Interested Article - Екатеринбургский театр оперы и балета

Екатеринбýргский госудáрственный академи́ческий теáтр óперы и бале́та (также Урáл Óпера Бале́т ) — стационарный театр оперы и балета в Екатеринбурге , основанный в 1912 году. Здание построено по проекту инженера В. Н. Семёнова . Именно здесь 8 ноября (26 октября) 1917 года на экстренном заседании Екатеринбургского Совета рабочих и солдатских депутатов было объявлено об установлении советской власти в городе и на Урале .

Екатеринбургский театр оперы и балета получил четыре премии на фестивале «Золотая маска-2020» в Москве, в том числе — главную «Золотую маску» за «Лучший оперный спектакль»

История

В 1870-х годах представители местной интеллигенции организовали Екатеринбургский музыкальный кружок (официальный статус — с 1881 года ) . Оперная труппа впервые появилась в Екатеринбурге в сезоне 1879—1880 годов: её привёз антрепренёр Пётр Медведев . В дальнейшем оперные антрепризы выступали здесь не раз, а с 1907 года стали ежегодными.

В 1902 году Екатеринбургской думой был объявлен всероссийский конкурс на лучший проект театрального здания, специально предназначенного для оперных спектаклей .

Новый городской театр
фото: В. Метенкова , 1912 г.
План нового городского театра,
из путеводителя 1914 г.
Аттик со скульптурами муз
Барельефы на здании театра

Победителем стал петербургский гражданский инженер Владимир Семёнов , представивший проект под девизом «Светлана» (молодому тогда автору помогал архитектор Константин Бабыкин ). Закладка фундамента состоялась в 1910 году на Дровяной площади на месте деревянного цирка, существовавшего здесь с 1896 года . В 1912 году строительство «Нового городского театра» со зрительным залом подковообразной формы, рассчитанным на 1200 мест, было завершено. Устройство здания с удобными внутренними помещениями, в частности, предназначенных для артистов, предполагало полноценное существование стационарного театрального коллектива .

Парадным фасадом театр обращён к Главному проспекту . Центральный ризалит , акцентирующий вход, декорирован нарядными балконами с балюстрадами , лепными украшениями и аттиком , завершённым в центре скульптурной группой из трёх муз . Фасадные плоскости декорированы многочисленными лепными деталями: розетками , растительными орнаментами, скульптурными барельефами. Венчающая часть здания украшена балюстрадами с изящными башенками .

Для обеспечения функционирования создаваемого театра городской думой Екатеринбурга была избрана дирекция в следующем составе: П. Ф. Давыдов (председатель), С. А. Бибиков (заместитель председателя), А. Е. Обухов , П. В. Иванов , П. А. Кронеберг, И. Ф. Круковский, Н. Ф. Магницкий, И. А. Макаров, Г. А. Олесов, П. С. Первушин, А. И. Фадеев, А. Н. Щипанов. Председателю дирекции было поручено составление труппы, приобретение нот (оперных партитур) и театрального реквизита. С этой целью в феврале 1912 года он был командирован в Москву и в Санкт-Петербург. Главным дирижером был приглашен итальянец Сильвио Барбини , режиссером — Александр Альтшуллер, художником — И. Г. Белкин. Вокалистами были приглашены молодые певцы Э. Боброва, М. Доленго, В. Клопотовская, Мария Ростовская, Е. Спытко, Ю. Чехметьева, А. Алтайский-Ященко, А. Борисенко, В. Гагаенко, А. Лохов, А. Ульянов и др. Во втором сезоне появились Ф. Деранкова, Е. Вронский, Е. Рогинский, Б. Хохлов, А. Шидловский .

Театр открылся 29 сентября ( 12 октября ) 1912 года оперой Михаила Глинки « Жизнь за царя ». В первом сезоне зрителям представили 37 опер из отечественной и мировой классики, из них 25 — в постановке С. Барбини (другие спектакли дирижировал Э. Л. Меттер ), а также 143 спектакля. Итальянский дирижёр был приглашен работать в театре и на следующий сезон, но его планы нарушила смерть — он умер 18 октября 1913 года от сердечного приступа по дороге из театра (похоронен в Екатеринбурге ).

