Хит-парад
- 1 year ago
- 0
- 0
Хит-пара́д ( англ. hit parade ), или чарт ( англ. chart ), — опубликованный список наиболее популярных в определённый период медиапродуктов (музыка, книги, кино, игры). Как правило, списки хит-парадов состоят не более, чем из 10-20 пунктов, располагающихся по мере убывания показателей. Параметры хит-парада определяются информацией о продажах; также существуют критерии проигрыша музыкальных композиций на радио (в музыкальных хит-парадах), данных по видео- и кинопрокату (в киноиндустрии). Временной период обычно неделя, реже месяц. Буквально «хит-парад» означает список хитов — то есть наиболее популярных медиапродуктов.
В музыкальной индустрии хит-парады обычно учитывают данные по продажам, в некоторых случаях берут в расчёт данные по проигрышу на радиостанциях и данные по скачиванию композиций через Интернет , существуют хит-парады, определяемые читателями различных музыкальных журналов, слушателями радиостанций и телезрителями (в случае музыкального телевидения).
Традиционно существуют хит-парады синглов и долгоиграющих альбомов; в последнее время также получили распространение списки наиболее популярных песен, скачиваемых через Интернет.
Известности термина «хит-парад» способствовала популярная радиопрограмма , выходившая в эфир с 1935 по 1953 год (с 1950 по 1959 год в телевизионной версии) и представлявшая собой подборку привлёкших наибольшее внимание публики за прошедшую неделю поп-шлягеров. Подборки программы составлялись на основе данных о продажах дисков и проигрывании произведений на музыкальных автоматах . В печатном виде списки музыкальных бестселлеров существовали и до этого, но в них включались не грамзаписи, а нотные издания — такие списки начиная с 1913 года еженедельно публиковал, в частности, журнал Variety , к которому вскоре присоединился журнал Billboard . Первый хит-парад музыкальных записей был опубликован в печатном виде 4 января 1936 года в журнале Billboard . С 20 июля 1940 года в журнале стали публиковаться регулярные хит-парады (record charts) пластинок; 4 августа 1958 года в этом же журнале появилась «горячая сотня» (Hot 100) — ранжированный список 100 самых популярных синглов недели . В параметры вычислений входили данные по продажам и репертуару радиостанций. Помимо общего хит-парада ( pop charts ), появились также хит-парады по отдельным жанрам музыки: кантри , ритм-энд-блюз , танцевальной музыки и т. д. Хит-парад журнала Billboard продолжает оставаться наиболее объективным источником, отражающим состояние музыкального рынка в США . С 1958 до 1991 журнал Billboard компилировал данные из плейлистов радиостанций и данные по продажам в магазинах. С 30 ноября 1991 года журнал ввёл новую методику для определения чартов, таких как Hot 100, в которой учитывается комбинация актуального радиомониторинга с помощью электронной системы службы Nielsen Broadcast Data Systems (BDS), с дополнением плейлистов от мелких радиостанций и данные по продажам от ритейлеров от службы Nielsen SoundScan . Мнение Billboard считается «золотым стандартом» . С развитием цифровых технологий к началу XXI века известность приобрёл хит-парад iTunes , места в котором определялись по числу скачиваний произведения, а затем чарт Spotify , основанный на количестве проигрываний .
В Великобритании первый музыкальный хит-парад был впервые опубликован 14 ноября 1952 года в журнале « Нью-Мюзикл-Экспресс » (New Musical Express). Следом появились хит-парады в журналах « » (Record Mirror; 1955) и « Мелоди Мейкер » (Melody Maker; 1958). В Германии хит-парады стали публиковаться журналом « Браво » (Bravo).
В СССР первые хит-парады стали публиковаться во второй половине 1970-х гг. в газете « Московский комсомолец » (в музыкальной рубрике « Звуковая дорожка МК »), затем появились в ленинградской газете « Смена » и во многих других молодёжных и музыкальных изданиях. В отличие от западных аналогов, в СССР они составлялись на основе опросов слушателей и писем читателей того или иного конкретного периодического издания (газеты или журнала) . Этот метод определения лидеров существовал не только в СССР: схожим образом на протяжении десятилетий (с 1963 года) определялись лучшие песни года в Израиле .
