Interested Article - Метастазио, Пьетро

Пьетро Метастазио ( итал. Metastasio , собственно итал. Pietro Antonio Domenico Trapassi , 3 января 1698 , Рим 12 апреля 1782 , Вена ) — прославленный итальянский либреттист и драматург.

Ранние годы жизни

Пьетро Метастазио

Сын бедного ремесленника по имени Трапасси . Поэзией Метастазио увлёкся в раннем детстве и уже к 10 годам добился изрядных успехов в искусстве импровизации. Талантливый ребёнок привлёк к себе внимание поэта Гравины , богатого римского адвоката, усыновившего его. Следует отметить, что Гравина оставил свой след в истории изящной словесности именно этим шагом ( Стендаль отмечал, что он писал «скуки ради скверные трагедии»; правда, в своё время его литературная известность была довольно широка). Именно Гравина дал своему воспитаннику фамилию Метастазио — это фамилия является ничем иным, как переводом фамилии Трапасси на греческий язык . Усилиями Гравины молодой Метастазио получил отличное образование. Ему же он оставил и своё наследство, избавив его тем самым от материальных забот.

Первый успех

Успех к Метастазио пришёл в 1724 году, после постановки «Покинутой Дидоны», написанной специально для возлюбленной поэта, певицы . Либретто имело редкий успех: положенное на музыку Доменико Сарро , оно в первый же год привлекло внимание нескольких композиторов и в дальнейшем — на протяжении всего XVIII века — было «озвучено» ещё пятьдесят раз. «Покинутая Дидона» не была первым опытом поэта, но именно в ней впервые проступили характерные черты его стиля. Особая музыкальность стиха (сочиняя тексты арий, Метастазио собственноручно «проверял» их, кладя на музыку); ясность драматургии, которая уже у предыдущего поколения либреттистов освободилась от венецианской эксцентрики (множества действующих лиц, запутанной интриги, переодеваний, гротескных персонажей) и у Метастазио окончательно приобрела классический вид; тонкая прорисовка характеров, умение проследить каждый оттенок переживания героев, которым Метастазио славился и которое позволило ему перенести весь интерес драмы в психологическую плоскость, в отличие от той трагедии — или комедии — положений, какой опера нередко бывала до него.

Особенности драматургии

Памятник Метастазио в венской Церкви братьев-миноритов
Могила Метастазио в венской Церкви Святого Михаила, на заднем плане можно видеть офорты Хервига Ценса

Все либретто Метастазио построены по ясному и сравнительно простому плану. Это трёхактные пьесы, при создании которых Метастазио пользовался рядом несложных правил, довольно широко известных (о них говорит Стендаль в «Письмах о Метастазио» и Гольдони в первом томе «Мемуаров»). В каждой драме непременно должно быть шесть героев — обязательно влюблённых. Тремя главными лицами в опере являются примадонна, первое сопрано (кастрат) и тенор — им необходимо спеть по пять арий: aria patetica (печальная), aria di bravura (бравурная), aria parlante (в ровных тонах), полухарактерную арию и aria brillante (блестящую). Существует ещё ряд правил — о них можно прочесть у тех же Гольдони или Стендаля. Сами арии Метастазио строятся по общепринятой в то время схеме da capo , то есть имеется три строфы, причём первая повторяется в качестве третьей. В ариях раскрывается ещё одна грань гения Метастазио: они сжаты, всего 8—12 стихов, но при этом необычайно выразительны.

В своей оперной реформе Метастазио имел как минимум одного знаменитого предшественника — Апостоло Дзено , который, по выражению Гольдони, первым напал на мысль, что [строгую] трагедию можно безо всякого ущерба облечь в лирические стихи и что пение никак её не ослабит. Долгое время Дзено работал в Вене , куда приехал по приглашению императора Карла VI , в качестве придворного поэта и историографа, создавая оперы для императорского театра. Современные филологи отмечают известную сухость и рассудочность стиля Дзено в сравнении с Метастазио. По словам Гольдони, мужественность стиля Дзено роднит его с Корнелем , тогда как тонкость и психологизм Метастазио напоминают Расина . Уезжая из Вены, Дзено посоветовал пригласить себе на смену Метастазио, в котором видел достойного преемника.

Венский период

Метастазио приехал в Вену в 1729 году. Здесь ему было суждено прожить полвека — вплоть до конца жизни. Все это время за исключением последних лет он непрестанно создавал новые либретто, большинство из которых сразу признавались шедеврами: тексты для опер, ораторий и кантат (последние принадлежат к лучшим образцам его лирики).

Всего Метастазио написал несколько десятков либретто: «Александр в Индии», «Олимпиада», «Милосердие Тита», «Антигон», «Царь-пастух», «Катон в Утике» и т. д. Все они имели европейскую славу. Сочинения на его либретто писали такие композиторы, как Вивальди , Гендель , Хассе , Винчи , Глюк , Моцарт , Сальери , Чампи , Галуппи , Кальдара , Ваньхаль , Мартин-и-Солер , Мейербер , Дж. Порта , Феррадини и т. д. Некоторые драмы Метастазио положены на музыку 70—80 раз.

Метастазио поощрял обучение Марианны Мартинес и оставил ей своё состояние.

Наследие и значение

Имя Метастазио, вместе с именами Карло Гольдони , Карло Гоцци и Витторио Альфьери , прославило итальянский театр. В отличие от текстов других либреттистов драмы Метастазио представляют самостоятельную ценность независимо от музыки и входят в число классических произведений итальянской литературы. В этом из прославленных либреттистов с ним может сравниться только Филипп Кино . Новаторство Метастазио — строгая композиция драмы, развёрнутые монологи, внимание к психологизму характеров — во многом подготовило почву для оперной реформы Глюка , которая пришлась на последние десятилетия жизни поэта, когда тот практически оставил перо.

Примечания

  1. (англ.) . Encyclopædia Britannica . Дата обращения: 27 июня 2012.
  2. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  3. . Дата обращения: 10 декабря 2017. 10 декабря 2017 года.

Источники

  • Maeder, Costantino. Metastasio, L'olimpiade e l'opera del Settecento (итал.) . — Bologna : Il Mulino, 1993. — ISBN 9788815042217 .
  • Жизнь Метастазио описана (Assisi, 1783), Чарлзом Бёрни (London, 1796) и другими.
  • В 1817 году вышла книга Стендаля «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио».

Ссылки

Источник —

Same as Метастазио, Пьетро