Фильм состоит из пяти частей, в каждой из которых показана вре́менная связь, возникающая между водителем
такси
и ночными пассажирами. Каждая из частей происходит в течение одной ночи в разных городах —
Лос-Анджелесе
,
Нью-Йорке
,
Париже
,
Риме
,
Хельсинки
. Выбор городов, в котором происходит действие разных частей фильма, основывался на том, где находились актёры, с которыми Джармуш хотел работать над этим фильмом. Сценарий был написан Джармушем за восемь дней. Саундтрек к фильму сочинил и записал
Том Уэйтс
, тексты трёх песен — в соавторстве со своей женой Кэтлин Бреннан.
Содержание
Сюжет
Лос-Анджелес
. Из аэропорта Лос-Анджелеса девушка-таксистка по имени Корки везёт в
Беверли-Хиллз
агента по подбору актёров Викторию Снеллинг. По дороге она много курит, ругается и рассказывает пассажирке о своих жизненных планах (она хочет стать механиком). В конце пути Виктория предлагает Корки пройти кинопробы на роль в фильме, но та отказывается.
Нью-Йорк
. Добродушный таксист Хельмут Грокенбергер — иммигрант из
Дрездена
(
ГДР
), в прошлом цирковой
клоун
. Он плохо говорит по-английски, не умеет пользоваться автоматической коробкой передач и совершенно не знает Нью-Йорк. Его пассажир, афроамериканец Йо-Йо, садится за руль сам.
Париж
. Таксист в
бомбере
, выходец из
Кот-д’Ивуара
, везёт слепую женщину, которая едет на свою привычную ночную прогулку вдоль
Сены
. По дороге таксист задаёт ей наивные и бестактные вопросы о том, каково быть слепой. Пассажирка уверяет, что «видит» своим внутренним зрением не хуже его, зрячего. Водитель ей не верит. В доказательство своей правоты женщина по акценту точно определяет, из какого района Африки происходит таксист. Водитель выпускает пассажирку на набережной, трогается с места и тут же попадает в аварию — его машина сталкивается с другой, едущей навстречу. Слепая женщина уже издалека слышит удар и скрежет металла, а также крики второго участника
ДТП
: « — Куда ты едешь! Ты что, слепой?!» Женщина удовлетворённо улыбаясь, не спеша удаляется по ночной набережной Сены.
Рим
. Развязный и сексуально озабоченный таксист берёт пассажира-священника и по дороге решает ему исповедаться. Машина таксиста, старый и потрёпанный
Fiat 128
, мчится по тёмным, грязным и ухабистым улицам старого Рима. Увлечённый собственной «
исповедью
», таксист не разбирает дороги, пару раз проезжая мимо одной и той же молодой пары, занимающейся любовью прямо на улице под фонарём. Водитель (первой его «любовью» была
тыква
, потом
овца
, затем жена его брата) не замечает, как пассажиру становится плохо и тот теряет признаки жизни. Испуганный таксист усаживает тело на скамейку, и, прикрыв открытые глаза священника своими тёмными очками, уезжает.
Хельсинки
. Финский таксист Мика везёт троих сильно выпивших друзей. Один из них, Аки, спит, а его товарищи рассказывают, что у него был худший день в жизни: его уволили с работы, разбили его новую машину, узнал о беременности своей 16-летней дочери, а жена решила развестись и выгнала его из дома. На это Мика отвечает, что бывает и хуже, и рассказывает свою историю. Они с женой Эйей очень хотели ребёнка, но их дочь родилась недоношенной, и врач сказал, что она проживёт не больше недели. Чтобы вынести боль от потери, Мика решил не любить своего ребёнка. Прошло три недели, а дочь была ещё жива. Мика снова впустил любовь к ней в своё сердце, но в тот же день она умерла. Пассажиры проникаются сочувствием к Мике и понимают, что «с Аки ничего страшного не случилось», его неприятности — ерунда. Двое друзей Аки выходят из машины и таксист будит Аки, который расплачивается за проезд из своего выходного пособия. Выйдя из такси, Аки в растерянности садится на заснеженный тротуар.
Комментарий режиссёра:
Снимать внутри автомобиля очень трудно. Каждый, кто снимал, вряд ли захочет повторить этот опыт. Нам было сложнее вдвойне, потому что я хотел не только рассказать истории персонажей, но и передать атмосферу ночных улиц этих городов. В Финляндии машина сломалась прямо на путях перед трамваем. Актёры не могли быстро выбраться из автомобиля из-за закреплённого на нём оборудования, мы еле успели остановить трамвай. Оператор Фред Элмс (Fred Elms) сам управлял камерой, когда нужно было снять сложные ракурсы. А на улице в это время было 14 градусов мороза. В Италии наша съёмочная группа вызвала подозрение у полицейских. Поскольку паспорта мы оставили в гостинице, нам пришлось просидеть под замком пять часов.