Interested Article - King Crimson

King Crimson ( рус. Кинг кримзон , на английском читается Кин Кримзн ( kɪŋ 'krɪmz(ə)n ); в пер. с англ. малиновый король ) — британская рок-группа , созданная гитаристом Робертом Фриппом и барабанщиком Майклом Джайлзом в 1968 году . Музыка группы стилистически представляет собой прогрессивный рок . King Crimson признаётся одной из лучших групп этого жанра .

Заметная часть истории King Crimson состоит из различных перемен, происходивших в составе группы. Сквозь всю эту историю Роберт Фрипп проходит как единственный постоянный участник.

История и творчество

Название

Название King Crimson придумал Питер Синфилд . Согласно утверждениям Роберта Фриппа, «Малиновый Король» — это Вельзевул , «повелитель мух», арабская форма имени которого, «Бил Сабаб», означает «целеустремлённый человек». Вместе с тем, в стихах Синфилда многое указывает на то, что под «Малиновым Королём» скрывается Фридрих II Гогенштауфен , сицилийский и германский король, правитель Священной Римской империи, которого Данте называл «последним императором римлян».

Две эти точки зрения соединяются в одной из карт Таро « Император », изображающей Зевса-Громовержца (у которого было прозвище Апомий, «Прогоняющий мух», причём изображён он в красной мантии); на ранних картах Таро на карте императора изображался именно Фридрих II.

1968—69 (зарождение)

Гитарист Роберт Фрипп и ударник Майкл Джайлз начали обсуждать создание King Crimson в ноябре 1968 года, незадолго до распада недолго просуществовавшей и не слишком успешной группы Giles, Giles and Fripp . Первым присоединившимся музыкантом стал мультиинструменталист Иэн Макдональд (духовые, клавишные, вокал); вскоре добавились поэт Питер Синфилд и певец и гитарист Грег Лейк , которому поручались бас-гитара и пение.

Первая репетиция прошла в начале января 1969 года. Громкая премьера группы состоялась 5 июля того же года на знаменитом открытом концерте в Гайд-парке ( Лондон ), организованном группой The Rolling Stones в память об умершем за день до этого гитаристе и основателе группы Брайане Джонсе . В октябре вышел первый альбом King Crimson — In the Court of the Crimson King ( «При дворе малинового (багрового) короля» ).

Премьерный альбом коллектива, с одной стороны, явился демонстрацией возможностей вновь созданного коллектива, с первых шагов сделавшего серьёзную заявку на вхождение в «высшую лигу» рок-музыки. В композициях I Talk to the Wind ( «Говорю с ветром» ), двухчастной готической рок-балладе Epitaph ( «Эпитафия» ), двухчастной же джаз-роковой пьесе Moonchild ( «Лунное дитя» ) музыканты продемонстрировали владение основными поджанрами мелодичного и импровизационного рока.

С другой стороны, альбом содержит и новаторские элементы.

Первой же композицией дебютного альбома King Crimson декларировали приверженность полиритмии .

Её звучание можно было бы назвать «сигнатурным», но развивали жанр уже другие: по сути, King Crimson ничего подобного больше не создала, хотя «металлические» элементы присутствуют в творчестве группы до сего дня.

Завершающая альбом титульная композиция The Court of the Crimson King ( «Двор малинового короля» ) представляет собой длинный структурированный эпос в миноре с искусственными мажорными каденциями. Такой стиль, хотя и не чуждый King Crimson последующих периодов, более характерен для группы ELP , основанной годом позже при участии Грега Лейка и позднее привлёкшей также Питера Синфилда.

Титульный альбом King Crimson часто называют первым альбомом прогрессивного рока (несмотря на неоднократное выражение Фриппом скепсиса по поводу этого жанрового определения). Он и поныне остаётся самым популярным альбомом группы.

