Interested Article - Дидона и Эней

« Дидо́на и Эне́й » ( англ. Dido and Aeneas ) (Z. 626) — опера в трёх действиях английского барочного композитора Генри Пёрселла , либретто Наума Тейта по поэме (четвёртой книге) Вергилия « Энеида », рассказывающей историю Энея, легендарного троянского героя. Первое известное представление оперы состоялось в женской школе в Лондоне не позже лета 1688 года. Считается выдающейся оперой Пёрселла . Единственное его произведение для музыкального театра без разговорных диалогов и первая полная опера.

Действующие лица

Партия Голос
Дидона сопрано или меццо-сопрано
Эней тенор или баритон
Белинда сопрано
Вторая служанка сопрано или меццо-сопрано
Колдунья контральто , контратенор или бас
Первая ведьма меццо-сопрано
Вторая ведьма меццо-сопрано
Дух в образе Меркурия сопрано или контратенор
Первый моряк тенор

Либретто

До «Дидоны и Энея» Пёрселл сочинил музыку для нескольких театральных постановок: девять пьес для «Теодозиуса или Силы Любви» Натаниэля Ли (1680) и восемь песен к «Предпочтению дурака» ( A Fool’s Preferment , 1688) . Он также написал песни для двух пьес Наума Тейта (будущего автора либретто «Дидоны и Энея»), «Сицилийский узурпатор» ( The Sicilian Usurper , 1680) и Cuckold-Haven (1685). «Дидона и Эней» стала для Пёрселла первой полной оперой и тесно связана с английской традицией .

Основанная на пьесе Наума Тейта «Брут из Альбы, или Очарованные любовники» ( Brutus of Alba, or The Enchanted Lovers , ), опера, вероятно, представляет собой аллегорию . Во вводной части радостная весть о браке между двумя монархами (возможно, указание на брак Вильгельма и Марии ). В стихотворении, написанном около 1686 года, Тейт изображал Якова II , который, как Эней, был введён в заблуждение хитростью Колдуньи и её помощниц ведьм (представлявших римский католицизм — распространённая метафора того времени) и отказался от Дидоны, символизирующей британский народ. Та же самая символика могла быть повторена в опере . Это объясняет добавление таких персонажей, как Колдунья и ведьмы, которых нет в « Энеиде » Вергилия . Особенный драматизм ситуации придаёт то обстоятельство, что Эней следовал не воле богов, а был обманут духами.

Несмотря на то, что опера — трагедия, в действие введены более лёгкие сцены, такие как песня Первого моряка Take a boozy short leave… Эллен Харрис полагает, что грубость и цинизм песни подчеркивают «мораль» истории: молодые женщины не должны уступить авансам и обещаниям горячих молодых людей :17 .

Партитура

Авторская партитура оперы не сохранилась, единственная рукопись XVII века, дошедшая до наших дней, — либретто (возможно оригинал). Самая старая партитура «Дидоны и Энея», находящаяся ныне в Бодлианской библиотеке , была переписана не ранее 1750 года, спустя более чем шестьдесят лет после того, как была создана опера :239 . Ни один из более поздних источников не следует подразделениям либретто на акты, утрачена музыка Пролога. Пролог, конец сцены в роще (акт 2) и несколько танцев, вероятно, были потеряны, когда оперу поделили на части, которые заполняли время между актами театральных пьес в первом десятилетии XVIII века :239-245 .

Ария «Ах, Белинда» была издана первой в , сборнике произведений Пёрселла . Самой же известной стала ария «Когда меня положат в землю» («Плач Дидоны»). Обе арии построены как плач на основе бассо остинато . «Плач Дидоны» исполнялся артистами, далёкими от классической оперной школы, например, Клаусом Номи ( Death ), Эн Брун и Джеф Бакли. Были выполнены аранжировки арии, она многократно использовалась, в том числе в музыкальном оформлении мини-сериала HBO « Братья по оружию ». Ария исполняется военным оркестром в День перемирия в годовщину окончания Первой мировой войны на главной церемонии, проходящей в Уайтхолле .

Музыка, как считают некоторые исследователи, слишком проста для такого композитора, каким был Пёрселл в конце 1680-х годов, однако это может быть объяснено тем, что опера предназначалась для исполнения школьниками .

Произведение аранжировано для четырёх голосов и сопровождающего баса (basso continuo). То обстоятельство, что либретто Школы Челси содержит два танца в сопровождении гитары: Dance Gittars Chacony в 1-м акте и Gittar Ground a Dance в сцене «В роще» (2-й акт), породило предположение, что Пёрселл включил гитару как основной инструмент в группу континуо :200—201 . Музыка ни одного из этих танцев неизвестна, и кажется вероятным, что Пёрселл не сочинял их, а скорее, они должны были импровизироваться гитаристом :200 .

