Interested Article - Thriller (песня)
- 2020-12-18
- 1
«Thriller» — четвёртая песня и седьмой сингл из альбома американского исполнителя Майкла Джексона Thriller . Она была написана Родом Темпертоном , спродюсирована Куинси Джонсом и выпущена лейблом Epic Records 12 ноября 1983 года в большинстве стран и 23 января 1984 — в США . Впоследствии «Thriller» вошла в многочисленные сборники лучших песен Джексона, такие как HIStory , Number Ones , The Essential и This Is It . Сингл достиг 4-го места в чарте Billboard Hot 100 и занял лидирующие позиции в ряде других стран. На «Thriller» было снято весьма успешное 14-минутное музыкальное видео, вдохновлённое фильмами ужасов 1950-х годов. В 1984 году оно получило несколько наград MTV Video Music Awards , а в 2009 году было внесено в национальный реестр фильмов , став первым музыкальным видео, попавшим в Библиотеку Конгресса .
История создания
Песня была написана английским композитором Родом Темпертоном и спродюсирована американским дирижёром и аранжировщиком Куинси Джонсом . Первая её версия носила название «Starlight» , по другим данным — «Starlight Love» . Примечательно, что изначальный припев композиции — «Starlight! Starlight sun…» — в окончательной версии изменился практически на противоположный по своему смыслу — «Thriller! In the night…» . Автор «Thriller» Род Темпертон прокомментировал это так:
Первоначально, когда я сделал своё демо «Thriller», я назвал его «Starlight». Куинси сказал мне: «Тебе удалось придумать название для предыдущего альбома, давайте посмотрим, что ты сможешь придумать для этого». Я воскликнул: «О, отлично», вернулся в отель, написал две или три сотни названий, и остановился на «Midnight Man». На следующее утро я проснулся и тут же произнёс это слово [Thriller]… Что-то у меня в голове просто сказало, что оно и станет названием".
Оригинальный текст (англ.)Originally, when I did my Thriller demo, I called it Starlight. Quincy said to me, 'You managed to come up with a title for the last album, see what you can do for this album.' I said, 'Oh great,' so I went back to the hotel, wrote two or three hundred titles, and came up with the title 'Midnight Man'. The next morning, I woke up, and I just said this word... Something in my head just said, this is the title.—
Во время работы над «Thriller» Темпертон заявил, что он «всегда представлял себе разговорную секцию в конце песни», но не представлял, как это сделать, пока не решил «найти кого-то, чей голос был бы известен в жанре хоррор». Тогда жена Куинси Пегги Липтон , близко знавшая Винсента Прайса , предложила актёру прочесть несколько строчек в конце «Thriller», на что Прайс ответил согласием .
Запись
«Thriller», наряду с другими песнями из одноимённого альбома, была записана Джексоном в течение восьми недель в 1982 году на студии Westlake Recording Studios на бульваре Санта-Моника в Лос-Анджелесе , штат Калифорния . Звукорежиссёр песни о первом дне в Westlake Recording Studios:
Куинси повернулся к нам и сказал: «Окей, парни, мы здесь для того, чтобы спасти индустрию звукозаписи.» Он имел в виду, что сейчас это довольно большая ответственность. Вот почему эти альбомы, особенно Thriller , звучат так потрясающе. Основной причиной является то, что каждый, кто работал над проектом, работал на 150 процентов… Куинси как режиссёр фильма и я как оператор, и вся эта работа Куинси по подбору людей. Куинси может найти людей и вдохновить нас делать то, что мы делали.
Оригинальный текст (англ.)Quincy turned to us and he said, 'OK guys, we’re here to save the recording industry.' Now that’s a pretty big responsibility — but he meant it. And that’s why those albums, and especially 'Thriller', sound so incredible. The basic thing is, everybody who was involved gave 150 percent … Quincy’s like a director of a movie and I’m like a director of photography, and it’s Quincy’s job to cast [it]. Quincy can find the people and he gives us the inspiration to do what we do.—
Свиден и Джонс вспоминали, как Винсент Прайс записал свой голос за кадром всего за два дубля, и Джонс, знавший, как трудно говорить в песне, очень хвалил уже немолодого Винсента и называл его работу «невероятной» . Свиден также рассказал, как он перепробовал разные способы записи вокальных партий Майкла и в конце концов попросил певца отойти от микрофона, что существенно изменило акустику в комнате и дало вокалу Майкла уникальный характер. В ходе подобных экспериментов некоторые партии бэк-вокала были записаны в душевой кабине Westlake Recording Studios .
