Interested Article - Крымов, Дмитрий Анатольевич
- 2021-10-18
- 2
Дми́трий Анато́льевич Кры́мов (род. 10 октября 1954 , Москва ) — российский художник , сценограф , театральный режиссёр и педагог . Член Союза художников России и Союза театральных деятелей Российской Федерации . Пятикратный лауреат театральной премии « Золотая маска » .
Биография
Родился в семье режиссёра Анатолия Эфроса и театрального критика Натальи Крымовой . Внук театроведа и поэтессы Зинаиды Чалой . В 1976 году окончил постановочный факультет Школы-Студии МХАТ (курс Э. П. Фрезе) .
С 1976 года начал работать в Театре на Малой Бронной . Создал сценографию к постановкам своего отца Анатолия Эфроса: «Отелло» У. Шекспира (дипломная работа), «Месяц в деревне» И. Тургенева , «Лето и дым» Т. Уильямса , «Воспоминание» А. Арбузова , «Наполеон Первый» Ф. Брукнера , «Директор театра» И. Дворецкого . На сцене МХАТ оформил спектакли Эфроса « Тартюф » ( Мольера ) и «Живой труп» Л. Толстого .
В 1985 году перешёл в Театр на Таганке , где оформил спектакли « У войны не женское лицо » С. Алексиевич , « Полтора квадратных метра » по повести Б. Можаева и «Мизантроп» Мольера . Всего в портфолио Крымова свыше 100 оформленных спектаклей для театров России, Японии, Болгарии, Франции, США и др.
В начале 1990-х, когда ушёл из жизни Анатолий Эфрос, оставил театр и занялся изобразительным искусством: живописью, книжной графикой, инсталляцией , участвовал в групповых и персональных выставках за рубежом и в России . Работы Крымова хранятся в коллекциях музеев Ватикана , Государственной Третьяковской галереи , Русского музея , Пушкинского и других . В тот период написал портрет папы Иоанна Павла II . Картина была сделана с фотографии и предназначалась как подарок на день рождения понтифику. Она была выдержана в «хулиганской» стилистике, технику сравнивали с манерой Модильяни или Сутина . Очевидцы вспоминали, что когда понтифику привезли полотно и сняли вуаль с подрамника, «кардиналы просто остолбенели. Зависла пауза. Нашёлся один Иоанн Павел II, сказавший: „Noli timere, quia ego sum“ („Не бойтесь, это я“)» .
В 2002 году стал преподавать в Российской академии театрального искусства на курсе театральных художников . В том же году он выпустил свой первый спектакль — «Гамлет», поставленный для Валерия Гаркалина . Премьера состоялась в дни захвата заложников на Дубровке . Спектакль получил массу критических отзывов: в прессе высказывались мнения, что Крымову не стоило браться за режиссуру и выходить из рамок сценографии, в рецензиях отзывались о постановке как о «обычном драматическом театре» . В 2004 году выпустил «Недосказки» — оригинальный пластический перформанс. В последовавших за ним спектаклях «Сер Вантес. Донкий Хот» и «Демон. Вид сверху» роли исполняли студенты-сценографы и молодые актёры, эти спектакли уже были совершенно не похожи на классический театр и в прессе описывались как «художественные акции» и «сюрреалистические иллюзионы». В них повествование идёт через ряд метафор, образных представлений, вербальных и визуальных перформансов .
В 2004 году начал работать в театре « Школа драматического искусства », где возглавил свою Лабораторию . В 2007 году Крымов и его студенты получили Гран-при Пражской квадриеннале — «Золотую тригу», главную сценографическую награду мира . Ученицы Крымова Вера Мартынова и Мария Трегубова работали над сценографией поставленного в 2010-м спектакля «Opus № 7» .
В 2010—2011 годах спектакль Крымова «В Париже» с Михаилом Барышниковым в главной роли шёл в театре Шайо .
В марте 2014 года вместе с рядом других деятелей науки и культуры выразил своё несогласие с политикой российской власти в Крыму и на востоке Украины .
В 2016 году Крымова пригласили вести курс в Йельском университете . Со студентами драматического отделения он поставил «Три сестры» . Премьера состоялась в рамках 21 Международного фестиваля Искусства и Идей .
