ( англ. Graham Gouldman ) — вокал, бас-гитара (1972—1983, 1991—1995, 1999—наши дни)
  • Лол Крим ( англ. Lol Creme ) — вокал, гитара, клавишные (1972—1976, 1991—1993)
  • Кевин Годли ( англ. Kevin Godley ) — вокал, ударные (1972—1976, 1991—1993)

Бывшие участники

  • Стюарт Тош ( англ. Stuart Tosh ) — барабаны, вокал (1977—1983, 1993—1995)
  • Тони О’Мэлли ( англ. Tony O'Malley ) — клавишные, вокал (1977—1978)
  • Данкан Макэй ( англ. Duncan Mackay ) — клавишные, вокал (1978—1981)
  • Вик Эмерсон ( англ. Vic Emerson ) — клавишные (1981—1983)
  • Джейми Лейн ( англ. Jamie Lane ) — ударные (1983)
  • Стив Пиггот ( англ. Steve Piggot ) — клавишные (1993—1995)
  • Гари Уоллис ( англ. Gary Wallis ) — ударные (1993—1995)
  • Джефф Данн ( англ. Goeff Dunn ) — ударные (1995)
  • Алан Парк ( англ. Alan Park ) — клавишные (1995)
  • Кит Хэймен ( англ. Keith Hayman ) — клавишные, вокал (2006—2011)

Временная шкала

Дискография

Студийные альбомы

  • 1973: 10cc
  • 1974: Sheet Music
  • 1975: The Original Soundtrack
  • 1976: How Dare You!
  • 1977: Deceptive Bends
  • 1978: Bloody Tourists
  • 1980: Look Hear?
  • 1981: Ten Out of 10
  • 1983: Windows in the Jungle
  • 1992: …Meanwhile
  • 1995: Mirror Mirror

Примечания

  1. от 20 марта 2019 на Wayback Machine "the Guilty Pleasures scene – the influential club nights and compilations devoted to '70s and '80s soft rock – worships 10cc."
  2. от 28 сентября 2018 на Wayback Machine "they finally settled into a kind of quirky soft rock knitted jumper groove that suddenly found them more in the Steely Dan or Wings camp"
  3. . Дата обращения: 14 октября 2014. 8 декабря 2015 года.
  4. (англ.) . — www.allmusic.com. Дата обращения: 4 октября 2009. Архивировано из 8 апреля 2012 года.
  5. Произносится « тэн-си-си ».
  6. Jason Ankeny. (англ.) . www.allmusic.com. Дата обращения: 1 октября 2009. Архивировано из 8 апреля 2012 года.
  7. (англ.) . — www.chartstats.com. Дата обращения: 4 октября 2009. Архивировано из 8 апреля 2012 года.
  8. Thomas Ryan (American Hit Radio, Prima Entertainment, 1996). (англ.) . www.superseventies.com. Дата обращения: 4 октября 2009. Архивировано из 8 апреля 2012 года.
  9. (англ.) . — www.chartstats.com. Дата обращения: 21 ноября 2009. Архивировано из 8 апреля 2012 года.
  10. от 25 июня 2008 на Wayback Machine 25 июня 2008 года.
  11. (англ.) . — www.chartstats.com. Дата обращения: 21 ноября 2009. Архивировано из 8 апреля 2012 года.
  12. . www.chartstats.com. Дата обращения: 12 января 2010. Архивировано из 8 апреля 2012 года.
  13. Paul Lester. . Guardian. Дата обращения: 13 августа 2010. Архивировано из 8 апреля 2012 года. Une Nuit a Paris, a three-part, nine-minute pop opera that encouraged Queen to make Bohemian Rhapsody — Guardian.

Ссылки

Источник —

Same as 10cc