White Light/White Heat (песня)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Black or White» (с англ. — «Чёрный или белый») — песня американского автора-исполнителя Майкла Джексона . Первый сингл из его восьмого студийного альбома Dangerous . Был выпущен на лейбле Epic Records 11 ноября 1991 года. Текст песни призывает к расовой гармонии.
Композиция стала самым успешным синглом Джексона со времён « Billie Jean ». «Black or White» заняла восьмую строчку в списке самых продаваемых синглов 1991 года в США. Её восхождение на вершину американского чарта Billboard Hot 100 стало самым быстрым с 1969 года. «Black or White» стала первой песней американца, дебютировавшей на первой строчке британского UK Singles Chart с 1960 года.
14 ноября 1991 года на телевидении состоялась премьера 11-минутного видеоклипа на «Black or White», снятого режиссёром Джоном Лэндисом . Ролик тогда посмотрели порядка 500 млн человек. Вторая безмузыкальная часть видеоклипа, в которой певец танцует, круша всё вокруг, и « превращается » в чёрную пантеру , вызвала шквал критики и была незамедлительно запрещена на американском телевидении — её посчитали слишком провокационной. К ротации была допущена лишь первая половина ролика.
За песню и видеоклип к ней Джексон был номинирован на « Грэмми » и « MTV Video Music Awards » и получил статуэтку « NAACP Image Award » в категории «Выдающееся музыкальное видео».
Джексон начал работу над «Black or White» в 1989 году, окончательная версия вокальной партии была записана в 1990 г. Однажды певец пришёл в студию с наброском гитарного риффа и ритма, он напел его Биллу Боттреллу. Продюсер воспроизвёл услышанное на первой попавшейся гитаре и самой простой драм-машине . Спустя какое-то время рифф превратился во «что-то из сатерн-рока , это была очень энергичная вещь», — вспоминал Билл. Затем Джексон предложил идею целого ритмичного трека, в качестве ударных в песне использовались самые разнообразные звуки: стук дерева, звон колокольчиков , звучание шейкеров и другие . Команда старалась получить свинговый звук. Гитарное вступление, звучащее в полной альбомной версии, было исполнено Слэшем , гитаристом группы Guns'n'Roses . По словам Боттрелла, певец изначально пришёл в студию с идеями для текста песни . Слова, призывающие к расовой гармонии, были написаны Джексоном прямо по ходу работы . Билл стал автором рэп -секции во второй половине композиции. Первоначально для её исполнения Джексон планировал пригласить Heavy D или LL Cool J , но, услышав демо в исполнении Боттрелла, певец решил, что именно он должен записать эту партию для «Black or White»; на изданиях альбома и сингла Билл скрывался под псевдонимом L.T.B. «Black or White» совмещает в себе жанры поп-музыки , ритм-н-блюза , рока и рэпа с элементами фанка и кантри . Композиция исполняется в тональности ми мажор с вокалом Майкла от E3 до B5. Темп песни равен 115 ударам в минуту (115 BPM ) .
Композиция вошла в сборники хитов Джексона: Number Ones , The Essential , первый диск двойного альбома HIStory: Past, Present and Future и в саундтрек-альбом This Is It .
11 ноября 1991 года песня была выпущена первым синглом из предстоящего альбома Джексона Dangerous . Релиз состоялся на CD , компакт-кассетах и виниловых пластинках . За три недели композиция добралась до вершины американского чарта Billboard Hot 100 , её восхождение стало самым быстрым в истории хит-парада с 1969 года; на первом месте она провела 7 недель . Композиция стала самой успешной в карьере Джексона со времён « Billie Jean » . Она заняла восьмую строчку в списке самых продаваемых синглов в США 1991 года. «Black or White» стала первой песней американского исполнителя, дебютировавшей на верхней строчке британского синглового чарта UK Singles Chart с 1960 года, когда хит-парад возглавила композиция Элвиса Пресли « It’s Now or Never » . «Black or White» получила три платиновых статус в США и золотой в Великобритании .
Режиссёром нового видеоклипа стал Джон Лэндис , уже снявший для Джексона ролик на песню « Thriller ». Съёмки ролика заняли восемь недель, бюджет составил 4 млн долларов , «Black or White» вошёл в список самых дорогих музыкальных видеоклипов . В съёмках приняли участие актёры: Маколей Калкин , Джордж Вендт и Тесс Харпер .
