Можейко, Леонид Чеславович
- 1 year ago
- 0
- 0
Теодо́р Чéславович Тэ́жик (род. 7 февраля 1946 , Электросталь , Московская область ) — советский и российский художник , скульптор , художник-постановщик , художник по костюмам , театральный художник. Создатель оригинальной, ассоциативной, метафорической визуализации и фантастических, сложных в техническом исполнении конструкций — таких, как пепелац для фильма « Кин-дза-дза! » или гигантская надувная волынка-картофелина, ощетинившаяся звучащими трубами . В его творчестве уживаются разнообразные формы и жанры: живопись, скульптура, монументальное искусство , сценарная разработка, дизайн , кино , драматический театр , опера , мюзикл , балет .
Родился в Электростали Московской области . Отец — чех, предки которого жили в Богемии , мать — русская, из Мариинска Кемеровской области .
Окончил Московскую центральную художественную школу , в 1970 году — Московский художественный институт имени Сурикова по мастерской профессора В. Ф. Рындина , театрального художника- конструктивиста , тяготевшего к ёмким метафорам , сочетавшего условные конструкции с живописными декорациями , эмоциональную насыщенность с лаконизмом образов.
С 1970 года участвовал в коллективных и персональных зарубежных выставках живописи. Работы Теодора Тэжика находятся в европейских частных коллекциях Вены , Лондона , Парижа , Франкфурта-на-Майне . По его словам, живопись для него — основная профессия, которая из-за неумения реализовывать свои произведения не приносит средств для существования .
Создал серию городских памятников — «Пегас», «Памятник обывателю», «Памятник времени, потерянному на мытье посуды» и другие.
В 2005 году Теодор Тэжик в Париже создал серию гигантских скульптур и объектов «Зелёные», а в Нижнем Тагиле установил «Памятник замученному металлу» .
Широта взглядов художника обусловлена его отношением к книгам, на силе которых «цивилизация, видимо, держится…» . При этом Тэжик особо выделяет иероглифическое мышление:
Текст, смысл должны передаваться необезличенно. Любые древние тексты, знаки-иероглифы, подобно книгам, необходимо беречь и сохранять. Ведь иероглиф, как знаковый символ, стоит гораздо выше буквы. Значение иероглифа одновременно эмоциональное и логическое, и очень информативное. Гораздо более ёмкое, чем слово, сотканное из букв .
— Теодор Тэжик. На чём держится мир
«Пегас», ассамбляж из сваренных разнородных металлов, долгое время находился на Комсомольском проспекте Москвы , напротив здания Союза писателей России , но после скандала их руководства о принадлежности недвижимых памятников культуры исчез. Со слов скульптора, владельцы одноимённого ресторана, расположенного в здании и закрытого из-за дрязг писателей, посчитали, что стоимость «Пегаса», символический авторский гонорар за который составил всего один доллар , будет приемлемой компенсацией их потерям. Проект обошёлся скульптору в пять тысяч долларов США, не считая стоимости произведённой реставрации , также осуществлённой самим автором за собственный счёт, когда «Пегаса» однажды покрасили серебрянкой и начистили до самоварного состояния, убрав всю патину . По предположению Тэжика, «Пегас» стоит на даче у кого-то из бывших хозяев ресторана .
В 1972 году как художник-постановщик Теодор Тэжик создал мультфильм « Мастер из Кламси » по мотивам произведения Ромена Роллана «Кола Брюньон» , отмеченный призом Парижской синематеки . В 1973 году появились « Немухинские музыканты », в 1977 году — «Старый дом».
В 1974 году как художник-постановщик фильмов работал над первоначальной, уничтоженной версией картины « Раба любви » « Нечаянные радости » режиссёра Рустама Хамдамова , над « Сказкой странствий » Александра Митты , получившей премию на Лондонском фестивале экзотических фильмов, совместно с Александром Самулекиным — над фильмом « Кин-дза-дза! » Георгия Данелии , совместно с В. Зенковым — над фильмом « Жена керосинщика » Александра Кайдановского (премия ФИПРЕССИ на МКФ в Амстердаме ), над телефильмом « Остров ржавого генерала ».
«Кин-дза-дза!» получил только одну международную премию — на кинофестивале в Сан-Пауло , — за изобразительное решение. По словам Тэжика, Георгий Данелия не только не поздравил его с этой победой, но «…даже не уведомил о том, что картина получила награду» .
В 1989 году Теодор Тэжик стал первым российским [ источник не указан 66 дней ] художником, расписавшим часть Берлинской стены : за два дня им было создано полотно под названием «Большой кремлёвский ветер». Вот как художник раскрывал свой замысел:
… Спасская башня изгибалась, как кипарис , а из её ворот на нас летел мусор, и мы понимали, что это толпа людей, и первым, возглавляя толпу и перелетая через Берлинскую стену, был Горбачёв …
— Из интервью журналисту Сергею Павленко
С 1989 по 1994 год занимался международными гуманитарными проектами: «Русская церковная хоровая музыка в тюрьмах Южной Германии » и « Андреевский крест » для Венецианского карнавала .
Теодор Тэжик был художником-постановщиком видеоклипов : в 1996 году создал клип «Дорога в облака» группы « Браво », в 1997 году — «Гарсон № 2» Б. Гребенщикова .
В 1998 году работал художником в театре « Лицедеи » с Вячеславом Полуниным (спектакль-фантасмагория «Дьябло») .
В 2001 году был главным художником Всемирной театральной олимпиады в Москве.
