Теа́тр ку́кол
,
ку́кольный теа́тр
— одна из разновидностей
театрального искусства
, где актёров заменяют управляемые людьми
куклы
.
Содержание
История
Искусство кукольников зародилось в давние времена. В разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений. Есть сведения о существовании ритуальных мистерий в
Египте
, во время которых женщины носили куклу
Осириса
. В
Древней Греции
кукольный театр существовал в эпоху
эллинизма
. Истоки кукольного театра — в
языческих
обрядах, играх с овеществлёнными
богами
. Упоминание об игровых куклах встречаются у
Геродота
,
Ксенофонта
,
Аристотеля
,
Горация
,
Марка Аврелия
,
Апулея
. Однако в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления, условно говоря, эстрадного типа и искусство театра кукол пришли с бродячими группами кукольников из Древней Индии (сухопутными и морскими путями через
Древний Иран
) и Древнего Китая
.
В спектаклях театра кукол внешность и физические действия
персонажей
изображаются и/или обозначаются, как правило, объёмными, полуобъёмными (
барельефными
,
горельефными
) и плоскими
куклами-актёрами
. Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-
кукловодами
, а иногда автоматическими механическими устройствами. В последнем случае куклы-актёры называются куклами-роботами.
Среди театров кукол различают три основных типа:
Театр верховых кукол
(перчаточных, гапитно-тростевых и кукольных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей
ширмой
, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.
Театр низовых кукол
(кукол-
марионеток
), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволок. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.
Театр срединных кукол
, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри (актёр-кукловод находится внутри кукол больших размеров). К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы
Театра теней
. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находятся за экраном, на который проецируются тени от плоских или объёмных кукол-актёров. В качестве срединных кукол-актёров используются куклы-марионетки (они управляются сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами), перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций. Как это происходит, например, в известной эстрадной миниатюре
С. В. Образцова
с кукольным малышом по имени Тяпа (перчаточная кукла, надетая на одну руку Образцова) и его отцом, роль которого играет сам Образцов.
В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую», то есть не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом). В XX веке начало этому взаимодействию положил
С. В. Образцов
в эстрадной миниатюре, в которой действовали два персонажа: малыш по имени Тяпа и его отец. Но фактически подобные взаимодействия актёров-кукловодов и кукол-актёров привели к размыванию границ между кукольным и не кукольными видами пространственно-временного искусства. Профессиональные кукольники всё же призывают не злоупотреблять «третьим жанром», а использовать в основном выразительные средства, присущие театру кукол.
Специфическая самобытность искусства театра кукол и в целом кукольного пространственно-временного искусства образуется не только и не столько благодаря куклам-актёрам, сколько в силу единой совокупности многих особенностей. Причём, одни особенности свойственны кукольному искусству, а другие являются общими для кукольного искусства и всех или некоторых других видов пространственно-временного искусства. Например, такие общие особенности, как
композиционное
построение драматургической основы
спектаклей
:
экспозиция
, завязка,
кульминация
,
развязка
(или финал без развязки). Кроме того, широко используются общие
жанры
, реалистические и художественно-условные формы,
пантомимический
и не пантомимический варианты сценических действий.
Вертеп
Традиционное общеевропейское рождественское кукольное представление, разыгрываемое в двухэтажном вертепном ящике, где на верхнем уровне изображалась история рождения
Христа
, а на нижнем — сцены из народной жизни. Первыми вертепниками были бурсаки-
семинаристы
. Аналоги вертепа в Польше — одноэтажная
шопка
, в Беларуси — трёхэтажная
батлейка
.
Куклы
Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления. Различают куклы-
марионетки
, тростевые, перчаточные, планшетные. Куклы могут иметь размер от нескольких сантиметров до 2—3 метров.
Различие в формах представлений обуславливается, чаще всего, национальными традициями страны; задачами, которые поставлены перед актёрами режиссёром-постановщиком спектакля, а также взаимосвязью кукол и актёров с художественным оформлением спектакля.
