Ната́лья Петровна О́сипова
(род.
18 мая
1986
,
Москва
) — российская
артистка балета
, солистка Большого театра в 2004—2011 годах, прима-балерина
Михайловского театра
(с 2011),
Американского театра балета
и
Королевского балета
.
Биография
С пятилетнего возраста занималась спортивной гимнастикой, но в 1993 году получила травму, и занятия спортом пришлось прекратить. Тренеры порекомендовали родителям отдать дочь в балет
. Обучалась в
Московской государственной академии хореографии
(класс
ректора
Марины Леоновой
). После окончания в 2004 году вошла в балетную труппу Большого театра, дебютировав 24 сентября 2004 года. C 18 октября 2008 года — ведущая солистка, с 1 мая 2010 года — прима-балерина
Большого театра
. Репетировала под руководством народной артистки СССР
Марины Кондратьевой
.
В 2007 году на гастролях Большого театра в Лондоне на сцене театра
Ковент Гарден
балерина была тепло встречена британской публикой и получила Британскую Национальную премию в области танца, присуждаемую Сообществом критиков (
Critics' Circle National Dance Awards
) за 2007 год — как лучшая балерина в разделе «классический балет».
В 2009 году, по рекомендации
Нины Ананиашвили
, стала приглашённой балериной
Американского театра балета
(
Нью-Йорк
), выступив на сцене нью-йоркской
Метрополитен-опера
в заглавных партиях балетов «Жизель» и «Сильфида»; в 2010 году вновь принимала участие в спектаклях АБТ на сцене Метрополитен-оперы в партиях Китри в балете «Дон Кихот», Джульетты в балете «Ромео и Джульетта» Прокофьева (хореография К. МакМиллана), Авроры в «Спящей красавице» Чайковского (постановка К. МакКензи; партнер
Дэвид Холберг
).
В 2010 году состоялись дебюты в
Гранд Опера
(Клара в «Щелкунчике», Балерина в «Петрушке») и
Ла Скала
(Китри в «Дон Кихоте»), выступление в
Лондонской королевской опере
(Медора в «Корсаре»).
В 2011 году исполнила партию Катарины в балете «Укрощение строптивой» на музыку Д. Скарлатти (хореография Дж. Крэнко) с балетом
Баварской государственной оперы
. Дважды принимала участие в международном балетном фестивале «Мариинский», исполнив партии Китри в балете «Дон Кихот» и Жизели в одноименном балете.
С 1 декабря 2011 года — прима-балерина
Михайловского театра
.
С декабря 2012 года — приглашенная солистка Лондонского Королевского балета, станцевала в этом качестве три «Лебединых озера» с
Карлосом Акостой
. В том же октябре она — единственная приглашенная балерина среди штатных артистов Королевской труппы — участвовала в гала-концерте в честь бриллиантового юбилея королевы Елизаветы II.
Являлась прима-балериной Американского театра балета
.
В апреле 2013 года Наталья Осипова заключила постоянный контракт и стала прима-балериной
лондонского Royal Ballet
. И по состоянию на январь 2021 года по-прежнему выступает в этом качестве.