Богатые традиции частных антреприз, гастрольных трупп и многолетняя деятельность Екатеринбургского музыкального кружка помогли театру быстро обрести уверенность и собственное имя. В 1914 году постановкой балетмейстером Ф. Ф. Трояновским «Волшебной флейты» Р. Дриго началась летопись Екатеринбургского балета , в труппе которого поначалу танцевали 8 человек (Лазарева (прима-балерина), Гаретта, Мария А. Стекль, Н. Средницкая, Р. И. Баланотти).

За два первых сезона в Екатеринбурге было поставлено около 50 опер. В их числе сочинения Даргомыжского , Рубинштейна , Чайковского , Мусоргского , Римского-Корсакова , Гуно , Бизе , Россини , Верди , Пуччини , Леонкавалло и других композиторов. Вместе с этим первые два театральных сезона окончились с дефицитом для городской казны. С помощью членов Екатеринбургской думы, входивших в театральную дирекцию, расходы были восполнены. Однако практика субсидирования театра городом на этом прервалась .

С 1914 года театр стал сдаваться приезжим антрепренерам. Летом 1914 года в городе побывала итальянская оперная труппа братьев Гонзалец, в репертуаре которой преобладали оперы Верди. В зимние сезоны 1914—1915 гг. спектакли ставились коллективами оперных певцов А. Костаньяна и . Первый из них поставил «Хованщину» М. Мусоргского. Второй, работавший в более сложных условиях военного времени, для поднятия сборов обратился к оперетте. Обширный репертуар был представлен публике в спектаклях оперных коллективов под руководством дирижёров (в сезоне 1915—1916 гг.) и В. Морского (в сезоне 1916—1917 гг.).

Начиная с весны 1913 года на сцене театра выступали также драматические труппы. Первая из них — труппа П. О. Заречного — представила публике классические образцы русской и зарубежной классики (пьесы А. С. Грибоедова , Н. В. Гоголя , А. Н. Островского , А. К. Толстого , Бомарше , Шиллера ), сочинения современных авторов. Весной 1914 года в театр был приглашен П. П. Медведев , ранее уже работавший в городе. Репертуар его труппы был составлен по тому же принципу: классика (появились пьесы Софокла , Мольера ) и новинки (пьесы А. П. Чехова , Л. Андреева ). Осенью вновь приехал П. О. Заречный и устроил сценическое чтение новой пьесы «Царь Иудейский», принадлежащей перу Константина Романова , двоюродного дяди Николая II . П. П. Медведев начинал также сезоны 1915 и 1916 годов. Также в сезоне 1915—1916 гг. в театре несколько раз выступала группа актеров театра Ф. А. Корша . Театральный сезон 1917 г. открыл также П. П. Медведев пьесами «Война» М. Арцыбашева и «Савва» Л. Андреева .

В оперном сезоне зимы 1917—1918 гг. дирижёром театра был Н. Н. Алмазов, покинувший город из-за разногласий с большевистским руководством Екатеринбурга.

Советское время

26 октября ( 8 ноября ) 1917 года в здании театра состоялось открытое заседание Екатеринбургского Совета рабочих и солдатских депутатов, на котором было провозглашено установление советской власти в городе и на Урале .

С июля 1918 до весны 1919 года в театре не было оперных постановок. В это время в театре работала драматическая труппа, а в подвале размещался кафе-шантан «Погребок». Музыкальная жизнь города ограничивалась так называемыми «патриотическими концертами», которые устраивал некий принц Риза-Кули-Мирза, полковник Белой армии . Любителям оперы пришлось довольствоваться несколькими случайными спектаклям, в которых участвовали оказавшиеся в ту пору в городе певцы и музыканты .