Особенности композиции
«Thriller» играется в тональности до-диез минор в умеренно-оживлённом темпе . В оригинальной фонограмме песни, особенно в линии баса, можно найти сходство с ритм-н-блюз песней Рика Джеймса « Give It to Me Baby » 1981 года . Для записи «Thriller» были использованы такие инструменты, как синтезатор , электрогитара , труба , флюгельгорн , саксофон , флейта и тромбон . На протяжении всей песни присутствуют звуковые эффекты: скрип двери, гром, шум ветра, вой собаки, скрип деревянных половиц и другие. Редактор звуковых эффектов «Thriller» , подбиравший материал у своих коллег, сказал об этом следующее:
Я обошёл так много звуковых редакторов. <…> Это были очень хорошие редакторы и я думаю, что некоторые эффекты они записали сами. Вещи вроде вспышек молнии может были из старых фильмов Голливуда — мы никогда не узнаем, из каких — но лучшие редакторы звуковых эффектов выходят в пустыню и находят там койота, так что я чувствую, что вой был настоящий.
Оригинальный текст (англ.)I went to as many sound editors. <…> These were really good editors and I think they recorded some of the effects themselves. Things like the lightning may have come from old Hollywood movies — we’ll never know which movies — but the best sound-effects editors do go out in the desert and find a coyote, so I have a feeling that was a real howl…—
Критические оценки
«Thriller» был положительно встречен современными музыкальными критиками. Рецензент Spinner Эшли Ясимоне отметила, что песня, «с её басовой линией и убийственным вокалом Майкла» стала визитной карточкой для исполнителя . Критик The New York Times Джон Паралес заявил, что именно «Thriller», наряду с «Billie Jean», «Beat It» и «Wanna Be Startin’ Somethin’» сделал альбом Thriller хитом для всего мира, а музыкальное видео «Thriller» стало отождествляться у слушателей с самим Джексоном . Энн Пауэрс из Los Angeles Times написала, что песня как будто «поднялась из какой-нибудь детской страшной сказки» .
Автор новостей для ABC Лючина Фишер назвала «Thriller» песней, «вышедшей за границы музыкальных жанров, будь то поп, рок, ритм-н-блюз или что-то другое» . Том Юинг из Pitchfork в обзоре Thriller 25 отметил «шуточный хоррор „Thriller“, переходящий в хедбэнгинговую гитарную „Beat It“» . Дэниэл Дачхолз на страницах Billboard написал, что аудиотрек «Thriller» «стал классическим фильмом ужасов» ещё до известного видеоклипа . Критик описал песню как «Яркое монструозное месиво авторства Рода Темпертона с ужасным, но весёлым текстом, звуковыми эффектами жутких шагов, волчьего воя и хлопанья дверей, а также неизгладимой декламацией актёра Винсента Прайса» .
Штатный сотрудник Sputnikmusic Тайлер Фишер в своей рецензии назвал песню «Thriller» «более известной, чем танцевальные движения и музыкальное видео» и «настолько эпичной, насколько это только возможно в поп-песне» . Критик также заявил, что «Thriller», наряду с «Beat It» и «Billie Jean» «даже на сегодняшний день остаются величайшими поп-песнями всех времён» . После смерти Майкла радио-блог AOL опубликовал список «10 лучших песен Майкла Джексона», в котором «Thriller» заняла первое место .
Коммерческий успех
Выйдя 23 января 1984 года как седьмой и последний сингл с Thriller , песня сразу же попала в первую десятку Billboard Hot 100 . На следующую неделю «Thriller» поднялась до 7-го места , а ещё неделю спустя — до 4-го места . Песня также заняла первые строчки в чартах Бельгии и Испании, продержавшись в хит-парадах в общей сложности 10 и 61 неделю соответственно . 4 декабря 1989 года сингл был сертифицирован платиновым диском Американской ассоциацией звукозаписывающих компаний за продажу более, чем 1 миллиона физических носителей песни в США . Всплеск интереса к творчеству Джексона после его смерти, наряду с современными возможностями цифрового распространения привели к тому, что на 2012 год было куплено более, чем 3 160 000 цифровых копий «Thriller» .