В начале ролика зритель погружается в быт обычной американской семьи и наблюдает конфликт отца и сына: сын семейства (Калкин) слушает громкую музыку в своей комнате и танцует, подражая рок-звёздам, отец (Вендт) смотрит бейсбол по телевизору, мать (Харпер) читает бульварную газету . Раздражённый отец поднимается в комнату сына и с криком требует выключить музыку: «Выруби этот мусор немедленно и иди спать!» — и громко хлопает дверью, с которой от удара слетает постер Майкла Джексона. Сын решает «отомстить»: он вкатывает в гостиную огромные колонки и берёт в руки электрогитару , затем проворачивает регулятор громкости до отметки «Вы что, спятили?!». Силой звука в доме выбивает окна, а отец, пробив крышу, прямо с креслом вылетает наружу . Начинает звучать песня, герой Вендта приземляется в Африке и с недоумением смотрит на Джексона, танцующего с африканскими туземцами. Сцены меняются, певец, адаптируя свои движения, танцует с представителями разных народов: индейцами , индийцами , русскими и другими . Затем в кадре появляются два младенца, чернокожий и белый, сидящие на вершине большого глобуса .
В бридже композиции атмосфера резко изменяется: Джексон идёт на камеру через огонь, в котором появляются кадры военных действий, певец отталкивает от себя горящий крест — символ Ку-клукс-клана . После этого музыкант появляется на площадке факела статуи Свободы , камера отходит назад, и на общем плане зритель видит известные памятники культуры со всего мира — это мост Золотые Ворота , храм Василия Блаженного , Тадж-Махал , Биг-Бен , Парфенон , Эйфелева башня , Большой сфинкс , исламская мечеть и небоскрёбы Нью-Йорка .
Следующая знаменитая сцена была снята с применением морфинга : лица мужчин и женщин разных национальностей с разными цветами кожи плавно переходят из одного в другое. Звучит голос Лэндиса: «Снято!» — и он сам появляется в кадре, чтобы поблагодарить девушку за успешный дубль. Создаётся впечатление, что видеоклип уже закончился, работники на съёмочной площадке начинают собирать аппаратуру, но в кадр попадает чёрная пантера , пересекающая студию. Она выходит на задний двор и превращается в Джексона — он в контрастной чёрно-белой одежде. Певец делает несколько быстрых отрывистых танцевальных движений. Пройдя дальше по улице, он без музыки демонстрирует агрессивный перкуссионный танец, степ, он танцует на тротуарах и на крыше автомобиля, кричит и в гневе разбивает витрины и стёкла машин. Остановившись, Джексон осматривается, снова становится пантерой и уходит прочь . Затем зритель попадает в дом ещё одной типичной американской семьи — в дом Симпсонов , где Гомер велит своему сыну Барту выключить только что увиденное им по телевизору .
Премьера «Black or White» состоялась в 27 странах мира 14 ноября 1991 года, ролик тогда просмотрели 500 млн человек . Полный видеоклип вошёл в сборник музыкальных видео Джексона Dangerous – The Short Films , ролик подвергся монтажу: на стёкла, которые разбил певец, были добавлены символы ку-клукс-клана, оскорбительные расистские надписи и фашистские свастики . В тот же сборник вошли документальные кадры о съёмках «Black or White» . Укороченная 6-минутная версия клипа была включена в сборник .
Мнения критиков о песне и видеоклипе на неё полярно разделились. Некоторые журналисты нашли повод для насмешек над музыкантом: «Если в песне поётся: „Неважно, какой ты, чёрный или белый“, то почему же Джексон изменил цвет кожи?» . На самом деле певец страдал витилиго — заболеванием, вследствие которого его кожа потеряла бо́льшую часть пигментации, тёмными остались лишь некоторые её участки . Рецензенты Los Angeles Times отметили «простые, но очень запоминающиеся» гитарные риффы композиции: «Вы запомните их вне зависимости от того, хотите вы этого или нет» . В журнале Rolling Stone песню охарактеризовали как «сочетание развязности классического рока и драйва ритм-н-блюза» и назвали «Black or White» лучшей песней Джексона, выпущенной в 1990-х годах .
