Interested Article - Пробуждение Флоры

«Пробуждение Флоры» — анакреонитический балет в одном действии (1894). Либретто М. И. Петипа и Л. И. Иванова . Музыка Р. Е. Дриго . Хореография Петипа .

История создания и сценическая судьба

Балет сочинялся весной — летом 1894 г. и был впервые показан на парадном спектакле по случаю бракосочетания великого князя Александра Михайловича и великой княжны Ксении Александровны в Петергофе 28 июля 1894 г. «Пробуждение Флоры» шло во втором отделении программы, в первом давался 2-й акт из оперы Ш. Гуно «Ромео и Джульетта» .

В следующем театральном сезоне спектакль был показан на сцене Мариинского театра (премьера — 8 января 1895 г. ). В различные годы партии в нём исполняли выдающиеся артисты: А. П. Павлова , Т. П. Карсавина , Э. Вилль (Флора), М. М. Фокин (Аполлон), Г. Г. Кякшт (Зефир), А. Я. Ваганова , Б. Ф. Нижинская (Геба) и др. Весной 1919 г. по решению Директории Государственного Мариинского театра «Пробуждение Флоры» попало в число балетов, подлежавших исключению из репертуара .

В наши дни спектакль целиком и фрагменты из него (Pas de quatre «Розарий») восстанавливался балетмейстерами С. Г. Вихаревым и Ю. П. Бурлака (см. ниже )

Фиксация оригинальной хореографии

В начале XX в.оригинальная хореография «Пробуждения Флоры» была записана по системе записи танца В. И. Степанова . В 1918 г. хореографическая нотация балета, в числе других документов, была вывезена в за рубеж бывшим режиссёром балета Мариинского театра Н. Г. Сергеевым . Ныне она находится в составе «Коллекции Сергеева» и хранится в библиотеке Гарвардского университета . Использовалась как источник в постановках Бурлака и Вихарева.

Содержание

Либретто «Пробуждения Флоры» основано на мотивах античной мифологии. Балет не имеет четко выстроенной фабулы и сводится к ряду выходов и танцевальных номеров. Американский искусствовед Дж. Р. Уайли рассматривал изображаемое в нём постепенное наступление дня как метафору бракосочетания, к которому была приурочена премьера .

«Ежегодник императорских театров» на сезон 1893/94 гг. следующим образом излагает содержание спектакля:

Сцена 1-я. Ночь. Флора и её нимфы в глубоком сне; Диана, богиня ночи, охраняет их покой. С приближением рассвета в воздухе чувствуется свежесть. Диана скрывается в облаках.

Сцена 2-я. Над местностью бурно проносится Аквилон; его холодное дуновение пробуждает спящих и заставляет их искать убежища в листве. Появление холодной росы приводит Флору в отчаяние, и она умоляет Аврору прийти к ним на помощь.

Сцена 3-я. Аврора утешает Флору нежными ласками и объявляет, что за нею следует бог дня — Аполлон, который положит конец их мучениям.

Сцена 4-я. При появлении лучезарного Аполлона все оживает. Восхищенный красотою богини цветов, он целует её. По зову бога дня, легкий и нежный ветерок, Зефир, летит в объятия своей возлюбленной — Флоры. «Ты должна быть его подругой», говорит Аполлон, «такова воля богов». Все в восторге; Купидон, амуры и нимфы радуются счастью влюбленных.

Сцена 5-я. Меркурий, посланник богов, возвещает о прибытии Ганимеда и Гебы, которые подносят Флоре и Зефиру чашу с нектаром и объявляют, что Юпитер дарует им вечную юность.

Сцена 6-я. Шествие. Колесница Бахуса и Ариадны, сопровождаемая вакханками, сатирами, фавнами, сильванами и друг.

Апофеоз. Открывается Олимп ; здесь появляются Юпитер, Юнона, Нептун, Вулкан, Минерва, Церера, Марс, Плутон, Прозерпина, Венера и друг.

Постановки

Оригинальный спектакль Петипа

  • 28 июля 1894 г. — парадный спектакль по случаю бракосочетания Великой Княжны Ксении Александровны и Великого Князя Александра Михайловича, Петергоф.

Художники — М. И. Бочаров (декорации), Е. П. Пономарев (костюмы), аксессуарные вещи по эскизам П. П. Каменского. Дирижёр — Дриго. Исполнители: Флора — М. Ф. Кшесинская ; Диана — А. Х. Иогансон ; Аврора — Леонова; Аполлон — П. А. Гердт ; Зефир — Н. Г. Легат ; Аквилон — А. А. Горский ; Купидон — В. А. Трефилова ; Меркурий — С. Г. Легат ;Ганимед — Литавкин; Геба — К. М. Куличевская .