В феврале 1919 года формируется оперный коллектив Н. М. Горста и певца М. К. Максакова , ставшего режиссером и заведующим художественной частью оперной труппы. Среди первых опер прошли «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Риголетто», «Травиата», «Отелло». Балетмейстером А. Э. Монковским был поставлен балет «Тайна храма Изиды». В состав труппы входили дирижёр А. Симцис, В. А. Радеев, Я. И. Пиотрович, , , , , З. Д. Павлова, П. И. Словцов , М. Стекль (прима-балерина), Н. Д. Соколовский, В. М. Луканин , Э. М. Мейнгардт, М. К. Максаков, И. С. Архипова , А. М. Матвеев , Костенко, Ульянов, Ястребов, Плотников.

После ухода 14 июля 1919 года из Екатеринбурга «белых» труппа была распущена.

В ноябре 1919 года в Екатеринбурге побывал А. В. Луначарский. Его выступление, посвященное задаче приобщения трудящихся к серьезному искусству, состоялось в Оперном театре. Высказанная оратором мысль была сразу подкреплена конкретными действиями. В целях пополнения оперной труппы из Петрограда направлен специальный поезд, который привез певцов и оркестрантов в составе 130 человек, подобранных отделом Народного образования из петроградских артистов. Таким образом, первым сезоном Екатеринбургского театра при советской власти стал оперный .

В 1922 году была заново создана балетная труппа, её первым спектаклем стала «Коппелия» Л. Делиба в постановке П. К. Йоркина.

К концу 1922 года в театре, чередуясь, выступали две труппы — оперная и драматическая. Во главе оперной стояли главный режиссёр В. К. Муравьев и заведующий художественной частью, одновременно занимавший должность дирижёра, А. Э. Маргулян . Также дирижёром выступал А. Д. Трауберг. Драматической труппой руководили заведующий художественной частью В. П. Вольмар и режиссёр И. А. Орлов .

С января 1923 года театр был зачислен в число государственных театров, получив официальное наименование Государственный оперный театр имени А. В. Луначарского . В составе оперной труппы театра были артисты петроградских театров — Народного дома, Мариинского театра и других , среди которых выделялись певицы Лебедева ( колоратурное сопрано ), Ф. Е. Деранкова, Архипова. Критиками отмечалась «тщательность постановок, добросовестное отношение как солистов, так и оркестра к делу, что способствовало развитию художественного вкуса у пролетарской части посетителей театра» .

В сезоне 1923—1924 годов должность главного режиссёра занимал С. Ф. Дорожинский, балетмейстера — К. Л. Залевский , в числе дирижёров театра были Б. Я. Виткин и А. Д. Трауберг. Оркестр театра был увеличен с 46 до 50 человек за счет расширения оркестрового помещения по плану столичных театров, выполненного инженером А. Б. Горшковым . Существенно обновился и состав труппы, прима-балериной была Е. П. Карассо . В рамках сезона прошло 2 бенефиса — артиста А. Н. Ульянова (баритон) с показом оперы «Евгения Онегин» и артистки (меццо-сопрано) с показом оперы «Самсон и Далила» , а также торжества в честь 25-летия музыкальной деятельности дирижёра А. Э. Маргуляна в декабре 1923 года . Были поставлены три новые оперы — «Золотой Петушок» Римского-Корсакова (постановка С. Ф. Дорожинского), «Сказки Гофмана» Оффенбаха и «Пророк» Мейербера (обе постановки А. Э. Маргуляна). В ходе сезона неоднократно менялось менилось административное управление театром — правление, театральный совет , снова правление, единоличное управление, а также ведомственная подчиненность . В период единоличного управления директором был старый работник театра И. А. Келлер (экс-администратор Петроградского Народного дома ) .