Репертуар
Большой театр
-
Вставное па-де-де
, «
Жизель
»
А. Адана
, хореография
Ж. Коралли
, Ж. Перро,
М. Петипа
в редакции
Ю. Григоровича
-
Нэнси
, «
Сильфида
» Х. С. Левенскольда, хореография
А. Бурнонвиля
в редакции Э. М. фон Розен
-
одиннадцатый вальс, «
Шопениана
» на музыку Ф. Шопена, хореография
М. Фокина
-
Испанская кукла
, «
Щелкунчик
»
П. Чайковского
, хореография Ю. Григоровича
-
Горчичное зерно
, «Сон в летнюю ночь» на музыку
Ф. Мендельсона-Бартольди
и Д. Лигети в постановке Дж. Ноймайера
-
Испанская невеста
, «
Лебединое озеро
» П. Чайковского во второй редакции Ю. Григоровича (использована хореография М. Петипа,
Л. Иванова
, А. Горского)
-
солистка
, «
Пассакалия
» на музыку
А. Веберна
, хореография
Р. Пети
-
машинистки
, «
Болт
»
Д. Шостаковича
в постановке
А. Ратманского
-
четыре дриады
,
I вариация
в Гран-па, «
Дон Кихот
» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева
-
Золушка
, «
Спящая красавица
» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
-
Легкомыслие
, «
Предзнаменования
» на музыку П. Чайковского, хореография
Л. Мясина
-
Солистка канкана
, «
Парижское веселье
» на музыку
Ж. Оффенбаха
в обработке М. Розенталя, хореография Л. Мясина
-
Китри
, «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева
-
солистка III части
, «
Симфония до мажор
» на музыку Ж. Бизе, хореография
Дж. Баланчина
-
II вариация в картине «Тени»
, «
Баядерка
» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
-
солистка
, «Игра в карты»
И. Стравинского
, хореография А. Ратманского
-
солисты вальса, Осень
, «
Золушка
»
С. Прокофьева
, хореография Ю. Посохова, режиссёр Ю. Борисов
-
Рамзея, Аспиччия
, «
Дочь фараона
»
Ц. Пуни
, хореография
П. Лакотта
-
Манька Фарт
, «
Болт
» Д. Шостаковича, хореография А. Ратманского
-
Гамзатти
, «
Баядерка
» (дебют состоялся на гастролях театра в Монте-Карло)
-
солистка
, «
Серенада
» на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Баланчина
-
солистка
, «В комнате наверху» Ф. Гласса, хореография Т. Тарп
-
Классическая танцовщица
, «
Светлый ручей
» Д. Шостаковича, хореография А. Ратманского
-
«
Средний дуэт
» на музыку
Ю. Ханона
, хореография А. Ратманского
-
солистка
, «Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография
А. Мессерера
-
Одалиска
, «
Корсар
» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки
-
Жизель
, «
Жизель
» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
-
Сильфида
, «
Сильфида
» Х. С. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Й. Кобборга
-
Медора
, «
Корсар
», хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки
-
Жанна
, «
Пламя Парижа
»
Б. Асафьева
, хореография А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена
-
пара в красном
, «Русские сезоны» на музыку
Л. Десятникова
, хореография А. Ратманского
-
вариация
, Гран-па из балета «
Пахита
», хореография М. Петипа, редакция Ю. Бурлаки
-
Сванильда
, «
Коппелия
»
Л. Делиба
, хореография М. Петипа и Э. Чекетти, редакция С. Вихарева
-
Никия
, «
Баядерка
» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, редакция Ю. Григоровича
-
Эсмеральда
, «
Эсмеральда
» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, А. Вагановой, постановка и новая хореография
Ю. Бурлаки
, В. Медведева
-
солистка
**, «Рубины» на музыку И. Стравинского, хореография Дж. Баланчина
-
па-де-де, «Herman Schmerman» Т. Виллемса, хореография У. Форсайта
-
Корали
*, «
Утраченные иллюзии
» Л. Десятникова, хореография А. Ратманского
Михайловский театр
-
2011 —
принцесса Аврора
, «Спящая красавица», хореография
Начо Дуато
-
2012 —
Джульетта*
, «
Ромео и Джульетта
» С. Прокофьева, хореография
Начо Дуато
-
2012 —
Лауренсия
, «
Лауренсия
», хореография Вахтанга Чабукиани в редакции Михаила Мессерера
-
2012 —
Никия
, «
Баядерка
», хореография Мариуса Петипа в редакции Михаила Мессерера
-
2012 —
Китри
, «Дон Кихот», хореография Александра Горского по балету Мариуса Петипа, редакция Михаила Мессерера
-
2012 —
Одетта—Одиллия
, «
Лебединое озеро
», хореография М. Петипа, Л. Иванова и А. Горского в редакции Михаила Мессерера
В других театрах
-
Клара
, «
Щелкунчик
» П. Чайковского, хореография
Р. Нуриева
(
Парижская Опера
)
-
принцесса Аврора
, «
Спящая красавица
» П. Чайковского, редакция и новая хореография К. Маккензи (
ABT
)
-
Джульетта
, «
Ромео и Джульетта
»
С. Прокофьева
, хореография
К. Макмиллана
(
ABT
)
-
Кармен
, «
Кармен-Сюита
», хореография А. Алонсо (
Мариинский театр
)
-
Эсмеральда
, «Notre Dame de Paris» М. Жарра, хореография
Ролана Пети
(Миланский театр
Ла Скала
)
-
Китри
, «
Дон Кихот
» Л. Минкуса, хореография
Р. Нуриева
(Миланский театр
Ла Скала
)
-
Солистка**,
«Другие танцы» на музыку Фридерика Шопена, хореография
Джерома Роббинса
(
Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко
)
-
Мари
, «
Щелкунчик
»
П. И. Чайковского
, хореография Василия Вайнонена (
Новосибирский театр оперы и балета
)
-
Эгина**
, «Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Н. Григоровича (
Баварский государственный балет
)
-
Катарина
, «Укрощение строптивой» Д. Скарлатти, хореография Дж. Крэнко (
Баварский государственный балет)
-
Джульетта,
«
Ромео и Джульетта
»
С. Прокофьева
, хореография К. Макмиллана (Пермский театр оперы и балета)
-
Мари
, «
Щелкунчик
» П. Чайковского, хореография Алексея Мирошниченко (Пермский театр оперы и балета)
-
Жар-птица
, «Жар-птица» И. Стравинского, хореография Алексея Мирошниченко (Пермский театр оперы и балета)
-
Мехмене Бану
, «
Легенда о любви
» А. Меликова, хореография Ю. Н. Григоровича (
Мариинский театр
)
-
Айседора Дункан
. «Айседора» на музыку
С. Прокофьева
к балету «
Золушка
», хореография Владимира Варнавы.
