Interested Article - Брянцев, Дмитрий Александрович

Дми́трий Алекса́ндрович Бря́нцев ( 18 февраля 1947 , Ленинград , — 29 июня 2004 , Прага ?) — артист балета, хореограф и сценарист, балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова в 1981—1985 годах, главный балетмейстер Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в 1985—2004 годах. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1983), народный артист РСФСР (1989), лауреат премии « Золотая маска » (1996).

Биография

Дмитрий Брянцев родился в Ленинграде ; отец — Александр Александрович Брянцев, мать — Таисия Георгиевна Брянцева.

В 1957 году поступил в Ленинградское хореографическое училище , которое окончил в 1966 году по классу педагога Николая Зубковского . Был принят в создаваемый в Москве Игорем Моисеевым и Ириной Тихомирновой концертный хореографический ансамбль « Молодой балет », был его солистом в 1966—1977 годах. Там же осуществил постановку своих первых балетных миниатюр. В 1968 году поступил на балетмейстерское отделение Института театрального искусства . В 1976 году стал лауреатом Всесоюзного конкурса балетмейстеров. В 1977 году окончил институт, получив диплом режиссёра-балетмейстера.

Известность Брянцеву принесли созданные в содружестве с режиссёром Александром Белинским и композитором Тимуром Коганом телевизионные фильмы-балеты с участием прима-балерины Большого театра Екатерины Максимовой : « Галатея » по пьесе Бернарда Шоу « Пигмалион » ( 1977 ) и « Старое танго » ( 1979 ) . Здесь он заявил о себе как о хореографе комедийного плана, создающем яркие пластические портреты персонажей и тонко чувствующем жанр и стилистику телебалета .

«После показа „Галатеи“ по первому каналу ЦТ, Александр Аркадьевич сказал мне: „Ты вчера заснул никем, а сегодня проснулся знаменитым!“ Я, зная любовь Белинского ко всевозможным преувеличениям, ему тогда, конечно, не поверил и вообще, по молодости, плохо понял, что произошло. Чтобы оценить истинную популярность „Галатеи“, требовалось время: шлейф этого успеха тянется за мной до сих пор…»

Дмитрий Брянцев

В 1977—1981 годах Брянцев осуществлял постановки в различных труппах: в Ленинграде, в Театре оперы и балета имени Кирова и в ансамбле « Хореографические миниатюры », в Москве в Театре оперетты , в концертном ансамбле « Классический балет », в Большом театре . Его первая постановка крупной формы, балет Тихона Хренникова « Гусарская баллада » ( 1979 , Ленинградский театр оперы и балета), продолжила комедийную тематику телевизионных работ .

В 1981 году Брянцев был принят в . С 1981 по 1985 год работал балетмейстером в Ленинградском театре оперы и балета . 25 февраля 1985 года становится главным балетмейстером Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко .

В 1980—1990-х годах Дмитрий Брянцев вместе с режиссёром Олегом Рясковым создал более 20 телевизионных экранизаций своих театральных постановок — первой из них стала экранизация балета « Конёк-Горбунок » в 1985 году.

С 1986 года преподавал на балетмейстерском факультете ГИТИСа (с 1994 года — доцент). В 1994 году также стал главным балетмейстером Санкт-Петербургского театра камерного балета, организованного в том же году Олегом Виноградовым . Для этой труппы в 1995 году создал наиболее утончённую свою постановку — балет « » на музыку Шопена , за который получил театральную премию « Золотая маска ». В 1996 году стал членом .

Гибель

Могила Брянцева на Троекуровском кладбище Москвы.

25 июня 2004 года Дмитрий Брянцев вылетел в Прагу , где планировал пробыть пять дней. О цели его поездки никто не знал, с собой у него была крупная сумма денег — вероятно, в Чехии у него были дела, связанные с бизнесом. 30 июня, как было запланировано, руководство театра отправило в аэропорт « Шереметьево » служебный автомобиль — однако Брянцев в Москву не прилетел . В тот же день о его исчезновении были оповещены российское посольство в Праге и чешская полиция. В Чехии Дмитрий Брянцев был объявлен в национальный розыск. В гостиничном номере, где он жил, был обнаружен его отключённый мобильный телефон .

Три года спустя, 1 июня 2007 года в лесу близ населённого пункта в Восточной Чехии случайно было обнаружено захоронение. ДНК -тест подтвердил, что останки принадлежат Дмитрию Брянцеву. По подозрению в убийстве были арестованы партнёр Дмитрия Брянцева по бизнесу гражданин России Дмитрий Никитин и его сообщник, чех Ярослав Рос. 7 декабря 2007 года было предъявлено официальное обвинение , год спустя, 3 декабря 2008 года, Никитин был признан виновным и приговорён к 12 годам лишения свободы .

По завершении юридических формальностей 29 января 2008 года прах Дмитрия Брянцева был доставлен на родину . В МАМТ состоялось прощание. Похороны прошли 4 февраля на Троекуровском кладбище Москвы .

Творчество

Для Дмитрия Брянцева были характерны самостоятельность художественного мышления, богатая хореографическая фантазия, широкий жанровый диапазон: от трагедии до комедии, от балетной миниатюры до многоактного спектакля, от стилизации старинного классического танца до остросовременной пластики . Балетмейстер стремился к тематическому разнообразию, предпочитая насыщенный действием сюжетный балет. Стараясь идти в ногу со временем, он обогащал лексику классического танца элементами свободной пластики, бытового и эстрадного танца, фольклора . В советское время наиболее значительной его работой считался балет « » (1985), развивающий тему внутренней борьбы героини- комиссара с самой собой .

Постановки

В кино

В театре

(*) — балет по собственному либретто
(**) — мировая премьера произведения

Театр оперы и балета имени Кирова

На других сценах

Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко

Театр камерного балета

Миниатюры

Другие работы

  • Дмитрий Брянцев также ставил танцы в операх и драматических спектаклях, делал постановки для мюзик-холлов. Был режиссёром-постановщиком эпизода «Лето. Классический дивертисмент „Водворение муз“» спектакля-дивертисмента « », посвящённого 850-летию основания города (7 сентября 1997 года, Лужники).

Признание и награды

Примечания

  1. [www.pro-ballet.ru/html/b/balet-na-televidenii.html Балет на телевидении] // Русский балет. Энциклопедия. — БРЭ, «Согласие», 1997.
  2. Русский балет. Энциклопедия
  3. Белова Е. П. Союз с ТВ // Хореографические фантазии Дмитрия Брянцева. — М. : Март, 1997. — С. 127 .
  4. Дата обращения: 3 февраля 2009. 9 декабря 2008 года.
  5. . Дата обращения: 3 февраля 2009. 23 марта 2009 года.
  6. . Дата обращения: 30 марта 2009. 19 января 2008 года.
  7. . Дата обращения: 30 марта 2009. 4 апреля 2016 года.
  8. . Дата обращения: 30 марта 2009. 18 декабря 2008 года.
  9. . Дата обращения: 30 марта 2009. 24 октября 2008 года.
  10. . Дата обращения: 19 августа 2021. 25 апреля 2019 года.

Литература

  • Хореографические фантазии Дмитрия Брянцева. — М. : Март, 1997.

Ссылки

  • // «Эхо Москвы», 10 июня 2001 года
Источник —

Same as Брянцев, Дмитрий Александрович