Исследование тенденций в музыкальных хит-парадах крупных западноевропейских стран с отличным от английского национальным языком показало высокий уровень присутствия в них хитов на английском языке. Их доля в Германии и Нидерландах значительно превышает 50 %, а во Франции, несмотря на действующую законодательную поддержку продукции на национальном языке, составляет 35 %. Интернационализация музыкальных хитов, по-видимому, достигла пика в конце 1990-х годов, когда многие шлягеры одновременно входили в хит-парады большинства крупных стран. Среди прочего, в этот период одновременно в Top-10 хит-парадов Германии, Франции, Нидерландов и США входили такие шлягеры как « » Брайана Адамса (1995), « Wannabe » группы Spice Girls (1996), « Macarena » (1996), « Killing Me Softly » в обработке группы The Fugees (1996) и « Barbie Girl » группы Aqua (1997) . Хит-парады не только фиксируют текущую популярность отдельных произведений, но и оказывают влияние на дальнейшие тенденции в звукозаписывающей индустрии. Так, после того как первое место в самом первом еженедельном списке бестселлеров журнала Billboard заняла песня « » в исполнении Фрэнка Синатры и оркестра Томми Дорси , новые версии этой песни записали более десятка исполнителей, надеясь использовать её текущую популярность. Методология журнала Billboard , с 1950-х годов учитывавшая частоту исполнения песен по радио, способствовала цикличности хит-парадов: чем выше произведение находилось в хит-параде, тем чаще оно звучало по радио и тем выше, соответственно, становились его шансы на высокое место в следующих выпусках .
В каждом музыкальном хит-параде существует высшая позиция (№ 1, первое место, «номер один»), где располагается самая популярная или наиболее успешно продаваемая на данный момент песня, сингл или альбом. В англоязычной литературе такой лидер чарта называется Chart Topper , Chart-topper (чарттоппер , чарт-топпер ) и другими близкими по смыслу терминами ( number one , No. 1 hit , top of the charts , chart hit ). Это понятие широко используется в музыкальном маркетинге, рекламном бизнесе и при определении степени популярности того или иного исполнителя. Однако, характеристики эти по своей сути относительны, поскольку они одновременно оценивают песни, альбомы и записи лишь по сравнению друг с другом, в отличие итоговых годовых учётов данных по продажам, которые измеряются в абсолютных цифрах. Сравнение позиций песен в разное время, таким образом, не дает точного сравнения общего масштаба популярности песни. Особенность большинства чартов, особенно еженедельных чартов, в том, что они благоприятствует песням, которые очень хорошо продаются в течение короткого периода времени. Таким образом, песня, которая популярна только ненадолго («однодневка»), может оказаться выше по итогам недели (стать № 1), чем песня, которая продается медленнее (и не достигшая позиции № 1), но в гораздо большем числе копий на большом промежутке времени. В результате, самый большой хит-сингл группы (чарттоппер по итогам недели) может и не быть его бестселлером в целом (не попасть даже в лучшую десятку по итогам всего года) и наоборот . В карьере исполнителя может быть единственный чарттоппер (« однодневка », one hit wonder ), или же несколько у самых популярных звёзд музыки .
Хит-парады кинофильмов строятся на основе информации о недельной выручке с кинопроката в кинотеатрах (в США их публикуют на сайте ). В последнее время также появились хит-парады по видеопрокату и видеопродажам (основным видеоносителем является DVD ).
Также существуют телевизионные хит-парады, составленные по рейтингам той или иной передачи.
В издательской индустрии хит-парад книг именуют списком бестселлеров , который часто делится на художественную (романы и т. п.) и нехудожественную литературу (биографии, исторические очерки и т. п.).
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|