Анато́лий Влади́мирович Ледухо́вский
(род.
7 октября
1961
,
Москва
) — российский театральный режиссёр и педагог. Автор более 90 спектаклей в России и за рубежом.
Содержание
Биография
Родился в московской семье, отец столярничал, мать работала на кондитерской фабрике «Большевик». С детства рисовал, были и мечты об актёрской профессии
. Но в 21 год поступил на режиссуру в
Московский государственный институт культуры
на курс
С. А. Баркана
, который окончил в 1987 году. В том же году открыл в Москве частную труппу «Модельтеатр»
, художественным руководителем которой был более 20 лет. Первый спектакль «Кукла» по собственной инсценировке зарубежной прозы был отобран в программу театрального фестиваля «Игры в Лефортово», что стало точкой отсчёта жизни новой театральной труппы.
С 1988 по 1990 годы преподавал режиссуру в мастерской своего учителя Семёна Баркана. С 1989 года ставит спектакли в отечественных театрах и за рубежом
.
По приглашению
Сергея Бархина
, руководителя факультета сценографии
ГИТИСа
, с 1997 года преподаёт режиссуру для будущих театральных художников
.
1996
— «Генрих IV» Л. Пиранделло
(совместно с IV-м Национальным фестивалем итальянского театра)
1996
— «Женщины любят говорить о любви» Р. Джордано
(совм. с IV-м Национальным фестивалем итальянского театра)
1996
— «Пир каменного гостя во время чумы» по А. Пушкину
2002
— «Паяцы. Неопера» игровая модель музыки и либретто оперы Р. Леонкавалло, песен 20—30-х годов, живописи Ф. Ботеро и дворовой песенки про Коломбину
2004
— «Нина. Опыт поступления на сцену» игровая модель текстов пьесы А. Чехова «Чайка»
2004
— «Нина. Опыт выступления на сцене» музыкальная модель судьбы Нины Заречной
2004
— «Гамлет. Опыт превращения в женщину» игровая модель текстов произведений «Гамлет» В. Шекспира и «Гамлет-машина» Х. Мюллера
2005
— «Кровавая женитьба» игровая модель текстов и мотивов пьесы Ф-Г. Лорки «Кровавая свадьба», а так же произведений Н. Гоголя «Женитьба» и «Вий»
2006
— «Chaika-Live» по повести «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Р. Баха
«Галатеатр» (Стокгольм, Швеция)
1989
— «Голос из скорлупы» психопластика А. Ледуховского по живописи Домье, Дали, Босха, Эриксона, Попкова (совм. с «Модельтеатром»)
1999
— «Свадьба Д. К. Мерона на похоронах Крылова» (Трилогия. Часть 1 — чёрное, Часть 2 — белое), композиция А. Ледуховского по текстам И. Крылова и
Дж. Боккаччо
1999
— «Паяцы. Неопера» (Трилогия. Часть 3 — цветное), игровая модель музыки и либретто оперы Р. Леонкавалло
2001
— «Прения живота со смертью» по мотивам пьесы А. Ремизова «Бесовское действо»
2022
— «Гений, злодейство, зависть - вопросы», перечитывая пьесу А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери", фильм-этюд театральных художников
[
источник не указан 303 дня
]
2023 — «Чайка. Персонажи!», опыт освоения пьесы А.Чехова «Чайка», фильм-этюд театральных художников
2024 — «Я и великие художники», фильм-этюд театральных художников
Телеканал Культура
2002
— «Флорентийские ночи» М. Цветаевой — телеверсия спектакля театра «Satyrikon» и «Модельтеатра»
ЯГТИ, мастерская А. Ледуховского
2002
— «Ромео и Джульетта. Часть I» этюды по текстам В. Шекспира
2002
— «Джульетта и Ромео. Часть II» этюды по текстам В. Шекспира
2008
— «На луне Гоголя» (Игра в классики № 1) слова и мысли Астронома Гершеля, Н. Гоголя, М. Булгакова, В. Набокова, А. Труайя, А. Вознесенского, В. Токаревой, М. Щепкина.