King Crimson гастролировала в Великобритании , а затем в Соединённых Штатах , выступая вместе со многими популярными музыкантами и коллективами, включая Iron Butterfly , Дженис Джоплин , The Rolling Stones и Fleetwood Mac . Тем временем внутри группы обострялись трения и выявившиеся различия в музыкальных предпочтениях, что привело в декабре к уходу Макдональда и Джайлза (в 1970 году они выпустили свой студийный альбом McDonald and Giles ; позднее, в 1976 году, Макдональд стал одним из основателей группы Foreigner .

1970-е

Грег Лейк в составе ELP , 1978 год

В последующие несколько лет состав коллектива непрерывно менялся.

Оставшееся трио Фриппа, Синфилда и Лейка просуществовало недолго, выпустив в марте 1970 года сингл Cat Food/Groon ( «Кошачий корм/Рёв» ) и подготовив записи, вошедшие затем во второй альбом группы — In the Wake of Poseidon ( «По следам Посейдона» , 1970). Второй альбом по характеру весьма близок к первому. Тяготение к усложнённым композициям проявилось на нём прежде всего в пьесе The Devil’s Triangle ( «Дьявольский треугольник» ) — адаптации части «Марс» из известной сюиты Густава Холста «Планеты» ), состоящей из двух частей Pictures of a City («Картины города») и титульной композиции. Жанрово-стилистический диапазон прочих включённых композиций варьирует от средневекового хорала в Peace — A Beginning ( «Мир — Начало» ) до джаз-рокового блюза в Pictures of a City и эпоса в In the Wake of Poseidon .

К группе присоединился Мэл Коллинз (деревянные духовые), в записи нескольких дорожек принял участие Питер Джайлз . В апреле того же года группу покинул Лейк, вошедший во вновь образованную « ELP », оставив King Crimson без вокалиста. В качестве лидирующего вокалиста (и бас-гитариста) был привлечён Гордон Хаскелл , с которым записан третий альбом группы — Lizard ( «Ящерица» , 1970). В записи этого альбома, носящего очевидно экспериментально-поисковый характер, также приняли участие Энди Маккаллох (ударные) и Джон Андерсон из группы Yes (вокал в песне Prince Rupert Awakes ( «Пробуждение принца Руперта» )). Стремление к усложнению макроформы достигло здесь своего пика в открывающей альбом авангардной трилогии Cirkus и сюите Lizard , занимающей всю вторую сторону оригинального диска. По завершении записи Хаскелл и Маккаллох покинули коллектив, оставив его в безнадёжном положении рок-группы без певца, басиста и ударника.

В результате продолжительного прослушивания выбор Фриппа и Синфилда остановился на барабанщике Иэне Уоллесе и вокалисте Бозе Барреле , которого Фрипп решил также обучить игре на бас-гитаре. По ходу продолжительных гастролей группа в этом составе выпустила четвёртый альбом — Islands ( «Острова» , 1971), поисковый по характеру и ставший переходным в истории группы — это и прощание с символистичной поэзией Питера Синфилда, и первая «ласточка» или, вернее, буревестник грядущей метаморфозы — композиция Sailor’s Tale , и, конечно, грандиозная концовка диска — прелюдия Song of the Gulls , и, собственно, заглавная композиция диска — Islands , фантастическая по красоте и лиричности, произведение настолько совершенное, что Фрипп окончательно перешёл от фазы «search» к фазе «destroy». В конце 1971 года коллектив покинул Синфилд. Оставшийся состав продолжал гастролировать в следующем году; записи 1971—1972 гг. вошли в концертный альбом Earthbound ( «Земной» , 1972). По составу дорожек этот альбом пересекается с Islands , и живое исполнение представляется более интересным (несмотря на крайне низкое для официального альбома качество записи).

По окончании гастролей из King Crimson ушли Коллинз, Уоллес и Баррел, чтобы сформировать группу Snape, и Фрипп вновь начал поиск новых музыкантов. В группу были приглашены импровизирующий перкуссионист Джеми Мюир , вокалист и басист Джон Уэттон (игравший ранее в Family и знакомый Фриппу со студенческих лет), барабанщик Билл Бруфорд , расставшийся ради игры в нестабильной и непредсказуемой King Crimson с творчески и коммерчески успешным коллективом Yes , и Дэвид Кросс (смычковые, клавишные). Место сочинителя текстов занял Ричард Палмер-Джеймс . Новый состав начал репетиции и гастроли в конце 1972 года, и уже в начале следующего вышел пятый студийный альбом группы — Larks' Tongues in Aspic ( «Заливное из язычков жаворонков» ).