Музыкальное видео
Видеоклип, известный как « Michael Jackson’s Thriller », снимался американским режиссёром Джоном Лэндисом в разных местах Нью-Йорка и Лос-Анджелеса . Назывался различный бюджет съёмок, от 800 000 до 1 000 000 долларов , сам же режиссёр заявил, что на создание «Michael Jackson’s Thriller» было потрачено всего 500 000 долларов . Впоследствии клип вошёл в сборники Michael Jackson’s Vision и HIStory on Film, Volume II , видео-версии альбомов Number Ones и Thriller 25 и другие издания. Сразу после появления «Michael Jackson’s Thriller» вышел 45-минутный документальный фильм «Making Michael Jackson’s Thriller», пропускающий зрителя за кулисы создания музыкального видео . Канал MTV , транслировавший в то время «Michael Jackson’s Thriller», заплатил 250 000 долларов за эксклюзивные права на показ документального фильма, канал Showtime — 300 000 долларов за права трансляции «Making Michael Jackson’s Thriller» по кабельному телевидению, а компания — 500 000 долларов за права продажи видеокассеты с фильмом .
Сам Майкл Джексон сказал о «Michael Jackson’s Thriller» следующее:
Моей идеей было создание короткого фильма с беседой… Мне нравится, когда есть начало, середина и конец, из которых складывается история. Я очень активно участвую в разработке и создании пьесы. Она должна быть, знаете ли, моей душой. Обычно, знаете ли, это интерпретация музыки… Работать с ней нужно очень аккуратно, я помню свой первоначальный подход: «Как можно заставить танцевать зомби и монстров так, чтобы они не были комичными?» И я сказал: «Мы просто должны правильно поставить движения, чтобы они не стали чем-то, что рассмешит вас.» Просто нужно подняться на другой уровень. Так я попал в комнату с хореографом Майклом Питерсом, и он и я вместе представляли, как бы эти зомби двигались, строя лица перед зеркалом.
Оригинальный текст (англ.)My idea was to make this short film with conversation … I like having a beginning and a middle and an ending, which would follow a story. I’m very much involved in complete making and creating of the piece. It has to be, you know, my soul. Usually, you know, it’s an interpretation of the music. […] It was a delicate thing to work on because I remember my original approach was, 'How do you make zombies and monsters dance without it being comical?' So I said, 'We have to do just the right kind of movement so it doesn’t become something that you laugh at.' But it just has to take it to another level. So I got in a room with [choreographer] Michael Peters, and he and I together kind of imagined how these zombies move by making faces in the mirror.—
Клип представляет собой фильм ужасов, снятый в стилистике 1950-х годов. В нём молодой человек по имени Майкл (роль Джексона) и его безымянная подруга (в исполнении Олы Рэй ) приезжают на автомобиле в тёмный лес, где Майкл предлагает подруге стать его девушкой и преподносит ей кольцо. Подруга с радостью соглашается, но Майкл также предупреждает её, что у него есть и «другая» сущность. Его освещает полная луна, и Майкл превращается в оборотня и с жутким воем и рычанием гонится за девушкой . Сцена сменяется и оказывается, что погоня происходила всего лишь на экране кинотеатра, в фильме под названием «Thriller». Майкл и девушка идут по туманной дороге, и Майкл поёт строчки из песни. Они проходят мимо кладбища, из которого выходят ожившие мертвецы , а за кадром звучит монолог Винсента Прайса. Майкл превращается в одного из оживших мертвецов и исполняет вместе с ними танцевальный номер, после чего вновь начинает преследовать девушку . Она скрывается в заброшенном доме, но Майкл-зомби находит её и хватает за горло, после чего девушка просыпается и понимает, что всё происходящее было только сном. Майкл предлагает отвезти девушку домой, и она с радостью соглашается, после чего Майкл устрашающе смотрит в камеру жёлтыми глазами оборотня .
