Камерный балет
- 1 year ago
- 0
- 0
Анна Каренина — балет в трёх актах Родиона Щедрина . Либретто Бориса Львова-Анохина по роману Льва Толстого « Анна Каренина » .
Идея создания этого балета появилась у Майи Плисецкой ещё в 1967 году, когда она снималась в художественном фильме « Анна Каренина ». Музыку к фильму написал Родион Щедрин . Балерина вспоминала:
«На съёмках драматического фильм „Анна Каренина“, в котором я выступила в роли княгини Бетси Тверской, мысль о хореографическом воплощении толстовского романа стала ясно витать в воздухе… Музыка, которую Щедрин написал к фильму, была театральна и пластична. Её можно было танцевать… Почти все съёмки фильма шёл мой внутренний диспут с режиссёром фильма. В довершение и Щедрин в пух и прах разругался с Зархи: тот безбожно искромсал музыку.
— Будем делать балет. Совершенно по-своему…»
— Майя Плисецкая
Изначально балерина не планировала ставить балет сама. Первым хореографом, к которому она обратилась был Игорь Бельский . Следующими кандидатами стали Наталья Касаткина и Владимир Василёв , их интерпретация показалась Плисецкой слишком радикальной и она решила ставить балет сама. Она обратилась за советом к Валентину Плучеку , который порекомендовал привлечь в качестве либреттиста Бориса Львова-Анохина , в качестве художника — Валерия Левенталя . Ему же принадлежала идея разграничить постановочный процесс — самой Плисецкой сосредоточиться на линиях Анны, Вронского и Каренина, а массовые сцены отдать помощникам. Ими стали танцовщики Большого театра Наталья Рыженко и Виктор Смирнов-Голованов , уже ярко заявившие о себе как постановщики нескольких телевизионных фильмов-балетов . В качестве одного из лейтмотивов главной героини была использована тема из 3-й части Второго струнного квартета П. И. Чайковского .
Осенью 1971 года в Бетховенском зале Большого театра Родион Щедрин играл для художественного совета музыку будущего балета, а Плисецкая и Львов-Анохин объясняли замысел постановки:
Задача воплощения образов Л. Н. Толстого на балетной сцене необычайно трудна. Как сочетать неизбежную условность хореографического театра с поразительным реализмом толстовской прозы?
Тем не менее мы знаем гениальный эксперимент, который совершил Сергей Прокофьев, создав замечательную оперу «Война и мир», а ведь опера не менее условна, чем балет.
Внимательно перечитывая «Анну Каренину», можно обнаружить, что могучий реализм Толстого становится «реализмом отточенным до символа» (выражение Вл. И. Немировича-Данченко), а это уже область, доступная поэтике хореографического искусства.— Борис Львов-Анохин
После первого оркестрового прогона на котором присутствовали чиновники из Министерства культуры СССР, по неофициальному распоряжению министра культуры Е. А. Фурцевой репетиции балета были приостановлены — фактически спектакль был закрыт. Но Плисецкая и Щедрин обратились за поддержкой к Секретарю ЦК КПСС П. Н. Демичеву и по его распоряжению работа над спектаклем была возобновлена.
Первый акт
Второй акт
Третий акт
Премьера прошла 10 июня 1972 года в Большом театре
Художник-постановщик Валерий Левенталь , дирижёр-постановщик Юрий Симонов
Спектакль прошёл 103 раза, последнее представление состоялось 29 июля 1985 года . Экранизирован в кино в 1974 году .
Оригинальную постановку 1972 года Наталья Рыженко и Виктор Смирнов-Голованов неоднократно переносили в различные театры:
Балетмейстер — Энн Суве, художник-постановщик — Э. Рентер, дирижёр — В. Ярви; Анна — Т. Сооне, Вронский — С. Воробьёв, Каренин — Я. Гаранцис
В 1 акте, балетмейстер М. Мнацаканян, Анна — Н. Гальцина , Вронский — О. Щукарев, Каренин — А. Волхович, Серёжа — Д. Антонкова
Новая постановка, автор либретто и балетмейстер — Юриюс Сморигинас, художник-постановщик — И. Новикс, художник по костюмам — Ю. Статкевичиус, узыкальный руководитель и дирижёр — Ю. Алпертен
В 2004 году новую постановку балета «Анна Каренина» осуществил Алексей Ратманский .
4 апреля 2004 — Датский королевский балет
Художник-постановщик — Микаэль Мельбю, художник-видеографик — Уэндэл Харрингтон, художник по свету — Йорн Мелин, драматургическая концепция — Мартин Тюлиниус
Эта двухактная версия балета обрела популярность и была перенесена в несколько театров мира:
4 ноября 2005 — Литовский национальный театр оперы и балета
2007 — Финский национальный балет (август-сентябрь 2008)
Дирижер-постановщик — Евгений Волынский, Анна — Марта Фидлер, Вронский — Максим Войтул, Каренин — Войцех Слезак
15 апреля 2010 — Мариинский театр
Музыкальный руководитель и дирижёр — Валерий Гергиев