В 2018 году уволился из «Школы Драматического искусства», на тот момент в репертуаре ШДИ было 15 постановок режиссёра . В обращении к зрителям Крымов процитировал фразу Андрея Синявского : «У меня с советской властью разногласия чисто стилистические», подразумевая разногласия с руководством ШДИ .
В феврале 2022 года прилетел в Филадельфию ставить «Вишнёвый сад» в Wilma Theater, премьера которого была запланирована на 12 апреля. В связи со вторжением России на Украину заявил, что не видит для себя возможности вернуться в Россию . 20 апреля Крымов в пятый раз стал лауреатом премии « Золотая маска », получив награду в номинации «Лучшая работа режиссера в драмтеатре» за спектакль «Моцарт „Дон Жуан“. Генеральная репетиция» в « Мастерской Петра Фоменко ». Крымов попросил передать его премию главреду « Новой газеты » Дмитрию Муратову .
В сентябре 2022 года по приказу городского Департамента культуры все постановки Крымова были сняты из репертуаров московских театров. Спектакли режиссёров, открыто выступивших против войны, отменяются по всей стране .
В октябре 2022 года открыл в Нью-Йорке театральную лабораторию Krymov Lab NYC .
Семья
Отец — Анатолий Васильевич Эфрос (1925—1987), советский режиссёр театра и кино, педагог; заслуженный деятель искусств РСФСР . Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище в Москве (10 уч.).
Мать — Наталья Анатольевна Крымова (1930 — 2003), советский и российский театральный критик и театровед. Похоронена рядом с мужем в Москве на Кунцевском кладбище (10 уч.).
Жена — Инна Александровна Крымова .
- Сын — Михаил Дмитриевич Крымов, архитектор, живёт в США .
Творчество
Театральные работы
Художник
- 1976 — « Отелло » У. Шекспира.
- 1981 — «Лето и дым» Т. Уильямса .
- 1982 — «Директор театра» И. М. Дворецкого.
- 1982 — «Воспоминание» А. Н. Арбузова.
- 1983 — «Наполеон Первый» Ф. Брукнера.
- 1984 — «Директор театра» И. М. Дворецкого.
- 1981 — « Тартюф » Ж.-Б. Мольера .
- 1982 — « Живой труп » Л. Н. Толстого.
- 1985 — « У войны — не женское лицо » С. А. Алексиевич .
- 1986 — « Полтора квадратных метра » Б. А. Можаева (совместно с С. Н. Арцыбашевым ).
- 1986 — « Мизантроп » Ж.-Б. Мольера .
Режиссёр
- 2004 — «Недосказки» по мотивам русских народных сказок
- 2005 — «Три сестры» по пьесам В. Шекспира «Король Лир» и «Бесплодные усилия любви»
- 2005 — «Сэр Вантес. Донкий Хот» по мотивам романа «Дон Кихот» Сервантеса
- 2006 — «Торги» по мотивам пьес А. П. Чехова
- 2006 — «Демон. Вид сверху» по мотивам поэмы М. Ю. Лермонтова
- 2007 — «Корова» по рассказу А. Платонова
- 2008 — «Opus № 7»
- 2009 — «Смерть жирафа»
- 2010 — «Тарарабумбия»
- 2011 — «Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня…» по И. Бунину
- 2012 — «Горки-10»
- 2012 — «Как вам это понравится» по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь»
- 2013 — «Оноре де Бальзак. Заметки о Бердичеве» по пьесе А. П. Чехова «Три сестры»
- 2014 — «О-й. Поздняя любовь» по пьесе А. Н. Островского
- 2015 — «Русский блюз. Поход за грибами»
- 2015 — «Своими словами. А. Пушкин „Евгений Онегин“»
- 2016 — «Последнее свидание в Венеции» по роману Э. Хемингуэя «За рекой в тени деревьев»
- 2016 — «Своими словами. Н. Гоголь „Мёртвые души“»
- 2017 — «Безприданница» по пьесе А. Н. Островского
- 2018 — «Ромео и Джульетта (киндерсюрприз)» по В. Шекспиру
- 2011 — «Х. М. Смешанная техника»
- Театр Корьямо (Финляндия)
- 2011 — «В Париже»
- Iseman Theater (США)
- 2016 — «Квадратный корень из Трех сестер»
- 2018 — «Му-Му» по произведениям И. С. Тургенева
- 2018 — «Серёжа» по мотивам романа Л. Н. Толстого « Анна Каренина »
- 2019 — «Борис» по мотивам трагедии А. С. Пушкина « Борис Годунов »
- 2021 — «Двое»
- — «Все тут» по пьесе Т. Уайлдера « Наш городок »
- 2021 — «Моцарт „Дон Жуан“. Генеральная репетиция»
- 2021 — «Костик» по мотивам пьесы А. П. Чехова « Чайка »
Награды
- Премия имени Станиславского за спектакль «Сэр Вантес. Донкий Хот» (2006)
-
Первая театральная премия «
Хрустальная Турандот
»:
- в номинации «Лучшая режиссерская работа» за спектакль «Демон. Вид сверху» (2007) .
