Липпман, Уолтер
- 1 year ago
- 0
- 0
Уолтер Хеймор Пи́стон ( англ. Walter Hamor Piston ; 20 января 1894 , Рокленд , штат Мэн ― 12 ноября 1976 , Белмонт , штат Массачусетс ) ― американский композитор и педагог.
Семья Пистона имела большей частью английское происхождение, однако дед будущего композитора по отцовской линии, моряк Антонио Пистоне, приехал в США из Генуи . В 1905 году семья переселилась в Бостон , где Уолтер изучал инженерное дело, а также историю искусств в Массачусетской Нормальной школе. Будучи самоучкой в музыке, Пистон зарабатывал деньги, играя на фортепиано и скрипке в небольших ансамблях и танцевальных оркестрах. Когда США вступили в Первую мировую войну , Пистон научился играть на саксофоне и был принят в оркестр Военно-морских сил, где освоил ещё несколько духовых инструментов.
В 1919 Пистон поступил в Гарвардский университет на факультет музыки. Среди его учителей был . В Гарварде же Пистон получил первый опыт дирижирования, руководя студенческим оркестром. Окончив университет с отличием в 1924, Пистон отправился в Париж , где совершенствовался как композитор у Нади Буланже , Поля Дюка и Джордже Энеску . Под влиянием их стиля были созданы первые сочинения Пистона ― Три пьесы для флейты, кларнета и фагота (1925) и Соната для фортепиано (1926).
Вернувшись в США в 1926, Пистон начал преподавать в Гарварде. Там он работал до 1960 и воспитал многих учеников, среди которых композиторы Леонард Бернстайн , Клаудио Спис , Энн Ронелл , Элиотт Картер , Лерой Андерсон , Ирвинг Файн , музыковед Клод Палиска .
Композиторское наследие Пистона весьма обширно, несмотря на то, что работал он всегда долго. Оркестровые произведения написаны в расчёте на исполнение Бостонским симфоническим оркестром , главный дирижёр которого, Сергей Кусевицкий , был другом Пистона и пропагандистом его сочинений. В 1950―60-е годы Пистон написал несколько концертов для разных инструментов. В камерной музыке композитора важное место занимают пять струнных квартетов.
В своих сочинениях Пистон использовал элементы шёнберговской двенадцатитоновой системы , начиная с Сонаты для флейты и фортепиано (1930), чем заслужил себе на первых порах репутацию «элитарного» композитора. В 1940-х годах он обратился к более доступному музыкальному материалу: его сюита из балета «Невероятный флейтист», а также Вторая, Четвёртая и Шестая симфонии часто звучали в концертах и пользовались известностью. В поздний период творчества Пистон вновь стал широко применять додекафонию и экспериментировать с формой, предпочитая традиционным трёх- и четырёхчастным циклам крупные одночастные построения.
Пистон ― автор трёх учебников: по гармонии (1941), контрапункту (1947) и оркестровке (1955). Переведённые на многие языки мира, эти учебники широко используются в системе музыкального образования разных стран.
В разные годы Пистон получил ряд престижных американских наград в области музыки, в том числе две Пулитцеровских премии ― за Третью и Седьмую симфонии, Наумбурговскую премию за Четвёртую симфонию и др.