Существует несколько редакций оперы с различной реализацией континуо; одной наиболее известных и необычных является версия и Бенджамина Бриттена . Множество редакций оперы доступны для исполнения непрофессиональным музыкантам, это обстоятельство обеспечило рост популярности «Дидоны и Энея» во второй половине XX века :iv . Утраченная музыка Пролога не восстанавливалась, несколько редакций оперы дополнены музыкой ритурнели в конце второго акта, ноты которой также не сохранились.


Синопсис

Действие I

Карфаген. Дворец Дидоны.

Опера начинается с появления царицы Дидоны в своём дворце в сопровождении свиты. Белинда пытается приободрить Дидону, но она полна печали из-за любви к Энею. Свита пытается прогнать печаль с её чела, но она неутешна. Входит Эней со свитой и просит руки Дидоны. Она соглашается, и все ликуют.

Действие II

Пещера.

Колдунья замышляет уничтожить Карфаген и его царицу и просит ведьм помочь ей в этом. Колдунья посылает злого духа, который принимает образ Меркурия. Он застигает Энея, Дидону, Белинду и свиту в лесу, его появление сопровождает буря, насланная колдуньей. Злой дух внушает Энею, что он якобы послан Юпитером, приказывает Энею оставить Дидону и Карфаген. Эней даёт своё согласие, полагая, что это воля богов, но его сердце разрывается оттого, что он должен покинуть Дидону.

Действие III

Порт Карфагена.

Матросы поднимают якоря и радуются скорому отплытию. Появляется Колдунья с ведьмами, довольные тем, что их план сработал. Дидона безумно скорбит при мысли о предстоящей разлуке с Энеем. Она рассказывает о своем горе Белинде. Внезапно возвращается Эней, который пытается оправдать свой поступок волей богов, но Дидона осмеивает это. Тогда Эней хочет остаться — наперекор богам — с возлюбленной. Но Дидона непреклонна: раз Эней решил оставить её, он должен уйти, а сама она решила умереть. Перед смертью Дидона исполняет свою последнюю арию When I am laid in Earth , также известную как « ». Умирая, Дидона просит амуров разбросать на её могиле лепестки роз, мягких и нежных, как её сердце.

Премьера

Первым известным представлением «Дидоны и Энея» был спектакль в женской школе Джозиаса Приста в Челси. Оно состоялось не позже июля 1688 года , хотя существует предположение, что опера, возможно, была написана для более ранней постановки при дворе Карла II или Якова II . После спектакля в Челси опера при жизни Пёрселла больше не ставилась.

Последующие постановки

В 1700 году «Дидона и Эней» была включена между актами в адаптированную версию пьесы Шекспира « Мера за меру » в лондонском театре Томаса Беттертона. После 1705 года «Дидона и Эней» не инсценировалась, отмечены лишь единичные концертные исполнения.

В 1895 году, впервые за многие годы, студенты Королевского колледжа музыки в лондонском театре « Лицеум » исполнили оперу в годовщину смерти Пёрселла. Первый раз за пределами Англии опера была исполнена в концертной версии 14 декабря 1895 года в Дублинском университетском обществе.

В XX и XXI веках

Премьера «Дидоны и Энея» в США состоялась в Нью-Йорке в отеле « Плаза » 10 февраля 1923 года. В спектакле играли ученицы Rosemary School , газета « Нью-Йорк Таймс » отметила «значительные упрощения» партитуры оперы . 13 января 1924 года в была исполнена концертная версия с профессиональными музыкантами. Представление было организовано Обществом друзей музыки, использовалась партитура, отредактированная Артуром Боданцки , который выступил также в качестве дирижёра . В связи с появлением новых редакций партитуры и возрождением интереса к барочной музыке, количество постановок оперы увеличилось. После посещения Борнхольма (Дания), опера была поставлена в 2008 году в театре Rønne, дирижёр — Дэвин Другген.

В 2009 году к 350-летию Пёрселла были приурочены постановки «Дидоны и Энея» * , лондонской Королевской оперы , Divertimento Baroque Opera Company и на фестивале « * » (Куперстаун, Нью-Йорк). В постановку Королевской оперы, ставшей частью двойного спектакля, куда вошла также опера Генделя « », были включены современные танцы в исполнении труппы Уэйна Макгрегора Random Dance и мультипликационные эффекты Марка Хачарда ( Hotbox Studios, Hotbox Events ) .