- в номинации «Лучшая режиссерская работа» за спектакль «Opus № 7» (2009)
-
Национальная театральная премия «
Золотая маска
»:
- в номинации «Эксперимент» за спектакль «Демон. Вид сверху» (2008)
- в номинации «Эксперимент» за спектакль «Opus № 7» (2010)
- в номинации «Драма / Спектакль малой формы» за спектакль «О-й. Поздняя любовь» (2016)
- в номинации «Драма / Работа режиссёра» за спектакль «Серёжа» (2020)
- в номинации «Драма / Работа режиссёра» за спектакль «Моцарт „Дон Жуан“. Генеральная репетиция» (2022)
- Премия Федерации еврейских общин России «Человек года» (2009)
- Премия города Москвы в области литературы и искусства в номинации «Театральное искусство» (2013)
- Награда Международного Эдинбургского фестиваля за спектакль «Как вам это понравится по пьесе Шекспира Сон в летнюю ночь» (2012)
- Избрание почетным членом Российской Академии Художеств (2014)
- «Почетный профессор ГИТИС» (2017)
Примечания
- . www.goldenmask.ru . Дата обращения: 20 апреля 2022. 20 апреля 2022 года.
- . Дата обращения: 22 февраля 2022. 22 февраля 2022 года.
- ↑ Giurgea, A. . American Theater (1 января 2009). Дата обращения: 19 мая 2022. 1 сентября 2016 года.
- . Театр Пушкина. Дата обращения: 19 мая 2022. 21 мая 2022 года.
- ↑ . МХАТ. Дата обращения: 20 мая 2022. 21 мая 2022 года.
- . «Золотая маска». Дата обращения: 20 мая 2022. 20 марта 2022 года.
- . «Коммерсантъ» (8 июля 2019). Дата обращения: 20 мая 2022. 21 мая 2022 года.
- . Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина. Дата обращения: 20 мая 2022. 2 февраля 2020 года.
- . РИА Новости (16 октября 2009). Дата обращения: 20 мая 2022. 21 мая 2022 года.
- ↑ . Daily Afisha. Дата обращения: 20 мая 2022. 24 апреля 2022 года.
- Кан, А. . BBC News (25 июня 2014). Дата обращения: 20 мая 2022. 21 мая 2022 года.
- . Пушкинский музей. Дата обращения: 20 мая 2022. 19 июня 2021 года.
- . Jewish.ru (25 декабря 2015). Дата обращения: 20 мая 2022.
- . Филолог. Дата обращения: 20 мая 2022.
- . Журнал «Итоги» No49 (913) 2013 (9 декабря 2013). Дата обращения: 20 мая 2022. 21 мая 2022 года.
- Интервью Александра Шаталова c Дмитрием Крымовым. . « Огонёк » № 14 (8 апреля 2007). Дата обращения: 2016-4-18. 12 марта 2016 года.
- , с. 45—46.
- , с. 209.
- Соколянский, А. . «Время новостей» (28 октября 2002). Дата обращения: 19 мая 2022. 31 марта 2022 года.
- Корсаков,Д. . «Комсомольская правда» (30 октября 2002). Дата обращения: 19 мая 2022. 21 мая 2022 года.
- Дьякова, Е. . «Газета» (25 октября 2002). Дата обращения: 19 мая 2022. 21 мая 2022 года.
- ↑ , с. 209—230.
- . Театр «Школа драматического искусства». Дата обращения: 2016-4-18. 28 апреля 2016 года.
- от 2 сентября 2018 на Wayback Machine // РИА Новости, 1.09.2018
- Архипова, Е. . April Club news (21 октября 2012). Дата обращения: 19 мая 2022.
- . «Известия» (2 июля 2007). Дата обращения: 20 мая 2022.