Реакция на видео была как положительной, так и отрицательной. Например, Томас Редекки из Los Angeles Times заметил: «Нетрудно представить себе, как молодой зритель после просмотра „Thriller“ говорит: „Ну и дела, раз Майкл Джексон может терроризировать свою подругу, почему я не могу?“» . Тем не менее, в 1984 году «Michael Jackson’s Thriller» был номинирован на шесть наград MTV Video Music Awards и получил три из них: «Лучшее исполнение», «Лучшая хореография» и «Выбор зрителей» . В 1999 году клип занял первое место в списке MTV «100 лучших видео, когда-либо созданных» , в 2001 году — вошёл в список «100 лучших видео» по версии канала VH1 , а в 2011 году — был назван одним из «30 лучших музыкальных видео всех времён» по версии журнала Time .
Концертное исполнение
Майкл Джексон исполнял «Thriller» на всех (трёх) своих мировых гастролях. Песню планировалось включить в тур The Jacksons Victory 1984 года, но к тому времени концертное исполнение было ещё недостаточно освоено Джексоном и ему не нравилось, как звучит «Thriller» в прямом эфире. Песня регулярно исполнялась Майклом во время его первого сольного тура Bad World Tour . Эти гастроли длились 16 месяцев c 1987 по 1989 год и «Thriller» была исполнена в общей сложности 123 раза . В следующий раз песня была включена в Dangerous World Tour . Исполняя «Thriller» во время этого тура Джексон, как правило, ближе к концу песни менялся местами с танцором в маске, который завершал песню за него. В это время исполнитель готовился к песне « Billie Jean » и сразу по окончании «Thriller» он уже появлялся на верхнем этаже сцены, переодетый для исполнения «Billie Jean» . Dangerous World Tour начался в 1992 году и должен был продолжаться в течение всего 1993 года, но в итоге Майкл остановил гастроли после 69 выступлений в связи с ухудшившимся состоянием своего здоровья и стрессом, перенесённым вследствие необоснованных обвинений в сексуальном надругательстве над несовершеннолетними . Также песня была на бесплатном концерте в Бахрейне в 1996 году. В последний раз «Thriller» исполнялась во время HIStory World Tour , на каждом из 82 концертов этих гастролей . Как и в случае с Dangerous World Tour, ближе к концу песни Джексона заменял дублёр, переодетый в зомби, в то время, как музыкант готовился к исполнению « Beat It ». «Thriller» также планировалось включить в тур из 50 концертов под называнием This Is It , который должен был проходить в период с 2009 по 2010 год . Для исполнения песни Майкл планировал с помощью 3D-технологий создать для сцены особый «кладбищенский» фон . Гастроли This Is It не состоялись в связи со смертью исполнителя .
Список композиций
7" (номер в каталоге Epic Records — A-3643)
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
1. | «Thriller» | 4:37 |
2. | «Things I Do for You» (Live) | 3:31 |
12" (номер в каталоге Epic Records — 12-3643)
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
1. | «Thriller» (Long Version) | 5:57 |
2. | «Thriller» | 4:05 |
3. | «Things I Do for You» (Live) | 3:31 |
CD (номер в каталоге Epic Records — 88697-18009-2)
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
1. | «Thriller» (Remixed Short Version) | 4:08 |
2. | «Can’t Get Outta the Rain» (Album Version) | 4:09 |
Участники записи
|
|
Позиции в хит-парадах и сертификации
Позиции в чартах
Еженедельные чарты :
|
Годовые чарты :
Сертификации
* — C 1999 года RIAA присуждает бриллиантовую сертификацию синглам, продажи которых превышают 10 млн. экземпляров. Зарегистрированные продажи сингла «Thriller» в США составляют 10 000 000 копий . |
Примечания
- (PDF) . Music Week : 30. 1983-11-05. (PDF) из оригинала 13 февраля 2022 . Дата обращения: 6 декабря 2023 .
- Aly Semigran. . MTV (7 февраля 2011). Дата обращения: 17 сентября 2023. 7 октября 2023 года.