Роберт Фрипп, 1974 год

Larks' Tongues… существенно отличается от ранних альбомов группы и представляет собой заметную веху в истории как прогрессивного рока, так и рок-музыки в целом. Его смысловым центром являются три инструментальные пьесы: открывающая и финальная части титульной композиции Larks' Tongues in Aspic — Part I и Part II), а также Talking Drum ( «Говорящий барабан» ). В них впервые проявилась тенденция группы к наращиванию по ходу развития тем ритмической и тембральной сложности на относительно бедном мелодическом материале, характерная для последующего творчества группы. Альбом включает также энергичную и ритмически усложнённую балладу Book of Saturday ( «Субботняя книга» ), неожиданно богато модулированную песню Exiles ( «Изгнанники» ) и странную полиметричную Easy Money ( «Лёгкие деньги» ). Уникально для этого альбома дополнение барабанов перкуссией Мюира, создающее весьма сложный метрико-ритмический узор ударных инструментов. Несмотря на студийный характер записи, Larks' Tongues… подчёркивает импровизационную составляющую творчества группы. Ещё более отчётливо она проявляется в записях тех лет, обнародованных в конце 1990-х на дисках коллекционной серии — Live at Jacksonville (1998), The Beat Club (1999) и др.

В 1973 году, в начале которого из King Crimson ушёл Мюир, группа продолжала гастроли по Британии, континентальной Европе и Америке. Материал, записанный во время этих гастролей, представлен на альбомах Starless and Bible Black («Беззвёздная библейская тьма», 1974), вышедшем как шестой студийный, хотя большая часть композиций включена в концертной записи, и USA ( «США» , 1975), считающийся концертным.

В 1974 году King Crimson записывают седьмой студийный альбом — Red ( «Красное» ), уже как трио — без покинувшего группу Кросса, но с привлечёнными Коллинзом (сопрано-саксофон), Робертом Миллером (гобой), Марком Чаригом (кларнет), Макдональдсом (альт-саксофон) и тем же Дэвидом Кроссом. В этом составе группа не выступала, и по завершении его записи Фрипп объявил о роспуске King Crimson «навсегда».

1980-е («волновой» период)

В начале 1981 года Фрипп и Бруфорд задумали образовать новую группу, которую планировали назвать Discipline. На роль басиста был приглашён Тони Левин , известный в профессиональных кругах как опытный сессионный музыкант. Кроме того, Фрипп позвал в группу гитариста Адриана Белью (гастролировавшего с группой Talking Heads ). Уже после начала европейского клубного тура музыканты решили, что эта группа является новым воплощением King Crimson.

В этом составе коллектив выпустил три студийных альбома: Discipline (1981), Beat (1982) и Three of a Perfect Pair (1984). Эти альбомы можно рассматривать как трилогию. Среди поклонников группы они известны как « нововолновые ».

Адриан Белью выступает на них как вокалист и автор большинства текстов. Во многих случаях он пишет утрированно простые песни с очевидными (для современника) намёками на окружающую песенную популярную культуру «новой волны». Поверх этого (внешнего для прогрессивного рока) материала коллектив развёртывает сложную тембральную и ритмическую игру, подобно тому, как раньше они делали то же самое на искусственно обеднённом мелодическом материале. В части ироничности и «отстранённой включённости» в эволюцию музыкальной моды King Crimson «волнового» периода представляет собой совершенно уникальное явление.

В качестве собственно музыкальной задачи Фрипп упоминал относительно тех лет о стремлении создать рок-аналог гамелана , с полиритмической функцией, несомой не только ритм-секцией, но и парой переплетённых гитарных партий.