Для искусства кукольного театра характерны: способность отражать яркие черты характера человека, убедительность иносказания и образная нарицательность. Это определяет включение в репертуар театров кукол
сатирических
, а в ряде стран
Юго-Восточной Азии
— героико-патетических представлений
.
Виды кукол
Марионетка
(в том числе штоковая) — кукла, приводимая в движение актёром-кукловодом при помощи нитей, металлических прутьев или деревянных палочек.
Гиньоль
(петрушечная (перчаточная) кукла) — персонаж французского театра кукол, ярмарочного театра перчаточного типа.
— гапит закреплен вертикально, голова куклы изготавливается теми же способами, что и голова перчаточной. Точно так же надевается на руку актёра до локтя, что придает кукле значительную гибкость и подвижность.
— гапит закреплен горизонтально.
— получила своё название от тростей, при помощи которых актёр управляет руками куклы. Тростевая кукла не надевается вплотную на руку актёра, как кукла-петрушка, а только управляется ею изнутри. Руки тростевой куклы, имеющие сгибы во всех сочленениях, могут повторить большинство жестов, свойственных человеку.
— небольшая, малоподвижная кукла рождественского мистериального театра. Часто такие куклы не имеют ни рук, ни ног, а их лица — только намечены.
— театральная кукла, которая «умеет ходить» по планшету сцены. Некоторые разновидности планшетных кукол — паркетные куклы создаются в натуральный рост человека и выше и управляются ногами кукловода.
— применяются главным образом в эстрадно-концертных номерах. Мимика у такого рода кукол бывает утрированно комическая, и даже при самом умелом обращении с такой куклой в мимике всегда будет много случайного.
— плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который является сценой
театра теней
.
Тантамареска
— кукла с головой и, иногда, руками человека (кукловода) и кукольным телом. При помощи такой куклы отрабатывается мимика, эмоциональная выразительность речи и жестикуляция, выразительность движений.
Волынщик
и куклы, 1840. (Уличное представление кукольника в Италии)
Две перчаточные куклы
гиньоль
, 1927 год, Франция.
Кукла-марионетка
Театр кукол в психологии
В 1990-х годах
И. Я. Медведева
и
Т. Л. Шишова
создали методику психологической коррекции, названной «драматической психоэлевацией», рассчитанную на детей с трудностями поведения и общения. Главный инструмент этой методики — кукольный театр
[
источник не указан 462 дня
]
.
Инверсия в театре и танце
В театре и танце встречается инверсия образа куклы в изображении актёра или танцора, когда исполнитель намеренно имитирует движения куклы в целях создания художественного образа
.
Хореограф
Мариус Петипа
в
либретто
для
балета
«
Щелкунчик
» ввел персонаж —
принца
, которого злая
фея
превратила в деревянную куклу. Следуя либретто, танцор имитирует неловкие и угловатые движения куклы-щелкунчика
. В танце
брейк-данс
имитация движения
робота
или механической куклы является составной частью общего рисунка танца и одной из его отличительных черт. В разделе брейк-данса
Puppet
(от
англ.
puppet; кукла-марионетка
) — движения танцовщика представляют собой имитацию
кукол-марионеток
на верёвочках
.
Мариус Петипа. Мемуары балетмейстера, статьи и публикации о нём / Игнатенко А.. —
СПб.
: Союз художников, 2003. — 480 с. —
3000 экз.
Исаев А. М.
Практика брейк-данса. — М.: Литагент Ридеро, 2017. — 94 с. —
ISBN 978-5-4485-1604-7
.
Литература
Василькова А.Н.
Душа и тело куклы. Природа условности куклы в искусстве XX века. Театр, кино, телевидение. —
М.
: Аграф, 2003. — 224 с. — (Волшебная флейта). —
ISBN 5-7784-0226-0
.
Искусство театра кукол: основы теории: учебное пособие для высших и средних театральных учебных заведений. — Ленинград: Искусство, 1973. — 108 с.: ил.