2008
— «Чехов. Птицы» (Игра в классики № 2) слова и мысли Константина Треплева, Ги де Мопассана, Антона Чехова на тему одной знаменитой пьесы - - совместно со студентами факультета сценографии РАТИ-ГИТИС
2008
— «Призраки Шекспира» (Игра в классики № 3) на тему одной знаменитой пьесы - совместно со студентами факультета сценографии РАТИ-ГИТИС
2009
— «Руки Рахманинова» (Игра в классики № 4) мистификация на тему творчества С. Рахманинова
2009
— «Нарисованные сказки»
(совм. со студентами факультета сценографии РАТИ-ГИТИС)
2010
— «Подарки советника суда Дроссельмейера, приснившиеся двадцать четвертого декабря детям советника медицины Штальбаума» по сказке Э. Гофмана «Щелкунчик»
2023 — «У Троицы», Сергиев-Посад, Россия, спектакль «Васса»
Награды и премии
1995 — премия театрального журнала «Московский наблюдатель» на фестивале «Новые русские театры» за спектакль «Маркиза де Сад» Ю. Мисимы
1996 — премия им. Сальво Рандоне на 4-м Национальном фестивале итальянского театра за спектакль «Генрих IV»
Л. Пиранделло
. Афиша спектакля помещена в экспозиции дома-музея Луиджи Пиранделло в
Агридженто
(Сицилия)
[
источник не указан 1071 день
]
2008 — приз «За постановочное мастерство» на X Международном фестивале «Славянские театральные встречи» за спектакль «Ревизор»
2010 — гран-при Международного театрального фестиваля «Смоленский ковчег» за спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня»
2011 — номинация «Лучшая работа режиссёра в опере» Национального театрального фестиваля «
Золотая маска
» за спектакль «Кафе «Сократ» (спектакль был выдвинут в пяти номинациях)
2014 — номинация «Лучшая работа режиссёра в драматическом театре» Национального театрального фестиваля «
Золотая маска
» за спектакль «Васса» (спектакль был выдвинут в пяти номинациях)
2014 — премия Правительства Москвы в номинации «За лучший реализованный проект в сфере культуры» — за спектакль «Васса»
2014 — спектакль "Васса" получил «Золотую маску» как «Лучший спектакль в драме, малая форма»[17].
2014 — гран-при Славянского международного фестиваля «Золотой Витязь» — за спектакль «Васса»
2023 — приз за "Оригинальность и мастерство режиссуры" Международного театрального фестиваля «У Троицы» — за спектакль «Васса»
Критика
«Chaika-Live», «Модельтеатр»
…театр Ледуховского, без сомнения, трудный театр, внешняя броскость и эпатажность его спектаклей обманчивы, в них есть восхитительно-естественная лёгкость их автора, но нет бездумной лёгкости для их зрителя.
Его странный театр не «уход от жизни», но жизнь, так им увиденная, так им воспринимаемая, в такие формы воплощённая.
Юрий Фридштейн
, «Страстной бульвар» № 1 2006
«Incognito», Омский театр драмы
В спектакле Анатолия Ледуховского много театральных шифров, к которым нужно подобрать код. Или, говоря проще, собрать картинку, как кубик Рубика. Кому-то это удаётся лишь к финалу, кому-то не удаётся вовсе. И тогда возникает раздражение и дискомфорт. Но, может быть, стоит попробовать ещё раз? Ведь Ледуховский — это тот режиссёр, спектакли которого со временем вызревают, как хорошее вино.
Эльвира Кадырова, «Коммерческие вести» 27 марта 2016
Комментарии
В 1994 году спектакль «Маркиза де Сад» был выдвинут на соискание театральной премии «
Хрустальная Турандот
» в номинации «Лучшая женская роль» за роль Графини де Сен-Фон, исполненной
Еленой Козельковой
В 2017 году спектакль «Incognito» вошёл в лонг-лист Национального театрального фестиваля «
Золотая маска
»
.