В апофеозе: Юпитер — Аистов, Юнона — Оголейт 1-я, Нептун — Воронков 1-й, Вулкан — Булгаков, Минерва — Бастман, Церера — Горячева, Марс — Яковлев, Плутон — Гиллерт, Прозерпина — Хомякова, Венера — Давыдова, Психея — Михайлова и др .

Дирижёр и исполнители те же .

Современные реконструкции балета и его фрагментов

  • 15 ноября 2004 г. — Большой театр , в рамках «Мастерской новой хореографии». Реконструкция Pas de quatre «La Roseraie» («Розарий») — композиции, составленной по мотивам балета Петипа.

Хореограф-постановщик — Бурлака. Костюмы по эскизам Пономарева (1894). Исполнители: Флора —М. Богданович; Аврора — А. Никулина; Диана — А. Сташкевич; Геба — Е. Кулаева.

  • 12 апреля 2007 г. — Мариинский театр. Реконструкция спектакля 1894 г.

Хореограф-постановщик — Вихарев. Художник-постановщик и исполнитель декораций — М. Шишлянников, ассистент художника-постановщика — А. Севбо, художник по костюмам — И. Коровина, художник по свету — В. Лукасевич. Дирижёр-постановщик — П. А. Бубельников . Ответственный концертмейстер — Л. Свешникова. Исполнители: Флора — Е. Осмолкина (затем — Е. В. Образцова ); Аврора — Я. Селина; Диана — Св. Иванова; Амур — В. Мартынюк; Зефир — Ф. Степин (затем — А. Г. Фадеев , Вл. Шкляров); Аполлон — В. Баранов (затем — М. Чащегоров); Аквилон — С. Кононенко; Меркурий — А. Тимофеев; Геба — Н. Шарапова.

Постановка осуществлена при поддержке Фонда Друзей Мариинского театра (Германия).

Спектакль был выдвинут на соискание национальной театральной премии «Золотая маска» в номинациях «Балет / спектакль», «Балет / Работа балетмейстера» (Вихарев), «Балет / Лучшая женская роль» (Осмолкина) и стал победителем в двух из них («спектакль» и «работа балетмейстера») .

Хореограф-постановщик — Бурлака. Художники-декоратор — А. Пикалова, художник по костюмам — Е. Зайцева. Исполнители: Ю. Шамарова, Е. Тихонова, О. Шемякина, Н. Большина.

  • 11 июня 2014 г. — Мариинский театр, в рамках выпускного спектакля Академии русского балета им. А. Я. Вагановой . Pas de quatre «La Roseraie» («Розарий») Хореограф-постановщик — Бурлака. Исполнители: А. Кирная, О. Рудницкая, Н. Цхвитария, А. Лукина.

Примечания

  1. Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи. / Сост. и авт. прим. А.Н. Нехендзи.. — Л. : Искусство, 1971. — С. 384.
  2. Ежегодник императорских театров. Сезон 1893 – 1894 гг. (четвертый год издания) / Ред. А.Е. Молчанов. — СПб. : Типография Императорских театров, 1895. — С. 419, 425 — 426.
  3. Ежегодник императорских театров. Сезон 1894 – 1895 гг. (пятый год издания) / Ред. А.Е. Молчанов. — СПб. : Типография Императорских театров, 1896. — С. 198.
  4. Добровольская Г.Н. Федор Лопухов / Добровольская Г.Н. — Л. : Искусство, 1976. — С. 63.
  5. [www.pro-ballet.ru/html/s/sergeev.html Сергеев] . Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997 .
  6. . Дата обращения: 9 февраля 2015. Архивировано из 9 февраля 2015 года.
  7. Wilye J.R. The Life and Ballets of Lev Ivanov choreographer of The Nutcracker and Swan Lake / J.R. Wilye. — Oxford: Claredon Press, 1997. — С. 167.
  8. Ежегодник императорских театров. Сезон 1893 – 1894 гг. (четвертый год издания). / Ред. А.Е. Молчанов. — СПб. : Типография Императорских театров, 1895. — С. 426—427.
  9. Ежегодник императорских театров. Сезон 1893 – 1894 гг. (четвертый год издания). / Ред. А.Е. Молчанов. — СПб. : Типография Императорских театров, 1895. — С. 419 – 430.
  10. Ежегодник императорских театров. Сезон 1894 – 1895 гг. (пятый год издания). / Ред. А.Е. Молчанов. — СПб. : Типография Императорских театров, 1896. — С. 198, 200.
  11. Золотая маска. Российская национальная театральная премия и фестиваль . Дата обращения: 9 февраля 2015. Архивировано из 3 августа 2016 года.
  12. . Золотая маска. Российская национальная театральная премия и фестиваль . Дата обращения: 9 февраля 2015. 23 января 2015 года.
Источник —

Same as Пробуждение Флоры