Smooth
- 1 year ago
- 0
- 0
«Smooth Criminal» (с англ. — «Ловкий преступник») — песня американского автора-исполнителя Майкла Джексона , седьмой сингл из его альбома Bad . Был выпущен 21 октября 1988 года на лейбле Epic Records . Композиция выдержана в жанре фанка , в тексте музыкант повествует об убийстве девушки по имени Энни. Сингл достиг 7-й строчки в американском чарте Billboard Hot 100 и стал 2-м в Hot R&B/Hip-Hop Songs , а также возглавил национальные хит-парады Бельгии и Нидерландов .
В начале 1989 года состоялся релиз музыкального фильма « Лунная походка » с Джексоном в главной роли. В основу сюжетной линии ленты лёг эпизод «Smooth Criminal», режиссёром которого выступил Колин Чилверс . Эта часть фильма была задумана как трибьют мюзиклу « Театральный фургон » с кумиром Джексона Фредом Астером в главной роли, поэтому образ музыканта во многом повторяет облик Тони Хантера, главного героя мюзикла в эпизоде «The Girl Hunt».
Две смонтированные укороченные версии «Smooth Criminal» стали видеоклипами на песню. В ролике певец продемонстрировал приём, ставший его визитной карточкой — «антигравитационный наклон». За видеоклип Джексон получил статуэтку « People's Choice Awards » и награду « BRIT Awards » в категории «лучшее музыкальное видео».
Идея написать песню на гангстерскую тематику пришла Джексону в голову в середине 1980-х. Замысел был впервые воплощён в 1985 году, когда Джексон записал демоверсию композиции под названием «Chicago 1945», повествовавшей об атмосфере Чикаго середины 1940-х . По словам звукорежиссёра Мэтта Форджера, песня, возможно, стала толчком для создания другой композиции на гангстерскую тематику — «Al Capone». Та, в свою очередь, стала основой для следующей песни — «Smooth Criminal» . По мнению критиков, «Al Capone» позволяет проследить эволюцию одной песни в другую . Она была выпущена на переиздании альбома Джексона Bad 25 и в сборнике The Ultimate Fan Extras Collection .
Трек начинается со звуков дыхания и сердцебиения человека — это сердцебиение Джексона, записанное доктором Эриком Шевленом и обработанное на . За кратким вступлением следуют восемь тактов основного ритма и мелодии, спустя ещё восемь тактов вступает вокальная партия . Композиция построена по стандартной куплетно-припевной песенной структуре . В тексте певец повествует об убийстве девушки по имени Энни «ловким преступником». В куплетах история рассказывается в третьем лице , а в припевах Джексон поёт от первого лица, используя местоимение «мы» и обращаясь непосредственно к жертве: «Annie, are you okay? Will you tell us, that you’re okay?» (с англ. — «Энни, ты в порядке? Ты скажешь нам, что ты в порядке?»). Такая смена местоимений позволяет слушателю почувствовать себя любым действующим лицом рассказанной истории: Энни, убийцей или свидетелем преступления . Мэтт Форджер рассказал, что в студии Westlake, где Джексон записывал альбом, хранилась кукла « Resusci Anne » для обучения навыкам сердечно-лёгочной реанимации . Фраза «Энни, ты в порядке?», которую музыкант часто повторяет в припеве, является проверкой наличия сознания у пострадавшего — это один из первых шагов при оказании первой медицинской помощи . Во втором куплете песни упоминается также искусственное дыхание и проверка пульса ( англ. «Mouth-to-mouth resuscitation, Sounding heartbeats, intimidations» ).
Первоначально именно «Smooth Criminal» должна была стать титульной песней новой пластинки Джексона, однако по просьбе Куинси Джонса альбом получил название от другой композиции — « Bad » .
В 1987 году Джексон вместе с несколькими режиссёрами работал над музыкальным фильмом « Лунная походка ». Эпизод «Smooth Criminal», режиссёром которого выступил Колин Чилверс, стал центральной частью сюжета фильма . Первоначально Джексон задумывал снять её в жанре вестерна , события должны были разворачиваться в салуне на Диком Западе , но позднее предпочёл этой идее образ гангстера 1930-х гг . Музыкант решил сделать трибьют своему кумиру Фреду Астеру , на съёмки эпизода в качестве гостя был приглашён хореограф Астера Гермес Пан .
Перед началом работы Чилверс показал Джексону британский кинодетектив « Третий человек » — именно он, по мнению режиссёра, должен был определить атмосферу нового короткометражного фильма . Певцу понравилась идея Чилверса, и в результате операторы использовали во время съёмки аналогичные приёмы работы с кинокамерой и светом .
Хореография была поставлена Beat It » и « Thriller » . Во время записи альбома Bad Джексон связался с Патерсоном, дал ему прослушать безымянную на тот момент песню и попросил его помочь реализовать идею танца «с десятью парнями в смокингах ». В дальнейшем Патерсон создавал постановки для ещё нескольких проектов Джексона, в общей сложности их сотрудничество продлилось около 17 лет .
