Мари́я Алекса́ндровна Алекса́ндрова
(
20 июля
1978
,
Москва
) — российская артистка
балета
,
прима-балерина
Большого театра
(до 2 февраля 2017).
Народная артистка РФ
(
2009
), лауреат премии «
Золотая маска
» (
2004
).
Биография
Начала заниматься танцем в детском ансамбле «
», в 1988 году поступила в
Московскую академию хореографии
. Училась в одном классе с
Ниной Капцовой
. В младших классах её педагогом по классическому танцу была Людмила Коленченко, в средних — Лариса Добржан, в старших — ректор академии
Софья Головкина
. В 1995 году участвовала в конкурсе
Евровидение для молодых танцоров
и стала его финалисткой. На выпускном концерте участвовала в Гран па из балета «
Пахита
», также танцевала
на музыку Обера с артистом Большого театра
Николаем Цискаридзе
, партнёрство с которым сложилось у неё ещё в школе. После выпуска была оставлена в академии ещё на один год стажёркой.
В июне 1997 года участвовала в
Московском конкурсе артистов балета
, где получила I премию и золотую медаль в категории «солистки». На завершительном гала-концерте танцевала Гран па Обера вместе с Николаем Цискаридзе, также получившим I премию конкурса. Тогда же была зачислена в балетную труппу
Большого театра
.
Последние годы была
прима-балериной
Большого театра
из которого уволилась по собственному желанию 2 февраля 2017 года
. С этого момента работает в
Большом
по контракту
.
Репертуар
Сценическая практика МГАХ
В школе танцевала сначала
па-де-труа
из балета «
Щелкунчик
» (хореография В. И. Вайнонена), Куколку в «
Коппелии
», позднее — номер «Журавли» (хор. Г. А. Майорова), вариации из балета «Пахита»,
па-де-де
из «Коппелии» (
Франц
—
Дмитрий Гуданов
), Классическое па-де-де на музыку Адана (хор. Л. М. Лавровского), Большое классическое па на музыку Обера (хор. В. И. Гзовского), Седьмой вальс в «
Шопениане
» (партнёр в дуэтах — выпускник 1992 года
Николай Цискаридзе
).
-
1997 год
Московский конкурс артистов балета
Вариации Гамзатти («Баядерка») и Сванильды («Коппелия») — I тур, вариации Маши («Щелкунчик») и Эсмеральды, современный номер
Tutu
(«Пачка», хор.
Николая Огрызкова
) — II тур, вариация Одиллии («Лебединое озеро») и вариация из Гран па Обера — III тур, Гран па Обера (партнёр — Николай Цискаридзе) — гала-концерт конкурса.
Большой театр
-
Царица бала
, «Фантазия на тему Казановы» на музыку В. А. Моцарта, хореография М. Л. Лавровского
-
Гран па (1-я вариация)
, «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа и А. Горского в редакции Ю. Григоровича
-
Мирта
, «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа в редакции В. Васильева (позднее — в редакции Ю. Григоровича)
-
Фрейлины
, «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
-
1998 год
-
Уличная танцовщица
, «Дон Кихот» Л. Минкуса
-
Фея Смелости
, «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
-
«
» на музыку Л. Ето, Н. Ямагучи и А. Тоша, хореография А. Ратманского
-
1999 год
-
Три вариации в картине «Тени», «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
-
Три дриады
, «Дон Кихот» Л. Минкуса
-
Солистка
**, III часть «Симфонии до мажор», музыка Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина
-
Мазурка
, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина
-
Кобылицы
, «Конёк-горбунок» Р. Щедрина, хореография Н. Андросова
-
2000 год
-
Императрица
, «
» на музыку Л. ван Бетховена и Г. Малера, хореография Б. Эйфмана
-
Китри
, «Дон Кихот», хореография М. Петипа и А. Горского в редакции А. Фадеечева
-
Рамзея
*,
вариация Конго
, «
Дочь фараона
» Ц. Пуни, хореография П. Лакотта
-
Гамзатти
, «Баядерка»
-
2001 год
-
Одиннадцатый вальс
, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина
-
Сверстница принца, Испанская невеста
, «Лебединое озеро» П. Чайковского, вторая редакция Ю. Григоровича (была в числе первых исполнителей)
-
2002 год
-
Эгина