После первого показа видеоклипа «Black or White» на телевидении, на ролик обрушился шквал критики, особенно в отношении финальной его части. Журналисты писали об излишней сексуальности ролика и необоснованных актах вандализма . В одном из интервью Джексона попросили обосновать агрессию в клипе, он ответил: «Гнев и ярость могут стать толчком к сдвигу в сознании. Если мы не чувствуем гнева по отношению к несправдливости к обществу, нет никакой надежды на то, что что-то изменится» . 11-минутную версию видео немедленно запретили на американском телевидении, к ротации была допущена лишь первая его половина. Некоторые рецензенты критиковали ролик за то, что, по их мнению, все использованные в нём дорогие спецэффекты были всего лишь рекламным трюком, проделанным с целью превзойти успех ролика на песню « Thriller » .
«Посреди всей этой шумихи лишь единицы задали простой вопрос: а что всё это значило? — отметил журналист The Guardian . — Вспомним, что тогда происходило: чернокожий Родни Кинг избит полицейскими, в США разгорается расовая напряжённость. И в этом контексте Майкл Джексон, самый известный чернокожий артист страны, превращается в чёрную пантеру и выражает ярость и негодование своей нации» . Кинокритик , анализируя работу Джексона писал, что певец смог проиллюстрировать в «Black or White» своеобразное перевоспитание белых американцев, отторгавших музыку чёрных «дикарей», а также возможно изменил представление людей о назначении шоу-бизнеса . Рецензент PopMatters назвал концовку ролика «диким выражением боли от расовой несправедливости» . Уайт писал об этом: «В бунтарской концовке певец танцует без музыки, под внутренние ритмы, поскольку у Джексона нет привычки выражать гнев в музыке, а то, что он не может выразить словами вырывается рёвом чёрной пантеры» .
«Black or White» была номинирована на « Грэмми » в категории «Лучший мужской поп-вокал» . Песня стала 59-й в списке Топ-100 песен 90-х портала About.com . В 1993 году видеоклип на эту композицию вошёл в список Топ-100 музыкальных видео по версии журнала Rolling Stone под номером 52 .
Впервые музыкант исполнил «Black or White» на шоу, посвящённом 10-летию телеканала MTV в декабре 1991 года. На сцене к Джексону присоединился Слэш , чтобы исполнить гитарное соло. Композиция вошла в сет-листы мирового тура певца Dangerous World Tour (1992-1993) и HIStory World Tour (1996-1997), соло исполняла Дженнифер Баттен . Планировалось, что песня прозвучит на не состоявшемся в связи со смертью певца туре This Is It . В 2001 году музыкант спел «Black or White» на двух шоу, посвящённых 30-летию сольной карьеры певца с гитарным соло от Слэша . Кроме того, Джексон исполнил её в 2002 году в театре Аполло во время благотворительного концерта The Night at the Apollo, на сцене к певцу присоединился гитарист Дэйв Наварро .
Официально концертное выступление с «Black or White» было выпущено на DVD . Репетиция для тура This Is It вошла в документальный музыкальный фильм « Майкл Джексон: Вот и всё » .
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
1. | «Black or White» | 3:22 |
2. | «Black or White» (Instrumental) | 3:22 |
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
1. | «Black or White» | 3:22 |
2. | « Bad » | 4:06 |
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
3. | «Black or White» (Instrumental) | 3:22 |
4. | « Thriller » | 5:57 |
Год | Награда | Номинированная работа | Категория | Результат | Источник |
---|---|---|---|---|---|
1992 | Billboard Music Awards | Сингл | Сингл № 1 в мире | Победа | |
International Monitor Awards | Видеоклип | Лучшие спецэффекты | Победа | ||
MTV Video Music Awards | Лучшие спецэффекты | Номинация | |||
Pro-Set Los Angeles Music Awards | Видеоклип года | Победа | |||
Juno Awards | Сингл | Самый продаваемый сингл зарубежного артиста | Номинация | ||
1993 | NAACP Image Award | Видеоклип | Выдающееся музыкальное видео | Победа | |
Grammy Awards | Песня | Лучший мужской поп-вокал | Номинация | ||
Награда в категории «Поп» | Победа | ||||
Juno Awards | Сингл | Самый продаваемый сингл (зарубежный или отечественный) | Номинация |
Позиции в чартах
|
Сертификации
|