С начала сезона 1924—1925 годов на должность директора был назначен , ранее возглавлявший Харьковский оперный театр . Арканов пригласил в труппу оперного театра артистов оперы Зимина , Харьковской оперы, Сибирской госоперы. В числе приглашенных артистов был будущий народный артист СССР Иван Козловский , отработавший в театре два полных сезона (1924—1926). Дирижёрами театра стали И. О. Палицын и , к которым в ходе сезона добавились А. М. Пазовский и Н. Грубин . Балетмейстером приглашен . В репертуар были включены новые оперы «Князь Серебряный» и «Стенька Разин», для постановки которых был приглашен их автор П. Н. Триодин . Главным режиссёром театра стал , ранее уже работавший в Екатеринбурге в качестве певца. В состав труппы был принята прима-балерина . Важным достижением в ходе сезона стало подключение профсоюзов к распространению билетов путем введения рабочих абонементов, что позволило обеспечивать полную наполняемость театра за счет рабочей аудитории . 12 апреля 1925 года прошло чествование И. О. Палицына по поводу 35-летия его дирижёрской деятельности, который в честь юбилея награжден званиями заслуженного артиста и героя труда . В ходе сезона были поставлены классические балеты «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Шопениана», «Конёк-Горбунок», «Коппелия». 2 ноября 1924 года была поставлена первая советская опера на сцене театра — «Трильби» А.Юрасовского (дирижёр В.Пирадов, режиссёр И.Келлер, художник Б.Шишкин). По итогам сезона отмечался высокий уровень художественного мастерства артистов, среди которых выделялись солисты , Бокова, Жуковская, Карпова, (принята в труппу 1 января 1925 года), Ю. С. Кипоренко-Даманский , заслуженный артист УССР М. И. Донец , , Капара , , Г. Быкова, , М. Синицкий .

В сезоне 1925—1926 годов в театре работали главный режиссёр Александр Улуханов (поставил оперы « Сказка о царе Салтане » и « Вертер »), дирижёр В. В. Бердяев , режиссёры А. И. Малинин и Н. Н. Беляев, балетмейстер П. К. Йоркин. Перед началом сезона в театр был приглашён Сергей Лемешев , впоследствии народный артист СССР, отработавший в театре полный сезон . Он исполнял партии индийского гостя в «Садко», Берендея в «Снегурочке», Альфреда в «Травиате». Также на сезон 1925—1926 годов дирекция театра заключила контракты с (драматическое сопрано), Д. С. Аграновским (драматичекий тенор), В. Г. Уховым (лирико-драматический баритон), И. С. Козловским (лирический тенор), М. И. Донцом (бас), С. И. Ильиным (бас), (бас) .

С середины 1920-х годов в репертуаре стали появляться произведения советских авторов, театр называли «лабораторией советской оперы», нередко на афише стоял гриф: «право первой постановки принадлежит театру».

В 1926—1928 годах дирижёром театра был Лев Штейнберг . С сезона 1926—1927 годов балетмейстером стал М. Ф. Моисеев , а примой-балериной — . М. Ф. Моисеевым поставлены классические балеты («Корсар», 1926; «Жизель», 1927) и балеты современных композиторов («Мирра» Л. П. Штейнберга, 1927; «Красный мак», 1928). Режиссёрами театра были и В. Лосский.

13 апреля 1929 года была поставлена первая опера уральского автора — «Овод» В. Н. Трамбицкого (дирижёр И. Палицын, режиссер В. Лосский, художник А. Дубровин).

С 1931 года театр стал именоваться Свердловский театр оперы и балета имени А. В. Луначарского .

Стабильно пополнять репертуар балетная труппа начинает с сезона 1930/31; одним из первых в стране театр перешёл от посезонного набора к круглогодичной работе с постоянной труппой (стационирование) — балетмейстер завершил процесс формирования балетной труппы (около 70 человек). С. Н. Сергеевым поставлены балеты «Красный мак» (1930), «Лебединое озеро» (1931), «Дон Кихот» (1932), «Карманьола» Фемелиди (1932), «Карнавал» (1933), «Коппелия» (1933), «Шопениана» (1934), «Испанское каприччио» (1934) и «Шехеразада» (1934) на музыку Н. А. Римского-Корсакова. М. Ф. Моисеевым поставлены «Конёк-Горбунок» (1933), «Ференджи» Янов­ского (1933).