В 2011 году опера была поставлена в Москве, в оперной студии ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова , в редакции дирижёра , где партия Энея была заменена партией солирующей виолончели.

Майкл Найман написал «Пролог» ( Prologue to Dido & Aeneas ) к опере Пёрселла вместо утраченного. Премьера обеих частей, получивших название Dido , прошла в 2012 году в Пермском театре оперы и балета им. Чайковского . В произведении современного композитора показывается предыстория постановки премьеры в XVII веке — выбор актёров в школе для девочек и репетиции.

Адаптации

Версия оперы с использованием лексики современного танца была поставлена американским хореографом , который сам исполнял роли Дидоны и Колдуньи . Премьера состоялась 11 марта 1989 года в « » в Брюсселе. Спектакль выдержал множество представлений, в 1995 году появилась его киноверсия, снятая канадским режиссёром Барбарой Уиллис Свит . Другая версия «Дидоны и Энея» — спектакль, поставленный Сашей Вальц , где артисты танцевали под водой в огромном резервуаре. Премьера состоялась 29 января 2005 года в Берлинской государственной опере ; позднее спектакль Вальц демонстрировался в , и в театре « » в Лондоне. В постановках Морриса и Вальц партию каждого персонажа исполняют и певец, и танцовщик.

Записи

Первая полная запись оперы была сделана Decca Records в 1935 году (Дидона — , Эней — ) . Следующей стала запись His Master’s Voice 1945 года с и . В 1951 году Кирстен Флагстад , исполнявшая партию Дидоны в лондонском , участвовала с в записи оперы для EMI . Позднее партию Дидоны записали такие меццо-сопрано, как Джанет Бейкер ( 1961 ), Виктория де лос Анхелес ( 1965 ), Татьяна Троянос ( 1968 ), Тереза Берганса ( 1986 ), Анн Софи фон Оттер ( 1989 ), Сьюзен Грэм ( 2003 ); сопрано — Эмма Киркби ( 1981 ), Джесси Норман ( 1986 ), ( 1992 ), ( 1998 ).

Начиная с Эндрю Пэррота , записавшего с ансамблем оперу для лейбла Chandos ( 1981 ), предпочтение отдаётся исполнению, близкому барочному звучанию . Последующие записи, соблюдающие этот принцип, выполнены Кристофером Хогвудом с Academy of Ancient Music , Уильямом Кристи с оркестром « Процветающие искусства » ( 1986 ), Тревором Пинноком с ( 1989 ), Рене Якобсом с « Оркестром века Просвещения » ( 1998 ); Эммануэль Аим с ( 2003 ) и с ( 2004 ). Работа Аим с в партии Дидоны и Йеном Бостриджем — Энея в 2005 году была номинирована на премию « Грэмми » в номинации «Лучшая запись оперы» . В 2008 году лейбл Alpha выпустил запись оперы с Симоной Кермес и — дебютный диск дирижёра Теодора Курентзиса . В работе участвовали коллективы из Новосибирска — оркестр MusicAeterna и хор New Siberian Singers .

Несколько оперных спектаклей были выпущены на DVD , в частности, постановка 2008 года в парижской Опера-Комик (дирижёр — Уильям Кристи , режиссёр — , FRA Musica ) и постановка 2009 года в лондонской Королевской опере (дирижёр — Кристофер Хогвуд , режиссёр — Уэйн Макгрегор , OpusArte ).

Также записаны на DVD танцевальные версии (1995, Image Entertainment ) и Саши Вальц (2005, Arthaus Musik ).

Релизы в СССР

В 1983 году опера Г. Перселла «Дидона и Эней» была выпущена в СССР на фирме «Мелодия» в виде комплекта из двух дисков-гигантов (исполнение на русском языке в переводе Юрия Димитрина )

Комментарии

  1. Оригинальная партия написана для сопрано, позднее переделана для меццо-сопрано :247 .
  2. Оригинальная партия написана для тенора, позднее переделана для баритона :60–62 .
  3. Партия первоначально исполнялась женщиной, хотя уже в 1700 году Первого матроса пел тенор :v .
  4. См. список премьер оперы в США :157 .