. Певец познакомился с ним в начале 1980-х на съёмках видеоклипов на песни «На съёмочной площадке присутствовали представители религиозной организации Свидетелей Иеговы , в которой с детства состоял певец . По сюжету видеоклипа Джексон должен был держать в руках огнестрельное оружие , что строго запрещено правилами религиозной организации. Певец не отказался от сюжетного замысла, а поскольку его творческая деятельность уже не в первый раз становилась предметом нареканий со стороны старейшин, ему был поставлен ультиматум: быть Свидетелем — или быть артистом. Джексон выбрал второе и был исключён из общины .
В общей сложности съёмки эпизода продлились больше месяца . По мотивам фильма на нескольких платформах выпускалась видеоигра Michael Jackson's Moonwalker , в которой певец появляется в образе из видеоклипа . Кроме того, песня стала саундтреком к игре .
Для тура This Is It, не состоявшегося в связи со смертью певца, был снят новый видеоролик с использованием кадров из фильма « Гильда » .
Сюжет 10-минутной версии ролика начинается с того, что трое детей (Келли Паркер, Шон Леннон и ) видят, как герой Джексона подходит к двери клуба 1930-х годов — она открывается перед ним с неожиданным порывом ветра. Как только он входит внутрь, в помещении воцаряется тишина. Майкл бросает в музыкальный автомат монету, и начинает звучать «Smooth Criminal» . Джексон поёт и, рассказывая историю убийства девушки по имени Энни, танцует вместе с другими посетителями клуба, в том числе с девушкой в красном платье. Настоящего убийства по сюжету не происходит, оно показано символически: в момент, когда напряжение в песне достигает своего пика, музыка обрывается и Джексон делает импровизированный «выстрел». Становится темно, сыплются осколки стекла, в кадр попадает сначала силуэт кисти певца, сложенной в форме пистолета, а затем девушка в красном платье — она подтягивает колени и роняет голову . Посетители клуба начинают бормотать: «Annie, are you okay?» (с англ. — «Энни, ты в порядке?»). Вопрос звучит всё громче, толпа вместе с Джексоном переходит на крик. Затем момент психологического кризиса проходит, зажигается свет, снова начинает звучать музыка, посетители продолжают танцевать . Дети наблюдают за происходящим через окно снаружи. Спустя некоторое время здание окружает отряд вооружённых наёмников главного отрицательного героя фильма Мистера Бига ( Джо Пеши ). Они похищают девочку, а Майкл тем временем пытается покинуть клуб .
Видеоклип на песню «Smooth Criminal» задумывался как трибьют мюзиклу « Театральный фургон » с Фредом Астером в главной роли. В связи с этим образ певца в ролике во многом повторяет облик Тони Хантера, главного героя мюзикла в эпизоде «The Girl Hunt»: белый костюм в стиле 40-х гг., федора , галстук, атласная синяя рубашка. Однако, музыкант дополнил свой костюм новыми деталями: повязкой на правом рукаве, укороченными брюками и заклеенными белым пластырем пальцами правой руки .
Для съёмок видеоклипа костюмеры сшили Джексону пиджак двубортного кроя, а на концертных выступлениях певец предпочитал надевать менее объёмный однобортный — в нём было проще танцевать .
Вместе с костюмерами Джексон всегда искал то, что поможет привлечь внимание зрителей к движениям рук во время танца . Во время концертных исполнений песни « Billie Jean » эту роль уже играла белая перчатка, украшенная стразами , однако для нового образа она не подходила. Тогда певец замотал три пальца правой руки белым пластырем, этот элемент стал очередной «визитной карточкой» Джексона, такой же, как повязка на правом рукаве и укороченные брюки . В ролике музыкант демонстрирует элементы своего отличительного танцевального стиля: плавные обороты вокруг себя, порывистые движения телом, лунная походка , взмахи ногой, кивки .
В видеоклипе Джексон использовал приём, заключавшийся в сильном отклонении собственного тела от вертикальной оси без видимого использования удерживающих приспособлений — «антигравитационный наклон». Во время съёмок для этого использовали скрытые ремни . Чтобы воспроизвести приём на сцене, певец вместе со своими костюмерами изобрёл обувь особой конструкции . В 1992 году Джексон запатентовал её .
«Smooth Criminal» была выпущена синглом 21 октября 1988 года на 7- дюймовых и 12-дюймовых виниловых пластинках . Песня поднялась на седьмую строчку американского чарта Billboard Hot 100 и на вторую в списке Hot R&B/Hip-Hop Songs , а также возглавила национальные хит-парады Бельгии и Нидерландов . Композиция получила серебряную сертификацию во Франции и золотые в Великобритании и Мексике .