Тони Левин, 2010 год

выделяет следующие ведущие идеи, характерные для музыки King Crimson восьмидесятых годов:

  1. рок-н-ролл;
  2. рок-гамелан (усложнённые текстуры в композициях Elephant Talk ( «Слоновья беседа» ), Frame by Frame ( «Кадр за кадром» ), Discipline ( «Дисциплина» ) и др.);
  3. метрическая усложненность и полиметрия ;
  4. балладная форма ( Matte Kudasai , Two Hands ( «Две руки» ) или её элементы ( Model Man ( «Образцовый мужчина» )), Man with an Open Heart ( «Человек с открытым сердцем» ));
  5. специфические гитарные приёмы и эффекты;
  6. включение «промышленных шумов» («индастриал») ( Neurotica ( «Невротика» ), Dig Me («Разгадай меня»), No Warning ( «Без предупреждения» ) и др.);
  7. этнический дух ( The Sheltering Sky ( «Под покровом небес» ), Thela Hun Ginjeet );
  8. импровизационный дух;
  9. текстурные контрасты ( Indiscipline ( «Непослушание» ), Dig Me );
  10. смещающиеся гармонические планы.

Кроме студийной трилогии, творчество King Crimson «волнового» периода представлено также на двойном концертном альбоме ( «Рассеянные влюблённые» , 1998), нескольких коллекционных изданиях «официальных бутлегов» и в видеозаписях (1982) и ( «Три сапога пара: концерт в Японии» , 1984), переизданных на DVD ( «Нил, Джек и я» , 2004), демонстрирующих незаурядные актёрские способности Белью.

После выхода Three of a Perfect Pair Роберт Фрипп вновь распустил группу, на этот раз почти на десятилетие.

1990-е

Пэт Мастелотто, 2008 год

В 1994 году, после рассмотрения различных вариантов состава, King Crimson восстанавливается как секстет (или «двойное трио»), включающий Фриппа, Бруфорда, Белью, Левина (бас-гитара, стик Чепмена ), Трея Ганна ( гитара Уорра ) и Пэта Мастелотто (ударные) (Ганн и Мастелотто привлекались ранее в качестве сессионных музыкантов при выступлениях и записях Фриппа с Дэвидом Сильвианом ).

Этот состав выпустил три альбома: VROOOM (1994), THRAK (1995) и THRaKaTTaK (1996) с крайне усложнённой музыкой, сочетающей «тяжёлое» звучание, характерное для King Crimson образца 1970-х, с привлечением песенного материала, характерного для 1980-х.

Записи 90-х годов также представлены на коллекционных «официальных бутлегах» и видеозаписи 1995 года (выпущена в 1999 г.).

В конце 90-х имела место практика концертов и записей King Crimson в сокращённом составе — процесс, который Фрипп назвал «фраКктализацией» группы. Сокращённые составы выступали и записывались в конце 1990-х и начале 2000-х годов под названием «ПроеКктов» (ProjeKct): , , , и , а позднее — и , для которых характерна, прежде всего, высокая импровизационность музыки.

2000-е

Эдриан Белью, 2006 год

На рубеже веков, с уходом из группы Бруфорда и Левина, King Crimson остался в более традиционном квартетном составе, совпадающем с и включающем на этот раз Фриппа, Белью, Ганна и Мастелотто.

В этом составе группа гастролировала (включая выступление в России в 2003 году) и записала студийные альбомы The ConstruKction of Light ( «Конструирование света» , 2000) и The Power to Believe ( «Сила верить» , 2003), а также пять концертников.

30 августа 2008 года большая часть прежних составов группы выступили на международном фестивале живой музыки « Сотворение мира » в Казани как , и . Вместе с группой выступил клавишник и скрипач Эдди Джобсон , вышедший на сцену впервые за последние 27 лет. 3 сентября 2008 года аналогичный концерт они дали в Москве в клубе B1.

С конца 2007 года в King Crimson играет новый второй барабанщик — Гэвин Харрисон — первый британец, пришедший в группу c 1972 года.

Характер музыки, исполняемой King Crimson в 2000-х годах, близок к творчеству 1990-х.

После 2008 года в творчестве группы снова настал перерыв. В 2009 году King Crimson Project выступил на фестивале « Сотворение мира » в Казани .