Примечания

  1. . Дата обращения: 20 июня 2018. Архивировано из 6 января 2009 года. . Дата обращения: 20 июня 2018. Архивировано из 6 января 2009 года.
  2. Price C. . — Cambridge University Press, 1984. — ISBN 0521238315 .
  3. Harris E. T. (англ.) . — Oxford University Press, 1990. — ISBN 0193152525 .
  4. Price C., Cholij I. Dido's Bass Sorceress // The Musical Times. — Basel, Nov.,1986. — Т. 127 . — С. 615—618 .
  5. Purcell H. Dido and Aeneas (vocal and full score) / Margaret Laurie and Thurston Dart (eds.). — Novello, 1971.
  6. Harris, E. T. (англ.) . — Oxford University Press, 1990. — ISBN 0-19-315252-5 .
  7. Price C. . — Cambridge University Press, 1984. — ISBN 0521238315 .
  8. Holman P. Henry Purcell. — Oxford, 1995.
  9. Purcell H. Dido and Aeneas (vocal score) (англ.) / Edward Dent and Ellen Harris (eds.). — Oxford: Oxford University Press, 1991.
  10. White B. Letter from Aleppo: dating the Chelsea School performance of Dido and Aeneas // Early Music. — 2009. — Т. 127 , № 37 . — С. 417—428 .
  11. Wood B., Pinnock A. 'Unscared by turning times'? The dating of Purcell's Dido and Aeneas // Early Music. — 1992. — № 20 . — С. 372—390 .
  12. Keates J. . — Northeastern University Press, 1996. — P. 179. — ISBN 155553287X .
  13. Walkling (August 1994) p. 469
  14. Rosenthal H., Warrack J. (англ.) . — 2nd Edition. — Oxford University Press, 1979. — P. . — ISBN 0-19-311321-X .
  15. The New York Times (11 February 1923) p. 19
  16. от 9 марта 2012 на Wayback Machine , Melanie Eskenazi classicalsource.com
  17. Дата обращения: 27 ноября 2011. 18 августа 2018 года.
  18. Walker (9 July 1995) p. C1
  19. Daily Mail (15 March 2007)
  20. Darrell R. D. / A foreword by Lawrence Gilman. — The Gramophone Shop, Inc., 1936. — P. 371. — 582 p.
  21. Boyden M. et al. Dido and Aeneas // . — 3rd edition. — 2002. — P. . — (Rough Guides). — ISBN 1858287499 .
  22. Associated Press (7 December 2004)
  23. . OpenSpace.ru. Дата обращения: 2 марта 2012. 10 июня 2012 года.
  24. . Forum Opéra, 9 December 2009. 14 мая 2012 года.

Литература

  • Boyden M. et al. Dido and Aeneas // . — 3rd edition. — 2002. — (Rough Guides). — ISBN 1858287499 .
  • Darrell R. D. / A foreword by Lawrence Gilman. — The Gramophone Shop, Inc., 1936. — 582 p.
  • Harris E. T. (англ.) . — Oxford University Press, 1990. — ISBN 0193152525 .
  • Holman P. Henry Purcell. — Oxford, 1995.
  • Holst I. "Purcell's librettist, Nahum Tate" Henry Purcell 1659-1695 Essays On His Music (англ.) / Imogen Holst (ed.). — Oxford University Press, 1959. — P. 35–41.
  • . Forum Opéra, 9 December 2009. 14 мая 2012 года.
  • Keates J. . — Northeastern University Press, 1996. — ISBN 155553287X .
  • Price C. Dido and Aeneas // Grove Music Online / ed. L. Macy. от 6 января 2009 на Wayback Machine
  • Price C. . — Cambridge University Press, 1984. — ISBN 0521238315 .
  • Price C., Cholij I. Dido's Bass Sorceress // The Musical Times. — Basel, Nov.,1986. — Т. 127 . — С. 615—618 .
  • Purcell H. Dido and Aeneas (vocal score) (англ.) / Edward Dent and Ellen Harris (eds.). — Oxford: Oxford University Press, 1991.
  • Purcell H. Dido and Aeneas (vocal and full score) / Margaret Laurie and Thurston Dart (eds.). — Novello, 1971.
  • Rosenthal H., Warrack J. (англ.) . — 2nd Edition. — Oxford University Press, 1979. — ISBN 0-19-311321-X .
  • White B. Letter from Aleppo: dating the Chelsea School performance of Dido and Aeneas // Early Music. — 2009. — Т. 127 , № 37 . — С. 417—428 .
  • Walkling A. (англ.) // . — 1995. — Vol. 76 . — P. 540–571 .
  • (англ.) . Toronto Star.
  • Wood B., Pinnock A. 'Unscared by turning times'? The dating of Purcell's Dido and Aeneas // Early Music. — 1992. — № 20 . — С. 372—390 .

Ссылки

Источник —

Same as Дидона и Эней