Interested Article - Орфей и Эвридика (опера Глюка)

«Орфе́й и Эвриди́ка» ( итал. Orfeo ed Euridice ) — опера К. В. Глюка , созданная в 1762 году на сюжет греческого мифа об Орфее . Опера положила начало оперной реформе Глюка, направленной на достижение органичного слияния музыки и драмы и подчинение музыкального развития драматическому . Первоначальная версия либретто написана Раньери де Кальцабиджи на итальянском языке .

В 1860 году Г. Берлиозом подготовлена собственная редакция оперы, где партия Орфея предназначена для женского голоса (меццо-сопрано или контральто). Отдельные номера из музыки оперы приобрели собственную популярность - прежде всего, Танец блаженных духов из второй (1774) редакции, известный как Мелодия Глюка .

Действующие лица

Роль Орфей — голос зависит от редакции Амур — сопрано Эвридика сопрано Дирижёр
Исполнители на премьере
Вена, 5 октября 1762
кастрат -альт — К. В. Глюк
Исполнители на премьере итальянской редакции
Парма, 24 августа 1769
тенор Джузеппе Миллико Феличита Суарди Антония Мария
Джирелли-Агуиляр
К. В. Глюк
Исполнители на премьере французской редакции
Париж, 2 августа 1774
контральто Софи Арну Розали Левассёр Луи Жозеф Франкёр
Исполнители на премьере редакции Г. Берлиоза
Париж, 19 ноября 1859
меццо-сопрано Полина Виардо Гектор Берлиоз
Хор и танцоры: пастухи, пастушки, нимфы, демоны, фурии , счастливые духи, герои и героини.

Содержание

Действие оперы происходит в древней Элладе в доисторические времена. Сюжет оперы взят из античного мифа, имеющего много различных вариантов. Либреттист первоначальной редакции оперы Раньери де Кальцабиджи выбрал вариант, содержащийся в « Георгиках » Вергилия .

История постановок

Премьера оперы состоялась 5 октября 1762 года, в день тезоименитства императора Франца Стефана , в венском « Бургтеатре », в присутствии правящего семейства и императрицы Марии Терезии . Постановкой руководил граф (брат генуэзского дожа), танцы поставил Гаспаро Анджолини , декорации выполнил ещё один итальянец, . Партию Орфея исполнил контр-альт , один из самых знаменитых кастратов того времени.

Эскиз декорации к опере К. В. Глюка «Орфей и Эвридика» ( Александр Головин , 1911)

Впоследствии Глюк приспособил партию Орфея под вокальные возможности Джузеппе Миллико ; эта редакция была представлена Глюком (в качестве дирижёра) в Парме в 1770 году. Пармская версия была в следующий раз исполнена только в 2015 г. (в Херне ).

В 1771 г. Гуаданьи был приглашён для исполнения оперы в Лондоне, однако для этого представления музыка была почти полностью переписана английским Бахом . В 1776 г. опера была дана на итальянском языке во дворце Эстерхаза ; дирижировал постановкой дворцовый капельмейстер Гайдн .

В начале 1771-х гг. Глюк расширил (с добавлением танцевальных номеров) и переписал оперу для французской публики; расширенное либретто на французском подготовил . Поскольку французские театры не прибегали к услугам кастратов, партия Орфея была переписана для высокого тенора (вместо альта). Пересмотренная версия оперы впервые представлена публике 23 июля 1772 года в парижском театре Пале-Рояль . В течение всего XIX века именно эта версия в основном и ставилась.

В XIX веке партия Орфея принесла славу тенору Адольфу Нурри . В 1854 г. Лист дирижировал веймарской постановкой оперы, где вместо увертюры прозвучала симфоническая поэма Листа «Орфей». В 1859 г. Берлиоз, приняв предложение Мейербера , создал собственную редакцию оперы для Полины Виардо (которая исполнила партию Орфея); танцы ставил Люсьен Петипа . Обновлённая версия была восторженно принята публикой: Виардо исполняла партию Орфея 138 раз.

В 2017 году к чикагской постановке «Орфея и Эвридики» был привлечён заслуженный балетмейстер Джон Ноймайер ; танцевальные номера исполнил балет Джоффри .

Избранные аудиозаписи

Примечания

  1. — 1808.
  2. . Дата обращения: 27 января 2010. 30 марта 2010 года.
  3. (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2811 дней])

Ссылки

  • на belcanto.ru
  • (англ.)
Источник —

Same as Орфей и Эвридика (опера Глюка)