2010-е

В сентябре 2013 года появились сообщения о том, что Роберт Фрипп вновь возродил группу после четырёхлетнего перерыва . В 2016 году барабанщика Билла Рифлина заменил Джереми Стейси .

В сентябре 2016 года группа выпустила концертный бокс-сет Radical Action to Unseat the Hold of Monkey Mind , записанный в ходе тура 2015 года с материалом преимущественно 1969—1974 годов .

7 декабря 2016 года один из основателей King Crimson Грег Лейк умер от рака.

В начале января 2017 года Билл Рифлин вернулся из творческого отпуска, но при этом Джереми Стейси в группе остался. Таким образом, King Crimson стал октетом с четырьмя барабанщиками: Мастелотто, Харрисон, Рифлин и Стейси.

При этом Рифлин и Стейси являются мультиинструменталистами, поэтому, по выражению Роберта Фриппа, «King Crimson будет производить намного больше шума, чем когда либо» .

31 января 2017 года ещё один бывший член King Crimson Джон Уэттон умер от рака толстой кишки .

27 апреля того же года группа анонсировала новый концертный мини-альбом «Heroes», получивший название в честь одноимённой песни Дэвида Боуи .

3 сентября 2017 года Фрипп объявил о том, что разногласия с Эдрианом Белью улажены и «дверь для воссоединения на будущее для него открыта» .

13 октября 2017 года было объявлено, что Билл Рифлин не сможет присоединиться к «двойному квартету» ( англ. Double Quartet ) в осеннем туре 2017 года по США. Его заменил Крис Гибсон из Сиэтла, которого Билл подготавливал к предстоящим выступлениям .

22 ноября 2017 года King Crimson объявили гастрольный тур Uncertain Times tour, который продлился 33 дня и прошёл в Великобритании и Европе в течение 2018 года (с 13 июня по 16 ноября). Коллектив посетил Польшу, Германию, Австрию, Чехию, Швецию, Норвегию, Нидерланды, Италию, Соединённое Королевство и Францию .

Концерт в Японии, 2018 год

6 апреля 2019 года на пресс-конференции было объявлено, что Рифлин сделает ещё один перерыв от King Crimson, чтобы заняться семейными делами. Его место за клавишными в туре, приуроченному к 50-летию группы займёт Тео Трэвис , более известный как джазовый саксофонист, участник Soft Machine и сотрудничавший ранее с Робертом Фриппом в дуэте . Однако вскоре группа решила провести тур 2019 полностью в виде септета . Партии Рифлина были разделены между другими участниками группы: Джекзик и Коллинз добавили клавишные к своим сценическим инструментам, а Левин снова стал играть на синтезаторе, который он использовал во время туров 1980-х .

11 июня 2019 года вся дискография King Crimson стала доступной на всех основных потоковых платформах в рамках празднования 50-летия группы .

24 марта 2020 года Билл Рифлин умер от рака . В том же году Гордон Хаскелл умер от рака лёгких 15 октября .

В 2021 году группа отправилась в турне по Северной Америке, а затем по Японии. Левин написал в своем блоге, что последняя японская дата была «заключительным концертом тура и, вполне возможно, последним концертом King Crimson». Это и комментарии Фриппа в социальных сетях незадолго до этого были истолкованы как то, что King Crimson, или, по крайней мере, этот состав, подошли к концу . Левин также говорил о «возможном последнем концерте King Crimson» в комментариях журналу en . Левин и Якшик ранее говорили, что тур по Северной Америке был, вероятно, последним для группы .

9 февраля 2022 года член-основатель King Crimson Иэн Макдональд умер от рака .

