Interested Article - Чернова, Наталья Юрьевна

Черно́ва, Ната́лья Ю́рьевна ( 6 января 1937 , Москва 1997 , Москва ) — российский балетовед , театральный критик, педагог, кандидат искусствоведения (1970) .

Биография

Окончила театроведческий факультет ГИТИСа в 1960 году .

Научный сотрудник Театрального музея им. А. А. Бахрушина , затем — заведующая отделом музыкального театра журнала «Театр» . Автор многочисленных публикаций о русском балетном романтизме, искусстве русских и советских балетмейстеров, а также об современных течениях в мировой хореографии, студийном движении, танцах на видеоэкране.

По её инициативе и при её непосредственном участии в 1984 году был издан сборник о выдающемся русском балетмейстере Касьяне Голейзовском . Также Наталья Юрьевна стала организатором первых в России видеофестивалей, посвящённых современному танцу.

С 1964 года научный (с 1989 — старший научный) сотрудник ВНИИ искусствознания (ныне Государственный институт искусствознания). В 1976 1980 годах преподавала историю балета в Московском хореографическом училище , с 1988 года — сценарную драматургию балета в ГИТИСе . Вела семинар балетных критиков при СТД , была членом жюри Всероссийского театрального фестиваля «Золотая Маска» .

Библиография

Книги

Наталья Чернова и Анжелен Прельжокаж
  • Н.Ю. Чернова. От Гельцер до Улановой. — М. : Искусство, 1979. — 240 с. — 25 000 экз.
  • Н.Ю. Чернова. Вступительная статья и составление // Касьян Голейзовский. Жизнь и творчество. — М. : ВТО, 1984. — 570 с. — 15 000 экз.
  • Н.Ю. Чернова. О балете. — Варшава, 1986.
  • Н.Ю. Чернова. Советский балет. — Токио, 1987.

Избранные статьи

  • Чернова Н. Продолжение жизни // Театральная жизнь : журнал. — М. , 1961. — № 23 .
  • Чернова Н. От Владимирова до Владимирова // Смена : журнал. — М. , 1968. — № 19 .
  • Чернова Н. «Контрасты». — М. .
  • Чернова Н. «На путях к трагедии». — М. : «Театр», 1973 . — № 7 .
  • Чернова Н. «Хосе Лимон и современный танец Америки». — М. : «Театр», 1974 . — № 2 .
  • Чернова Н. «Частное собрание Роберта Джоффри». — М. : «Театр», 1976 . — № 1 .
  • Чернова Н. Нина Владимировна Тимофеева // Книга-сборник «Мастера Большого театра». — М. : Советский композитор, 1976. — С. 580—589. — 696 с. — 15 000 экз.
  • Чернова Н. Балет. 1927—1947 // Книга-сборник «Большой театр СССР». Выпуск II. — М. : Советский композитор, 1976. — 471 с.
  • Чернова Н. Балет 1930—40-х // Книга-сборник «Советский балетный театр». — М. : Искусство, 1976. — 376 с. — 20 000 экз.
  • Чернова Н. «Панорама танца». — М. : журнал «Театр», 1977 . — № 6 .
  • Чернова Н. Книга-сборник «Вопросы театра». — Статья: «На современном этапе». — М. , 1977.
  • Чернова Н. Книга-сборник «Музыкальный современник». — Статья: «Путь "Спартака"». — М. , 1977.
  • Чернова Н. «Ангара». — М. : «Волжская коммуна», 10 декабря 1977 .
  • Чернова Н. «Здесь не одно воспоминанье ». — М. : журнал «Театр», 1978 =. — № 5 .
  • Чернова Н. Книга-сборник «Музыка и телевидение». — Статья: «В поисках контактов». — М. : Советский композитор, 1978. — 256 с. — 12 690 экз.
  • Чернова Н. Всесоюзная лаборатория балетмейстеров (Тбилиси, май 1978 года) // Музыка и хореография современного балета. — Л. : Музыка, 1979. — Т. 3. — С. 173—181. — 207 с.
  • Чернова Н. « Фокин ». — М. : « », 1980 . — № 6 .
  • Чернова Н. « Людмила Семеняка — Леди Макбет». — «Советский артист», 3 апреля 1981 .
  • Чернова Н. Книга-сборник «Театральная правда». — Статья: « Галина Уланова ». — 1981.
  • Чернова Н. « Касьян Голейзовский ». — М. : журнал «Музыкальная жизнь», 1982 . — № 3 .
  • Чернова Н. «Силуэты танца: Людмила Семеняка». — М. : «Музыкальная жизнь», 1982 . — № 23 .
  • Чернова Н. Книга-сборник «Советский музыкальный театр». — Статья: «О балетах больших и малых». — М. , 1982.
  • Чернова Н. Книга-сборник « Алексей Ермолаев . Статьи, воспоминания». — Статья: «Неистовый талант». — М. , 1982.
  • Чернова Н. «Ожившая музыка». — М. : «Правда» , 1 декабря 1984 .
  • Чернова Н. Книга-сборник «История театроведения народов СССР». — Статья: «Балет 1917—1941». — М. : Наука, 1985.
  • Чернова Н. « балетной комиссии». — М. : журнал «Советский балет», 1987 . — № 5 .
  • Чернова Н. «Что такое хорошо...». — М. : газета «Советская культура», 24 октября 1987 .
  • Чернова Н. Книга-сборник «Музыка и хореография современного балета». — Статья: «Большой театр и современная тема в 1940—1950-х». — Л. , 1987.
  • Чернова Н. «В московском балете щепкинской поры». — М. : журнал «Советский балет», 1989 . — № 1 .
  • Чернова Н. «Праздник состоялся». — М. : журнал «Советский балет», 1990 . — № 5 .
  • Чернова Н. «История одного соперничества». — М. : журнал «Советский балет», 1991 . — № 3 .
  • Чернова Н. «Послушаем молодых критиков». — М. : журнал «Советский балет», 1991 . — № 4 .
  • Чернова Н. «Сумятица. Балетная молодежь: поколение, которого не будет». — М. : Литературная газета , 25 декабря 1991 .
  • Чернова Н. «А если бы он уехал». — М. : « », 1992 . — № 2 .
  • Чернова Н. «Век нынешний и век минувший». — М. : журнал «Театр», 1992 . — № 3 .
  • Чернова Н. «Хореограф на все времена». — М. : журнал «Балет», 1993 . — № Спецвыпуск — Мариус Петипа .
  • Чернова Н. «Заметки «очевидца» о русском модерне и русском балете». — М. : журнал «Театр», 1993 . — № 5 .
  • Чернова Н. «Седьмой раз в Берне». — М. : журнал «Балет», 1994 . — № 1 .