- Jones, Jel D. Lewis. . — Amber Books Publishing, 2005. — С. 6. — 301 с. — ISBN 097497790X .
- Lenny Henry . (англ.) // Smash Hits : magazine. — Peterborough : , 1983. — 29 September ( vol. 5 , no. 20 ). — P. 19 . — ISSN . 15 мая 2023 года.
- ↑ ISWC Network (англ.)
- ↑ (англ.) . Billboard . Дата обращения: 16 декабря 2012. 22 августа 2008 года.
- ↑ (англ.) . MTV . Дата обращения: 16 декабря 2012. Архивировано из 28 августа 2008 года.
- (англ.) . Reuters (30 декабря 2009). Дата обращения: 16 декабря 2012. 14 сентября 2011 года.
- ↑ Day, Patrick Kevin; Martens, Todd. (англ.) . Los Angeles Times (12 февраля 2008). Дата обращения: 16 декабря 2012. 14 марта 2022 года.
- ↑ Lyle, Peter. (англ.) . The Telegraph (25 ноября 2007). Дата обращения: 16 декабря 2012. 25 января 2013 года.
- ↑ (англ.) . AOL . Дата обращения: 16 декабря 2012. 29 июня 2009 года.
- Glazer, Eliot. (англ.) . AOL . Дата обращения: 16 декабря 2012. 23 марта 2023 года.
- Vozick-Levinson, Simon. (англ.) . Entertainment Weekly (7 февраля 2008). Дата обращения: 10 февраля 2008. Архивировано из 10 февраля 2008 года.
- . . Дата обращения: 16 декабря 2012. 16 декабря 2014 года.
- Ruhlmann, William. (англ.) . AllMusic . Netaktion LLC. Дата обращения: 16 декабря 2012. 26 ноября 2022 года. (Рецензия на «Антологию Рика Джеймса ».)
- Iasimone, Ashley. (англ.) . (28 октября 2009). Дата обращения: 16 декабря 2012. 2 января 2011 года.
- Parales, Jon . (англ.) . The New York Times (3 сентября 1987). Дата обращения: 16 декабря 2012. 26 апреля 2023 года.
- Powers, Ann. (англ.) . Los Angeles Times (15 февраля 2008). Дата обращения: 16 декабря 2012. 6 июня 2011 года.
- Fisher, Luchina. (англ.) . American Broadcasting Company (30 ноября 2012). Дата обращения: 16 декабря 2012. Архивировано из 26 июня 2023 года.
- Ewing, Tom. (англ.) . Pitchfork . Condé Nast (15 февраля 2008). Дата обращения: 16 декабря 2012. 25 января 2013 года.
- ↑ Durchholz, Daniel. (англ.) . Billboard . Дата обращения: 16 декабря 2012. 3 декабря 2012 года.
- ↑ Fisher, Tyler. (англ.) . Sputnikmusic (27 сентября 2006). Дата обращения: 16 декабря 2012. 25 января 2013 года.
- (англ.) . Billboard . Дата обращения: 16 декабря 2012. 22 августа 2008 года.
- (англ.) . Billboard . Дата обращения: 16 декабря 2012. 22 августа 2008 года.
- ↑ (фр.) . . Дата обращения: 16 декабря 2012. 27 октября 2022 года.
- ↑ (англ.) . RIAA (23 августа 2018). Дата обращения: 4 сентября 2022. 4 сентября 2022 года.
- Grein, Paul. (англ.) . Yahoo! (24 октября 2012). Дата обращения: 16 декабря 2012. 29 октября 2012 года.
- ↑ Celizic, Mike. (англ.) . MSNBC (26 апреля 2008). Дата обращения: 16 декабря 2012. Архивировано из 24 марта 2012 года.
- ↑ Celizic, Mike. (англ.) . MSNBC (29 апреля 2008). Дата обращения: 16 декабря 2012. Архивировано из 6 мая 2008 года.
- (англ.) . . Дата обращения: 16 декабря 2012. 30 ноября 2022 года.
- (англ.) . . Дата обращения: 16 декабря 2012. 9 апреля 2023 года.
- Marino, Vinny. (англ.) . American Broadcasting Company (2 мая 2001). Дата обращения: 16 декабря 2012. Архивировано из 12 декабря 2022 года.