Состав

Нынешний состав

  • Роберт Фрипп — гитара, электро-пианино, меллотрон, клавишные (1968—1974, 1981—1984, 1994—2004, 2007—2009, 2013—наши дни)
  • Мэл Коллинз — саксофон, флейта, бас-флейта, меллотрон, бэк-вокал (1970—1972, 2013—наши дни, приглашённый в 1970 и 1974)
  • Тони Левин — бас-гитара, стик, контрабас, синтезатор, бэк-вокал (1981—1984, 1994—1999, 2003—2004, 2007—2009, 2013—наши дни)
  • Пэт Мастелотто — акустические и электронные барабаны и перкуссия (1994—2004, 2007—2009, 2013—наши дни)
  • Гэвин Харрисон — барабаны (2007—2009, 2013—наши дни)
  • Якко Якшик — гитара, ведущий вокал, флейта, клавишные (2013—наши дни) , клавишные (2019—наши дни)
  • — барабаны, клавишные, бэк-вокал (2016—наши дни)

Бывшие участники

  • Питер Синфилд — тексты песен, синтезатор (1968—1972)
  • Грег Лейк — бас-гитара, ведущий вокал (1968—1970; умер в 2016)
  • Майкл Джайлз — барабаны, вокал (1968—1969, приглашённый в 1970)
  • Иэн Макдональд — саксофон, флейта, меллотрон, вибрафон, вокал (1968—1969, приглашённый в 1974; умер в 2022)
  • Гордон Хаскелл — бас-гитара, ведущий вокал (1970, приглашённый в 1970, умер в 2020)
  • Энди Маккаллох — барабаны (1970)
  • Иэн Уоллес — барабаны, перкуссия, вокал (1971—1972; умер в 2007)
  • Боз Баррел — бас-гитара, ведущий вокал (1971—1972; умер в 2006)
  • Билл Бруфорд — акустические и электронные барабаны и перкуссия (1972—1974, 1981—1984, 1994—1997)
  • Джон Уэттон — бас-гитара, ведущий вокал, пианино (1972—1974; умер в 2017)
  • Дэвид Кросс — скрипка, флейта, меллотрон, электро-пианино, клавишные (1972—1974)
  • Джейми Мьюир — перкуссия (1972—1973)
  • Эдриан Белью — гитара, ведущий вокал, электро-перкуссия (1981—1984, 1994—2004, 2007—2009; Последнее выступление с группой состоялось в 2009 году, «покинул» коллектив с 2013 по 2017, по состоянию на лето 2017 года является «девятым бездействующим» участником)
  • Трей Ганн — гитара Уорра, стик, баритон-гитара, эшбори-бас, бэк-вокал (1994—2003)
  • Билл Рифлин — клавишные, синтезатор (2013—2018) , меллотрон (2016—2018) , барабаны, перкуссия (2013—2016; умер в 2020) (неактив осень-зима 2016, конец 2017, 2019—2020,)

Бывшие концертные участники

  • Кит Типпетт — фортепиано, клавишные (1970; умер в 2020)
  • Питер Джайлз — бас-гитара (1970)
  • Крис Гибсон — клавишные, синтезатор, меллотрон (заменял Билла Рифлина, Октябрь—Ноябрь 2017)
  • Тео Трэвис — клавишные, синтезаторы, меллотрон (2019)