Литература

Губайдулина Е. Наталья Юрьевна // журнал « ». 1997 . № 6.

Цитаты

Рецензия на постановки спектаклей « Борис Годунов », « », « Ромео и Джульетта » и « Серенада » в газете « Правда »:

«Именно „ Борис Годунов “ заставил задуматься о том, как необходимо современной оперной режиссуре искать суть мироощущения автора, из которого рождается его стиль, само зерно произведения, а отсюда и образы спектакля, их решение на сцене. Из народной драмы Мусоргского режиссёр изъял буйство и живость массовых сцен, заменил их статичной концертностью, снивелировал знаменитую, блистательно выписанную в опере толпу… Участие Лавровского в спектаклях как хореографа возродило интерес публики, и он получил возможность для осуществления собственных творческих замыслов — балетов „ Ромео и Джульетта “ и „ “. В одноактном балете „Ромео и Джульетта“ Лавровский нашёл новые режиссёрские решения внутри спектакля, новые способы раскрытия конфликта. Вопрос , режиссуры, также как и взаимоотношений с музыкальной основой, стал самым острым в работе балетмейстера. В свободной интерпретации известной оперы Гершвина „ Порги и Бесс “, в интересом образном решении художника Мураза Мурваниндзе , много находок и удачных сцен, балетмейстер использовал основной приём рассказа о калеке Порги, любящем „негритянскую Кармен“ Бесс. За Бесс реальной стоит Бесс-мечта… Балет „ Серенада “ П.Чайковского отмечена гением великого хореографа XX века Баланчина и знаменует творческое возвращение балетмейстера к себе на родину. Этот лирико-драматический балет, требующий проникновения в содержательный хореографический стиль, Александр Плисецкий перенёс на сцену с такой любовью, тщательностью и пониманием, что спектакль стал большим событием».

Н. Ю. Чернова, кандидат искусствоведения

Примечания

  1. [www.pro-ballet.ru/html/4/4ernova.html Чернова, Наталья Юрьевна] // Русский балет: Энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, Согласие, 1997.
  2. Н.Ю.Чернова. «Ожившая музыка» // « Правда ». — 1 декабря 1984.
Источник —

Same as Чернова, Наталья Юрьевна