Тэжик является автором и постановщиком собственных спектаклей — «Дурная бесконечность» (фестиваль «Физических театров» в Токио в 2002 году), «Дурная бесконечность 2» и «Осень империи» (Москва).
В конце января 2005 года в Центре Вс. Мейерхольда Тэжик реализовал проект «Большая монтажная репетиция». Вначале Тэжик задумал вывезти свою «Дурную бесконечность» на фестиваль в Эдинбурге . Для этого необходимо было снять предлагаемую постановку на камеру и подготовить заявку, поэтому название «Большая монтажная репетиция» нужно было понимать буквально. Два дня в освобождённом от кресел зале Центра Вс. Мейерхольда были выставлены объекты — гигантские волынки, «звуковые стробоскопы», надувные объекты — с которыми пластические актёры взаимодействовали «по мере сил, возможностей и фантазии» — импровизировали . К участию в «Большой монтажной репетиции» были привлечены Вячеслав Полунин , Дмитрий Дибров , скрипачка Татьяна Гринденко со своим ансамблем «Opus Post», волынщик дядя Вова Лазерсон , музыкант- перкуссионист Марк Пекарский и другие, в том числе актёр японского театра Буто .
С 1993 года Теодор Тэжик — владелец учреждения культуры «Галерея проект Андреевский крест», заброшенного здания трансформаторной подстанции на Студенческой улице Москвы , переделанного в музей-мастерскую . Это здание, оказавшееся ненужным после перехода стоящих рядом домов со 127 на 220 вольт , после внутренней реконструкции стало для Тэжика не только студией, но и домом. По словам журналистки и писательницы Дины Радбель, «Теодор Тэжик сочинил мир планеты Плюк в фильме „Кин-дза-дза“ и придумал свой собственный — в бывшей трансформаторной будке» . «Трансформаторная будка» — популярное место для съёмок сюжетов о его творчестве .
С 1985 года Теодор Тэжик сотрудничает с хореографами Сергеем Бобровым и Илзе Лиепа — спектакли « Антигона » («Дочь Эдипа») и « Федра », балет « Весна священная » (2010) на музыку Игоря Стравинского .
В 2008 году своё 30-летие Красноярский театр оперы и балета отметил концертом-феерией «Магический свет». Идея художественного воплощения программы, в которой в неожиданной форме были поданы самые известные балетные и вокальные номера, принадлежала Теодору Тэжику . В этом же году была показана новая версии рок-оперы « Звезда и смерть Хоакина Мурьеты » композитора А. Рыбникова , в которой сценография, костюмы и эффекты создавались им же.
В том же 2008 году совместно с армянским музыкантом и композитором Дживаном Гаспаряном построил дудук в пять раз больший обычного. Целью этого проекта было создание подобия иерихонской трубы .
Осенью 2009 года спектакль пермского « Театра-Театра » «Жизнь человека» , созданный Тэжиком в сотрудничестве с режиссёром Борисом Мильграмом и композитором Владимиром Чекасиным , был номинирован на национальную премию « Золотая маска » .
В 2012 году в Красноярском театре оперы и балета состоялась премьера оперы Рихарда Штрауса « Электра », где художником-постановщиком был Теодор Тэжик.
В 2014 году был приглашён Астраханским театром оперы и балета в качестве художника-постановщика сценическо-хореографической кантаты « Carmina Burana » (Бойренские песни) на музыку Карла Орфа . Премьера состоялась в октябре 2014 года и вызвала большой интерес публики и специалистов . О своей работе над «Carmina Burana» Теодор Тэжик сказал так:
Это жесткий визуальный аскетизм и существование в нём заблудших в истории душ. Нет ни героев, ни жертв… Есть только течение времени и его музыкальное выражение. Обостренный интерес к этому произведению на сегодняшний день снова показывает, что слушатель-зритель по-прежнему загипнотизирован этим произведением, которое ставит больше вопросов, чем дает ответов …
— Видеоконференция с художником
В настоящее время [ какое? ] в Богемии , в местечке у города , где в 1854—1857 годах обучался теории музыки , игре на альте , фортепиано и органе чешский композитор Антонин Дворжак , при поддержке и частных компаний России, Чехии и США , Теодор Тэжик по своему проекту трансформирует — здание самого большого в Европе зернохранилища (называемого на чешский манер «сыпкой»), построенного в 1730 году и принадлежавшего семье Кинских , — в благоустроенный культурный центр «Театр в Полях» . Возведена крыша, установлен уникальный орган.
На странице в Facebook , посвящённой данному проекту, сообщается, что
«…здание обладает архитектурными и акустическими свойствами, позволяющими создать уникальную театральную площадку, сохранив внутреннюю деревянную конструкцию, проёмы окон, деревянные лестницы и переходы. Театр также является идеальным нестандартным пространством, позволяющим организацию выставок, концертов, семинаров и мастер классов» .
Так постепенно Тэжик выходит за рамки представлений о себе как о художнике и расширяет пространство своего многогранного творчества до масштабов Вселенной .
год | фильм | участие |
1974 | Раба любви ( 1-я версия ) | художник-постановщик |
1983 | Сказка странствий | художник-постановщик |
1986 | Кин-дза-дза! | художник-постановщик |
1988 | Жена керосинщика | художник-постановщик |
1988 | Остров ржавого генерала | художник-постановщик |
Сейчас проводятся фундаментальные реставрационные работы. Исторический памятник трансформируется в благоустроенный культурный центр, дав ему новую жизнь.