, «Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича
-
Сильфида
, «Сильфида» Г. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. М. фон Розен
-
2003 год
-
Классическая танцовщица
*, «
Светлый ручей
» Д. Шостаковича, хореография А. Ратманского (удостоена премии «Золотая маска» за эту партию)
-
Клеманс
, «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
-
Эсмеральда
, «
» М. Жарра, хореография Р. Пети
-
Мехмене Бану
, «Легенда о любви» А. Меликова, хореография Ю. Григоровича
-
Аспиччия
, «Дочь фараона» Ц. Пуни, хореография П. Лакотта
-
Джульетта
*, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, постановка Д. Доннеллана и Р. Поклитару
-
2004 год
-
Фея Сирени
, «Спящая красавица» М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
-
Па де де на музыку Чайковского
, хореография Д. Баланчина
-
Леа
, «Леа» на музыку Л. Бернстайна, хореография А. Ратманского (вторая редакция)
-
Гермия
**, «
» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди и Д. Лигети, хореография Д. Ноймайера
-
2005 год
-
Мельничиха
**, «
Треуголка
» М. де Фальи, хореография Л. Мясина
-
Одетта-Одиллия
, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, редакция Ю. Григоровича
-
Солистка
**, «
» И. Стравинского, хореография А. Ратманского
-
Раймонда, «
Раймонда
» М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
-
2006 год
-
Кармен
. «
Кармен-сюита
» Ж. Бизе — Р. Щедрина, хореография А. Алонсо
-
2007 год
-
Солистка
*,
Misericordes
на музыку А. Пярта, хореография К. Уилдона
-
Солистка
, «В комнате наверху» Ф. Гласса, хореография Т. Тарп
-
Медора
, «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, редакция А. Ратманского и Ю. Бурлаки
-
Солистка
, «Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография А. Мессерера
-
Ученица
, «
» Ж. Делерю, хореография Ф. Флиндта
-
2008 год
-
Жанна
*, «
Пламя Парижа
» Б. Асафьева, хореография А. Ратманского с использованием фрагментов спектакля В. Вайнонена
-
Вариация
*,
Пахита
, Большое классическое па из балета «
Пахита
», хореография М. Петипа в редакции Ю. Бурлаки
-
2009 год
-
Сванильда
**, «Коппелия» Л. Делиба, хореография М. Петипа и Э. Чекетти в редакции С. Вихарева
-
Никия
, «Баядерка» (дебютировала на гастролях театра в США)
-
Эсмеральда
*, «Эсмеральда» Ц. Пуни, постановка Ю. Бурлаки и В. Медведева по М. Петипа и А. Вагановой
-
2010 год
-
Графиня
, «
» на музыку П. Чайковского, хореография Р. Пети
-
Принцесса Аврора
, «Спящая красавица» М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
-
2012 год
-
Дуэт
,
Dream of Dream
на музыку С. Рахманинова, хореография Й. Эло
-
Главная Мочалка
*, «Мойдодыр» Е. Подгайца, хореография Ю. Смекалова
-
2013 год
-
Плита, вальс, пылесосы
, «
» на музыку Fleshquartet, постановка М. Эка
-
2014 год
-
Катарина
, «Укрощение строптивой» на музыку Д. Шостаковича, хореография Ж.- К. Майо
-
2016 год
-
Цезония
, Калигула, в Губернском театре, реж.-хореограф — Сергей Землянский
(*) — первая исполнительница партии
(**) — первая исполнительница партии на сцене Большого театра
Признания и награды
Примечания
-
(рус.)
.
Lenta.ru
(3 февраля 2017). Дата обращения: 3 февраля 2017.
3 февраля 2017 года.
-
// Журнал "Огонёк". — 2017-11-13. —
С. 35
.
1 июля 2018 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 19 августа 2022. Архивировано из
19 августа 2022 года.
Литература
-
. Дитя любви Жизель. // «Культура», 15 января 1998.
-
Татьяна Рассказова. Мария Александрова: Люди интригуют исключительно по слабости. // «Огонёк» № 29, 19-25 июля 2004, стр. 43—45.
-
Андрей Тажиев, Евфрасина Лаврухина, Катарина Кочик. Проект «Метаморфозы» // «Домовой», январь 2005.
-
Боди-арт: люди в красках. Антология русского боди-арта (художественный альбом, составители Андрей Бартенев и Игорь Исаев.
Ссылки
-
-
-
-
// телеканал «Культура», 2009 год.
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|