В 1930-е годы ведущее место отводится классическим балетам: ставятся «Шопениана» (1934), «Тщетная предосторожность» (1935, балетмейстер Бабурин), «Спящая красавица» (1937, балетмейстер С. Н. Сергеев), «Раймонда» (1940), «Песня Сольвейг» на музыку Э. Грига и «Дон Кихот» (все — 1940, балетмейстер ). Балеты советских композиторов утверждали первенство жанра хореодрамы: «Карманьола» В. А. Фемелиди (1932, балетмейстер М. Ф. Моисеев), «Бахчисарайский фонтан» (1938, балетмейстер С. Н. Сергеев), «Утраченные иллюзии» Б. В. Асафьева (1936, балетмейстер Л. В. Якобсон ), «Кавказский пленник» (1939, балетмейстер Я. В. Романовский), первая постановка в стране балета Асафьева «Суламифь» (1941, балетмейстер В. А. Кононович). Ведущие танцовщики: А. Н. Вронская, К. И. Сальникова, В. К. Мерхасина, А. П. Бабанин, , О. Н. Сталинский , В. А. Преображенский .

В 1936 году площадь перед театром была благоустроена по проекту архитектора Сигизмунда Домбровского .

В мае 1937 года прошли первые гастроли театра в Ленинграде.

В 1941—1945 годах в театре были поставлены 26 опер и балетов, дано более 4000 спектаклей. В фонд обороны от театра поступило полтора миллиона рублей, также на собранные средства были приобретены три самоходные пушки. В военные годы в Свердловске работали певцы Давид Аграновский , Арнольд Азрикан , Ян Вутирас , танцовщики , , Владимир Преображенский . Над спектаклями работали дирижеры Арнольд Маргулян и Александр Шморгонер , режиссёры Иосиф Келлер и Леонид Баратов , художники Фёдор Федоровский и Николай Ситников . В годы войны поставлены балеты «Гаянэ» (перенос пермской постановки Театра им. Кирова, осуществлённый Н. А. Анисимовой в 1943) и первый уральский балет «Каменный цветок» свердловского композитора А. Г. Фридлендера (балетмейстер К. А. Муллер , 1944). Также среди поставленных балетов — «Лебединое озеро» (1942, балетмейстер В. А. Кононович), «Конёк-Горбунок» (1943, балетмейстеры В. А. Кононович и К. А. Муллер), «Тщетная предосторожность» (1944, балетмейстер В. А. Кононович), «Корсар» (1944, балетмейстер В. А. Кононович), «Испанское каприччио» (1944, балетмейстер Г. Цвыбак), «Жизель» (1945, балетмейстер Нина Фёдорова), «Арлекинада» (1945, балетмейстер В. А. Кононович). В 1940-е годы ведущие танцовщики: Кира А. Кузьмичёва, Н. Ф. Млодзинская, К. Г. Черменская, , .

В 1940—1950-е годы наряду с классикой идут балеты современных композиторов: «Доктор Айболит» И. В. Морозова (1948, балетмейстер М. Ф. Моисеев), «Фадетта» (1949, балетмейстер В. И. Наумкин), «Пламя Парижа» (1950, балетмейстер ), «Берег счастья» (1952, балетмейстер М. М. Газиев ), «Левша» Б. А. Александрова (1954, балетмейстер Я. В. Романовский) и «Бесприданница» Фридлендера (1958, балетмейстер , оба — первая постановка). Ведущие танцовщики: , Н. И. Меновщикова , , В. И. Круглов .

В июле-августе 1958 года состоялись первые послевоенные гастроли театра в Москве.