Временная шкала

Тонкие линии = ProjeKcts

Более тонкие линии = Сессионный вклад

Дискография

Студийные альбомы

Примечания

  1. от 23 сентября 2013 на Wayback Machine . "Crimson's form of prog, however, tended to incorporate heavy elements of modern classical (sometimes), avantgarde jazz (sometimes), and later heavy elements of New Wave."
  2. . Дата обращения: 13 октября 2013. 27 апреля 2012 года.
  3. . Дата обращения: 13 октября 2013. 8 мая 2012 года.
  4. . Дата обращения: 26 сентября 2013. 27 сентября 2013 года.
  5. от 1 октября 2020 на Wayback Machine // Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия
  6. . Дата обращения: 11 мая 2022. 2 апреля 2022 года.
  7. Айвазян А. А. и др. РОК. 1955/1991: Информационно-справочное издание. . — СПб. : Триал, 1992. — С. 78. — 424 с. — ISBN 5-7601-0001-7 .
  8. . darkside.ru . Дата обращения: 6 февраля 2015. 6 февраля 2015 года.
  9. Brown, Pete. / Pete Brown, Harvey Newquist. — Hal Leonard Corporation, 1997. — P. . — ISBN 978-0-7935-4042-6 .
  10. Planer, Lindsay. . Allmusic . Дата обращения: 4 апреля 2013. 14 сентября 2022 года.
  11. . Prog Archives. Дата обращения: 16 июля 2012. 14 сентября 2022 года.
  12. 18 июля 2011 года.
  13. . Дата обращения: 2 февраля 2019. Архивировано из 2 февраля 2019 года.
  14. . Дата обращения: 28 сентября 2013. 29 сентября 2013 года.
  15. . Дата обращения: 3 января 2017. 4 января 2017 года.
  16. . AllMusic . Дата обращения: 24 ноября 2017. 1 декабря 2017 года.
  17. . Дата обращения: 3 января 2017. 4 января 2017 года.
  18. . NME (англ.) . 2017-01-31. из оригинала 31 января 2017 . Дата обращения: 31 января 2017 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  19. . Prog (англ.) . 2017-01-31. из оригинала 15 сентября 2017 . Дата обращения: 31 января 2017 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  20. Robbins, Josh (31 января 2017). Дата обращения: 15 сентября 2017. 1 марта 2017 года.
  21. . Дата обращения: 15 сентября 2017. 16 сентября 2017 года.
  22. Smith, Sid (2017-09-04). . DGM Live . из оригинала 5 сентября 2017 . Дата обращения: 15 сентября 2017 .
  23. . от 13 октября 2017 на Wayback Machine
  24. . teamrock.com (22 ноября 2017). Дата обращения: 24 ноября 2017. 24 ноября 2017 года.
  25. Shteamer, Hank . Rolling Stone . Дата обращения: 8 апреля 2019. 9 апреля 2019 года.
  26. Facebook. Дата обращения: 2 мая 2019. 25 мая 2019 года.
  27. от 3 мая 2019 на Wayback Machine (post on DGM Live, 02 May 2019)
  28. Fripp, Robert . (4 мая 2019). Дата обращения: 5 мая 2019. 6 мая 2019 года.
  29. Levin, Tony (9 июня 2019). Дата обращения: 25 марта 2020. 13 июля 2019 года.
  30. . Consequence of Sound (11 июня 2019). Дата обращения: 9 августа 2019. 29 июня 2019 года.
  31. (итал.) . Rolling Stone (24 марта 2020). Дата обращения: 24 марта 2020. 24 марта 2020 года.
  32. . Billboard . 18 Oct 2020. из оригинала 20 октября 2020 . Дата обращения: 7 марта 2021 .
  33. Greene, Andy (16 December 2021). . Rolling Stone . из оригинала 2 февраля 2022 . Дата обращения: 20 декабря 2021 .
  34. Smith, Sid loudersound.com (9 декабря 2021). Дата обращения: 20 декабря 2021. 20 декабря 2021 года.
  35. «The Prog Readers' Poll 2021», Prog issue 126, January 2022, pp. 30-37
  36. Seal, Daniel guitar.com . (13 декабря 2021). Дата обращения: 20 декабря 2021. 20 декабря 2021 года.
  37. Masley, Ed . Arizona Republic (3 августа 2021). Дата обращения: 20 декабря 2021. 20 декабря 2021 года.
  38. Shteamer, Hank (10 February 2022). . Rolling Stone . из оригинала 12 февраля 2022 . Дата обращения: 11 февраля 2022 .
  39. Live, D. G. M. (англ.) . DGM Live (28 апреля 2017). Дата обращения: 1 июня 2022. 16 октября 2021 года.

Ссылки

  • — официальный сайт лейбла Discipline Global Mobile
  • — главный англоязычный сайт поклонников King Crimson (англ.)
  • — англоязычный сайт, посвященный юбилейным переизданиям классических альбомов King Crimson в формате 5.1 Surround Sound (англ.)
  • — главный русскоязычный сайт поклонников King Crimson, базирующийся на книге Владимира Кальницкого «Русифицированный King Crimson»
  • — русскоязычный новостной сайт о King Crimson
  • (англ.)
Источник —

Same as King Crimson