В журнале Rolling Stone было высказано предположение, что композиция могла быть написана после просмотра одной из кинокартин Брайана Де Пальмы . Критики журнала также отметили существенное отличие «Smooth Criminal» и других песен из альбома Bad от ранних работ Джексона: он больше не жертва, как в « Wanna Be Startin’ Somethin’ » или « Billie Jean », теперь он играет другую роль в описанных в тексте событиях — свидетеля или непосредственного участника происходящего . Рецензенты Los Angeles Times и The New York Times задались вопросом, зачем Джексон снова и снова вопрошает, в порядке ли Энни, если из текста песни ясно, что она была убита . В Orlando Sentinel композицию назвали «жуткой историей, явно сочинённой тем же поклонником фильмов ужасов , что написал „ Thriller “» . Критик Chicago Tribune отмечал, что мрачный сюжет песни, который хорошо ложился бы на музыку в медленном ритме даунтемпо , в реальности исполняется в быстром ритме . На портале композицию назвали настолько «беспощадно привязчивой», что легко забыть о её кровавом содержании. Рецензент особо отмечал, что песня обрела долгую жизнь в поп-культуре благодаря появлению в многочисленных саундтреках и популярной кавер-версии 2001 года .
Планировалось, что премьера музыкального видео в качестве главной сюжетной линии фильма «Лунная походка» состоится на больших экранах в США на Рождество 1988 года, однако по каким-то причинам план был свёрнут . В результате фильм был выпущен на видеокассетах в начале 1989 года . Было смонтировано несколько версий видеоклипа: полная, 40-минутная, вошла в фильм «Лунная походка»; 4-минутная версия, наложенная на альбомный вариант песни, демонстрируется в финальных титрах этой ленты, в 2003 году она вошла в сборник ; 10-минутная была выпущена на сборниках музыкальных видео HIStory on Film, Volume II и Michael Jackson's Vision .
Критики журнала The Atlantic отнесли эпизод «Smooth Criminal» к киножанру нуар . Т. Дж. Бакленд и Э. Стюарт в книге «Параллельные линии» писали: «Это танцевальная драма на тему, в прошлом популярную в кабаре , варьете и на телевидении, где место действия и ситуация позволяют создавать серии из коротких сценок, где содержание передаётся посредством танца» . Журналисты Billboard посчитали ролик самым знаковым в карьере музыканта . Рецензент портала Idolator отмечал, что «блестящая хореография и впечатляющие спецэффекты» делают «Smooth Criminal» одним из лучших видеоклипов Джексона .
За «Smooth Criminal» Джексон получил статуэтку « People's Choice Awards » и награду « BRIT Awards » в категории «Лучшее музыкальное видео» .
«Smooth Criminal» исполнялась во второй части Bad World Tour (1988—89 гг.) и остальных сольных концертных турах Джексона: Dangerous World Tour (1992—93 гг.) и HIStory World Tour (1996—97 гг.) . Планировалось, что композиция прозвучит на шоу не состоявшегося в связи со смертью певца тура This Is It (2009—10 гг.) . Фрагмент композиции звучал во время исполнения Джексоном песни « Dangerous » на церемонии вручения наград « MTV Video Music Awards » в 1995 году.
Концертные исполнения «Smooth Criminal» были официально выпущены на DVD : и . Кадры репетиций для тура This Is It вошли в документальный музыкальный фильм « Майкл Джексон: Вот и всё » .
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
1. | «Smooth Criminal» | 4:10 |
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
2. | «Smooth Criminal» (Instrumental) | 4:10 |
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
1. | «Smooth Criminal» (Extended Dance Mix) | 7:46 |
2. | «Smooth Criminal» (Extended Dance Mix Radio Edit) | 5:20 |
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
3. | «Smooth Criminal» (Annie Mix) | 5:35 |
4. | «Smooth Criminal» (Dance Dub Mix) | 4:45 |
5. | «Smooth Criminal» (A Capella) | 4:12 |
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
1. | «Smooth Criminal» (Extended Dance Mix) | 7:46 |
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
2. | «Smooth Criminal» (Dance Dub Mix Version) | 4:45 |
3. | «Smooth Criminal» (A Capella) | 4:12 |
|
|
Год | Фильм/Игра/Постановка | Альбом | Источник |
---|---|---|---|
|
« Лунная походка » | — | |
|
Michael Jackson's Moonwalker | — | |
|
« Американский пирог 2 » | — | |
|
« Клиника » (эпизод «My Super Ego») | — | |
|
— | ||
|
« Майкл Джексон: Вот и всё » | This Is It | |
|
Michael Jackson: The Experience | — | |
|
Immortal | ||
|
« Хор » («Glee», эпизод «Michael») | — | |
|
— |
Позиции в чартах
|
Сертификации
|
Год | Награда | Номинированная работа | Категория | Результат | Источник |
---|---|---|---|---|---|
1989 | MTV Video Music Awards | Видеоклип | Лучшая хореография | Номинация | |
Лучшее танцевальное видео | Номинация | ||||
Лучшая кинематография | Номинация | ||||
People's Choice Awards | Любимое музыкальное видео | Победа | |||
BRIT Awards | Лучшее музыкальное видео | Победа |