- Sanburn, Josh. (англ.) . Time (28 июля 2011). Дата обращения: 16 декабря 2012. 25 марта 2023 года.
- Halstead, Craig; Cadman, Chris. (англ.) . — Authors On Line Ltd, 2003. — 270 p. — ISBN 0755200918 . 30 июля 2023 года.
- Taraborrelli, J. Randy. (англ.) . — Pan, 2004. — 721 p. — ISBN 0330420054 . 10 августа 2023 года.
- Grant, Adrian. (англ.) . — Omnibus Press, 2001. — P. 149, 168-169. — 216 p. — ISBN 0711987424 . 30 июля 2023 года.
- Hajari, Nisid. (англ.) . Entertainment Weekly (20 сентября 1996). Дата обращения: 16 декабря 2012. 25 апреля 2009 года.
- Kreps, Daniel. (англ.) . Rolling Stone (13 марта 2009). Дата обращения: 16 декабря 2012. 1 марта 2017 года.
- Gleiberman, Owen. (англ.) . Entertainment Weekly (28 октября 2009). Дата обращения: 16 декабря 2012. 30 июля 2023 года.
- Corliss, Richard. (англ.) . Time (28 октября 2009). Дата обращения: 16 декабря 2012. 9 декабря 2017 года.
- (англ.) . Discogs . Дата обращения: 16 декабря 2012. 2 августа 2012 года.
- (англ.) . Discogs . Дата обращения: 16 декабря 2012. 6 августа 2012 года.
- (англ.) . Discogs . Дата обращения: 16 декабря 2012. 8 декабря 2010 года.
- (англ.) . Official Charts Company . Дата обращения: 3 ноября 2015. 4 июня 2015 года.
- (англ.) . IRMA . — Необходимо задать параметр «Search by Artist» как «Michael Jackson», а параметр «Search by Song Title» — как «Thriller». Дата обращения: 3 ноября 2015. 3 июня 2009 года.
- (англ.) . RPM (10 марта 1984). Дата обращения: 3 ноября 2015. (недоступная ссылка)
- (польск.) . Дата обращения: 3 ноября 2015. 11 августа 2014 года.
- (англ.) // Billboard ’s Year-End Awards Issue: Talent Almanac 1985 : magazine. — New York: Billboard Publications Inc., 1984. — 22 December. — P. TA-19 . — ISSN . 26 октября 2023 года.
- (англ.) . ARIA . Дата обращения: 29 мая 2022.
- (англ.) . BPI . — В строку поиска необходимо ввести «Thriller». Дата обращения: 17 февраля 2018. Архивировано из 17 января 2010 года.
- (датск.) . IFPI (26 июня 2018). Дата обращения: 6 августа 2018. 6 августа 2018 года.
- (англ.) . PROMUSICAE . Дата обращения: 29 мая 2022. 12 апреля 2022 года.
- (итал.) . FIMI . Дата обращения: 3 ноября 2015. 4 февраля 2017 года.
- (исп.) . AMPROFON (25 апреля 2022). — В поле «Artista» необходимо набрать «Michael Jackson». Дата обращения: 29 мая 2022. 14 ноября 2020 года.
- (фр.) . SNEP . — В строке под заголовком «Choisir Un Artiste Dans la Liste» необходимо выбрать «Michael Jackson». Дата обращения: 17 февраля 2018. 1 мая 2017 года.
Литература
- Brooks, Darren. (англ.) . — Chrome Dreams, 2002. — 83 p. — ISBN 1842401785 .
- Grant, Adrian. (англ.) . — Omnibus Press, 2001. — 216 p. — ISBN 0711987424 .
- Halstead, Craig; Cadman, Chris. (англ.) . — Authors On Line Ltd, 2003. — 270 p. — ISBN 0755200918 .
- Jones, Jel D. Lewis. (англ.) . — Amber Books Publishing, 2005. — 301 p. — ISBN 097497790X .
- Taraborrelli, J. Randy. (англ.) . — Pan, 2004. — 721 p. — ISBN 0330420054 .
Ссылки
- на сайте Discogs
- 2020-12-18
- 1