- Сидельникова, М. . «Коммерсантъ» (12 сентября 2011). Дата обращения: 19 мая 2022. 21 мая 2022 года.
- Богопольская, Е. . «Ведомости» (15 сентября 2011). Дата обращения: 19 мая 2022. 21 мая 2022 года.
- Михаил Лемхин. . журнал «Чайка» (1 июня 2012). Дата обращения: 2016-4-17. 23 сентября 2015 года.
- Charles Isherwood. (англ.) . The New York Times (5 августа 2012). Дата обращения: 19 мая 2022. 21 мая 2022 года.
- . Новая газета (13 марта 2014). Дата обращения: 30 июля 2017. 30 июля 2017 года.
- Lutz, Philip. (англ.) . The New York Times (17 июня 2016). Дата обращения: 19 мая 2022. 21 мая 2022 года.
- Sorokina, A. (англ.) . The Theatre Times (25 июня 2016). Дата обращения: 19 мая 2022. 14 мая 2021 года.
- , с. 44.
- Donald Brown. (англ.) . New Heaven Review (27 июля 2016). Дата обращения: 19 мая 2022. 2 августа 2020 года.
- (англ.) . Yale University (13 июня 2016). Дата обращения: 19 мая 2022. 21 мая 2022 года.
- Колганова, В. . Коммерсант (2019-0708). Дата обращения: 19 мая 2022. 21 мая 2022 года.
- . «Коммерсантъ» (1 сентября 2018). Дата обращения: 19 мая 2022. 21 мая 2022 года.
- Авдошина, Е. . «Независимая газета» (19 марта 2019). Дата обращения: 19 мая 2022. 28 января 2020 года.
- Алдашева, Е. . «Театр» (18 апреля 2022). Дата обращения: 19 мая 2022. 21 мая 2022 года.
- Новая газета (5 февраля 1981). Дата обращения: 27 августа 2023. 27 августа 2023 года.
- . РБК Стиль (20 апреля 2022). Дата обращения: 20 мая 2022. 14 мая 2022 года.
- . РИА Новости (20 апреля 2022). Дата обращения: 20 мая 2022. 21 мая 2022 года.
- . «Театрал» (20 апреля 2022). Дата обращения: 20 мая 2022. 14 мая 2022 года.
- . «Новая газета» (20 апреля 2022). Дата обращения: 20 мая 2022. 20 апреля 2022 года.
- Ovchinnikov, A. . O Teatre Info (2 сентября 2022). Дата обращения: 3 ноября 2022. 1 ноября 2022 года.
- Zhilyaeva, A. . Forbes (2 сентября 2022). Дата обращения: 3 ноября 2022. 1 ноября 2022 года.
- (англ.) . Журнал Театр. (20 октября 2022). Дата обращения: 29 октября 2022. 29 октября 2022 года.
- . Дата обращения: 15 августа 2018. 15 августа 2018 года.
- . Дата обращения: 15 августа 2018. 15 августа 2018 года.
- . Lenta.ru (18 июня 2007). Дата обращения: 2016-4-18. 6 мая 2016 года.
- . NEWSru.com (22 декабря 2009). Дата обращения: 2016-4-18. 27 апреля 2016 года. Оскво
- . ТАСС (6 октября 2018). Дата обращения: 20 мая 2022. 21 мая 2022 года.
Литература
- Гайдин Б. Н. Вып. 27 . — С. 45—48 . — ISBN 978-5-98079-924-3 . // Тезаурусный анализ мировой культуры / под ред. Лукова Вл. А.. — Москва: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2013. —
- Витвицкая, Н. № 57 ). — С. 44 . // «Коммерсантъ». — 2016. — 22 Декабрь (
- Берёзкин, В. № 1—2 ). — С. 209—232 . // Вопросы театра. — 2009. — 02 Январь (
Ссылки
- Интервью, а скорее, доверительная беседа Dmitry Krymov: The language of Visual Theatre из австралийской серии Повод Поговорить / Cause to Converse
- Дмитрий Анатольевич Крымов. . vtoraya-literatura.com (1990). Дата обращения: 2016-4-17.
- Ирина Алпатова. «Петербургский театральный журнал» (20 декабря 2015). Дата обращения: 2016-4-18.
- Тамара Ляленкова. . Радио «Свобода» (17 апреля 2016). Дата обращения: 2016-4-19.
- 2021-10-18
- 2