На рубеже 1950—1960-х годов профессионально крепкая труппа то и дело оставалась без руководства (частая смена балетмейстеров), без ясной художественной программы, без чёткой репертуарной политики. В 1964 году на сцене театра появляется «Барышня и хулиган» — известный к тому времени балет на музыку Д. Д. Шостаковича. С тех пор практика переноса зарекомендовавших себя спектаклей получила в театре большое распространение. Свои работы здесь показывали: А. В. Чичинадзе («Франческа да Римини», 1965), Е. Я. Чанга («Спартак», 1966), И. Д. Бельский («Ленинградская симфония», 1968; «Щелкунчик», 1980), Н. Н. Боярчиков («Слуга у двух господ», 1976), М. М. Плисецкая, Н. И. Рыженко и В. В. Смирнов-Голованов («Анна Kaренина», 1978), Аз. М. и А. М. Плисецкие («Кармен-сюита» по A. Алонсо, 1979); Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв («Сотворение мира», 1979; «Пушкин», 1980, оба А. П. Петрова; «Повесть о Ромео и Джульетте» С. С. Прокофьева, 1981). Театр обращался и к творчеству уральских композиторов: Г. Белоглазова (1956), К. Кацман (1969).

Конец 1960-х-1970-е года — период расцвета исполнительского искусства. Помимо Меновщиковой, ставшей первой в театре народной артисткой СССР, свою индивидуальность раскрыли Е. Р. Гускина , , М. П. Окатова , Елена А. Степаненко, Н. А. Ильченко, К. П. Бруднов , Анатолий А. Григорьев, , А. Ф. Фёдоров , Л. А. Воробьёва .

В марте 1981 года театр закрылся на реконструкцию, производственные цеха переехали в Дом крестьянина, спектакли давали на сцене ДК Железнодорожников. Автором проекта реконструкции был архитектор Аркадий Ефимович Заславский. Обновленный театр открылся 28 декабря 1982 года торжественным концертом для бригады мастеров, участвовавших в реконструкции. Спустя месяц театр открылся и для зрителей — оперой «Петр Первый». В результате реконструкции в партере театра появились новые венгерские кресла, в зале доминировала бежевая отделка, лепнину покрывала уже не бронзовая краска, а слой сусального золота .

В 1983—1993 годах балетную труппу возглавлял выпускник Ленинградской консерватории Ал. А. Дементьев, который отдавал предпочтение жанрам действенного балета, с логично выстроенной сюжетной драматургией, имеющей первоисточником, как правило, литературную классику. Им поставлены: «Макбет» (1983, собственная версия балета К. В. Молчанова), «Комиссар» (1985, первое прочтение партитуры Г. И. Банщикова), «Двенадцать стульев» Г. И. Гладкова (1987), «Петрушка» И. Ф. Стравинского (1989).

К концу 1980-х годов театр обладал обширным классическим репертуаром. Наряду с «Жизелью» (1963, постановка Е. Ф. Дорофеев, версия Л. М. Лавровского), «Пахитой» и «Шопенианой» (1979, перенос Н. В. Беликовой), «Лебединым озером» (1976, редактура М. Н. Лазаревой) ставятся «Тщетная предосторожность» (1982, балетм. Дементьев), «Баядерка» (1984, с восстановленным последним актом, балетм. П. А. Гусев), «Сильфида» (1985, перенос О. М. Виноградова по А. Бурнонвилю), «Дон Кихот» (1987, балетмейстер Т. И. Варламова и Ю. Я. Дружинин), «Спящая красавица» (1989, редактура К. М. Сергеева, балетмейстер Т. А. Соболева), «Вечер хореографии Дж. Баланчина» (1990, перенос Л. В. Асауляка). В репертуаре появляются две обширные концертные программы под общим названием «Бенефис балета», включающие помимо современных номеров и образцов народно-сценической хореографии новую для свердловской сцены классику: «Фестиваль цветов в Дженцано» Э. Хельстеда Паулли (балетмейстер А. Бурнонвиль), «Па де катр» на муз. Ц. Пуни (балетмейстер А. Долин), па де де из балета «Талисман» Р. Е. Дриго (балетмейстер М. И. Петипа).