Королевский балет
-
(*) — первая исполнительница партии.
(**) — первая исполнительница партии при постановке в данном театре.
Награды и премии
-
2003 — Гран-при Международного балетного конкурса «Приз Люксембурга».
-
2005 — III премия
Международного конкурса артистов балета и хореографов
в Москве
-
2007 — приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда»
-
2007 — приз немецкого журнала «Ballettanz», по результатам опроса около сорока балетных обозревателей из 17 стран Европы, проведенного в конце 2007 года была названа «Танцовщицей года».
-
2008 — Британская Национальная премия в области танца, присуждаемая Сообществом критиков (National Dance Awards Critics' Circle) — лучшая балерина 2007 года в разделе «Классический балет».
-
2008 — премия «
Золотая маска
» за выступление в балете «В комнате наверху» Ф. Гласса в постановке Твайлы Тарп (сезон 2006/07)
-
2008 — премия Леонида Мясина (
Позитано
,
Италия
), в категории «За значимость таланта»
-
2009 — Специальная премия жюри «
Золотой маски
» — за лучший дуэт в балете «Сильфида» (вместе с Вячеславом Лопатиным)
-
2009 — приз Международной ассоциации деятелей хореографии «
Benois de la dance
» за исполнение партий Сильфиды, Жизели, Медоры в «Корсаре» и Жанны в «Пламени Парижа»
-
2010 — Международная балетная премия «
Dance Open
» в номинации «Мисс Виртуозность»
-
2011 — Британская Национальная премия в области танца, присуждаемая Сообществом критиков (National Dance Awards Critics' Circle) — лучшая балерина 2010 года в разделе «Классический балет».
-
2011 — Гран-при Международной балетной премии «
Dance Open
».
Литература
-
Марина Лапина.
Страсти по Наташе. Мемуары. Свидетельства. Критика
(рус.)
. —
М.
, 2022. — 450 с.
Примечания
-
(неопр.)
. Дата обращения: 14 июня 2011.
18 июня 2011 года.
-
от 8 января 2012 на
Wayback Machine
на сайте Михайловского театра
-
(неопр.)
. Дата обращения: 14 мая 2013.
9 июня 2013 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 14 мая 2013.
24 апреля 2013 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 14 мая 2013.
30 июля 2014 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 24 мая 2022.
24 мая 2022 года.
Ссылки
-
на сайте Михайловского театра
-
Александр Фирер.
(неопр.)
. Российская газета № 4578 (1 февраля 2008). Дата обращения: 3 мая 2010.
29 января 2009 года.
-
Наталия Звенигородская.
(неопр.)
. Независимая газета (22 апреля 2010). Дата обращения: 3 мая 2010.
25 апреля 2010 года.
-
Татьяна Кузнецова.
(неопр.)
. Коммерсантъ-Weekend № 42 (88) (31 октября 2008). Дата обращения: 3 мая 2010.
18 ноября 2011 года.
-
Андрей Тажиев, Владимир Клавиха-Телепнев. Журнал «Домовой». Очерк о балерине Натальи Осиповой в рамках специального проекта «Жар-птицы», 2008, март, стр. 45-46.
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Тематические сайты
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
В библиографических каталогах
|
|