В 2018 году спектакль «Относительные ценности» вошёл в лонг-лист Национального театрального фестиваля «
Золотая маска
»
.
В 2019 году спектакль «Обрыв» был выдвинут на соискание Санкт-Петербургской премии «Прорыв» в пяти номинациях, в 2020 году — на соискание премии «
Золотой софит
» в двух номинациях.
В 2014 году постановка получила «
Золотую маску
» как «Лучший спектакль в драме, малая форма»
.
Примечания
↑
Дмитракова Екатерина.
(рус.)
.
Новости Смоленска
(2009). Дата обращения: 4 января 2022.
4 марта 2016 года.
(рус.)
.
goldenmask.ru
.
Золотая маска
(2011). Дата обращения: 20 марта 2021.
15 апреля 2019 года.
(рус.)
.
model.theatre.ru
. Творческая мастерская Анатолия Ледуховского «Модельтеатр». Дата обращения: 20 марта 2021.
13 апреля 2021 года.
(рус.)
.
Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина
. Дата обращения: 4 января 2022.
5 января 2022 года.
Заславский Григорий.
(рус.)
.
Радиостанция «Вести ФМ»
(19 ноября 2013). Дата обращения: 4 января 2022.
5 января 2022 года.
Поспелов Пётр.
// Ведомости : газета. — 2010. — 31 марта.
5 января 2022 года.
Ледуховский А. В.
Режиссёрские пьесы
(рус.)
. —
М.
: ГЦТМ им. А. А. Бахуршина, 2015. — 297 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-906801-01-2
.
, с. 348.
, с. 350.
, с. 354.
, с. 360.
, с. 362.
↑
, с. 401.
, с. 366.
, с. 398.
↑
Троицкая Елена.
// Эспрессо : газета. — 2002. — Май (
№ 7 (52)
).
27 июня 2022 года.
(рус.)
.
goldenmask.ru
. Фестиваль «Золотая маска» (2017). Дата обращения: 21 сентября 2021.
2 апреля 2018 года.
(рус.)
.
model.theatre.ru
. Творческая мастерская Анатолия Ледуховского «Модельтеатр» (2007). Дата обращения: 21 сентября 2021.
21 сентября 2021 года.
(рус.)
.
goldenmask.ru
. Фестиваль «Золотая маска» (2018). Дата обращения: 21 сентября 2021.
21 сентября 2021 года.
Ваганов Андрей.
// Театральные опыты : сборник. — 1998. —
С. 4
.
23 сентября 2015 года.
(рус.)
.
model.theatre.ru
. Творческая мастерская Анатолия Ледуховского «Модельтеатр». Дата обращения: 20 марта 2021.
21 сентября 2021 года.
(рус.)
.
goldenmask.ru
.
Золотая маска
(2011). Дата обращения: 20 июня 2021.
24 июня 2021 года.
↑
(рус.)
.
goldenmask.ru
.
Золотая маска
(2014). Дата обращения: 20 марта 2021.
23 апреля 2021 года.
Фридштейн Ю. Г.
// Страстной бульвар : журнал. — 2006. — Октябрь (
№ 1 (91)
).
16 мая 2022 года.
Кадырова Эльвира.
// Коммерческие вести : газета. — 2016. — 27 марта.
5 января 2022 года.
Литература
Коллектив авторов.
ГИТИС Факультет сценографии // Конец — начало века / Альбом
(рус.)
. —
М.
: Издательство «ГИТИС», 2014. — 440 с. —
300 экз.
—
ISBN 978-5-91328-163-0
.
Ссылки
Карась Алёна.
// Российская газета. — 2006. — 10 июля (
№ 0 (4113)
). —
ISSN
.