23 ноября 1962 года театр был награждён орденом Трудового Красного Знамени , с 19 сентября 1966 года — носит звание академического. Театр дважды удостаивался Государственной премии СССР: в 1946 году (тогда — Сталинская премия ) за постановку оперы « Отелло » Дж. Верди , первым из периферийных театров (лауреаты: дирижёр А.Маргулян, режиссер Е.Брилль, хормейстер М. А. Преображенский, певцы Н.Киселевская, А.Азрикан), и в 1987 году — за сценическое рождение оперы В. Кобекина «Пророк». Свердловская опера — один из первых оперных театров СССР, решившихся на постановку итальянской оперы на языке оригинала (« Сила судьбы » Дж. Верди, 22 февраля 1979 года, дирижёр Е.Колобов, режиссер С.Штейн, художник И.Севостьянов).

оперные постановки

балеты

Современность

Вид со стороны площади (1990-е)
В партере (2014)
Вид с южной стороны (2022)

В 1990-е годы, после распада СССР, театр переживал кризис, испытывая недостаток финансирования. Усилиями его тогдашнего директора В. С. Вяткина был создан попечительский совет, привлечена спонсорская помощь крупнейших екатеринбургских объединений и банков .

Заметно возросли творческие контакты с зарубежными деятелями театра («Тоска» 1992, «Трубадур» 1995, оба — реж. М.-Ф. Сичилиани) . Для организации гастрольной деятельности в 2000-е годы в театре был создан международный отдел . Гастрольные маршруты труппы — более ста городов в России и бывшем СССР, участие в театральных фестивалях в стране и за рубежом. У театра сложились культурные связи и творческие контакты с Италией, Германией, США, Англией, Кореей. На его сцене выступают именитые гастролёры, проходят музыкальные фестивали.

Художественный руководитель Урал Оперы — Светлана Зализняк , солистка оперы в 1966—2001 годах.
Художественный руководитель Урал Балета — Вячеслав Самодуров , артист балета в 1992—2011 годах, хореограф.
Директор театра — Андрей Шишкин (с 2006) .

Среди недавних постановок:
«Amore Buffo» на музыку Г. Доницетти (2012), «Борис Годунов» М. Мусоргского (2013), «Вариации Сальери» на музыку А. Сальери (2013), «Волшебная флейта» В.-А. Моцарта (2001), «Граф Ори» Дж. Россини (2012), «Греческие пассионы» Б. Мартину (2018), «Любовь издалека» на музыку К. Саариахо (2021), «Пассажирка» М. Вайнберга (2016), «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (2016), «Руслан и Людмила» М. Глинки (2010), «Сатьяграха» Ф. Гласса (2014), «Севильский цирюльник» Дж. Россини (2003), «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова (2006), «Травиата» Дж. Верди (2007), «Три сестры» П. Этвёша (2019), «Цветоделика» на музыку П. Чайковского , А. Пярта и Ф. Пуленка , «Увертюра» на музыку А. Сальери (2018).

Музей театра

В 1932 году был создана первая экспозиция в рамках музея театра, приуроченная к 20-летию со дня основания. В 1982—1985 годах под руководством архитектора и художника Георгия Шишкина велись работы по созданию музея театра. Им были выполнены две настенные росписи и галерея портретов солистов театра (он же является автором фонарей, стоящих перед зданием театра и в Историческом сквере). В 1986 году состоялось торжественное открытие обновлённой музейной экспозиции, которая существует по сей день. В музее представлены костюмы, головные уборы, реквизит из различных спектаклей, архивные фотографии сцен спектаклей и актёров, афиши, программки. Украшением коллекции служат представленные в залах макеты декораций (например, макет декораций спектакля «Золушка») и костюмы из разных постановок. Есть в музее отдельный стенд с наградами, грамотами и подарками театру .

Руководители

  • 1912—1914 —
  • 1918 (янв.-июль) — М. Кусков (народный комиссар театра)
  • 1922—1924 — И. А. Келлер
  • 1923 — В. Я. Павловский (председатель правления)
  • 1924—1930, ? — 1945 —
  • 1930 — ? — Савелий Ходес
  • 1930-е — Ю.Бернер
  • 1945 — ? — П. К. Маргалик
  • 1950-е—1970-е —
  • 1970-е —
  • 1981—01.2005 —
  • 01.2005 − 03.07.2006 — Юрий Орлов
  • 03.07.2006 — н.в. — Андрей Геннадьевич Шишкин

Главные дирижёры

Коллектив

Оперная труппа

В разное время в театре работали:

Балетная труппа


Галерея

Комментарии

  1. В уставе Екатеринбургского музыкального кружка, утверждённом в Петербурге, была сформулирована его цель: «Екатеринбургский музыкальный кружок учреждается с целью соединения любителей музыки для устройства вечеров и спектаклей как для усиления средств самого кружка, так и с разными благотворительными целями» .
  2. По другим данным, конкурс был объявлен в 1903 году .

Примечания

  1. , с. 67.
  2. Инна Вейн. . ekb.dk.ru . Дата обращения: 15 августа 2021. 14 августа 2021 года.
  3. , с. 12.
  4. , с. 13.
  5. , с. 303.
  6. , с. 21.
  7. , с. 21—22.
  8. , с. 303—304.
  9. , с. 190—191.
  10. Алла Викторова. // Культура Урала. — 2012. — № 2 . — С. 11 . 19 июля 2021 года.
  11. , с. 305.
  12. Отечественные ведомости (газета). — 4 мая 1919, № 92. — с. 1.
  13. В Свердловске // Известия (газета). — 24 апреля 1925, № 92. — с. 7.
  14. , с. 455.
  15. , с. 456.
  16. , с. 541.
  17. , с. 535.
  18. Дата обращения: 9 августа 2022. 6 июля 2022 года.
  19. . Дата обращения: 3 мая 2022. 3 мая 2022 года.
  20. Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Том 1. А — Гонг. 1072 стб. с илл. М.: Советская энциклопедия, 1973 год

Литература

  • Девятова О. Л. Живая жизнь театра. Вековая панорама. Премьеры. Мастера. — монография. — Екатеринбург: Издательский дом «Автограф», 2012. — 656 с. — ISBN 978-5-98955-109-5 .
  • Екатеринбургский государственный театр оперы и балета / Матафонова Ю. К. // : [ 7 октября 2021 ] : Энциклопедия / гл. ред. В. В. Маслаков . — Екатеринбург : Издательство Академкнига, 2002. — С. 190—192. — 728 с. — 3900 экз. ISBN 5-93472-068-6 .
  • / Звагельская В. Е. // Свод памятников истории и культуры Свердловской области / отв. ред. В. Е. Звагельская . — Екатеринбург : Издательский дом «Сократ» , 2007. — Т. 1. Екатеринбург. — С. 303—305. — 536 с. — 7000 экз. ISBN 978-5-88664-313-3 .
  • Азрикан Дина и Дмитрий . Арнольд Азрикан: романс для драматического тенора. — Хайленд Парк. 2006. — С. 71—81. ISBN 978-0-615-13263-1
  • Зенова Н. Н. Вариации на балетную тему // — Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство , 1989. — С. 115—152. — 240 с. — 15000 экз. — ISBN 5-7529-0176-6
  • Майбурова Е. Музыкальная жизнь Екатеринбурга // Из музыкального прошлого, т. 1, М., 1960;
  • Хлесткина М. Двадцать два сезона Свердловской оперы (1919—1941) // там же, т. 2, М., 1965;
  • Келлер И. Как я стал либреттистом // Урал. — 1973. — № 8;
  • Келлер И. Минувшее проходит предо мною… // Урал. — 1972. — № 4;
  • Курлапов Н. Полвека на оперной сцене // Урал. — 1970. — № 12;
  • Штоколов Б. Гори, гори, моя звезда… // Урал. — 1972. — № 5;
  • Свердловский академический начинался так… // Урал. — 1972. — № 10.
Источник —

Same as Екатеринбургский театр оперы и балета