Сбежавшая невеста (Доктор Кто)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Царская невеста» — опера в четырёх действиях Николая Римского-Корсакова по драме Льва Мея в обработке Ильи Тюменева . Первое представление состоялось 22 октября 1899 года в театре Московского товарищества частной русской оперы .
Опера была начата в феврале 1898 года и закончена 24 ноября того же года. Либретто было создано самим композитором по драме Мея, причем с сохранением не только общего плана драмы, но и многих текстов из неё. Небольшие изменения и добавления для арий и ансамблей делал бывший ученик Римского-Корсакова Илья Тюменев. Летом того же года в Вечаше Римский-Корсаков показывал оперу В. И. Бельскому. В одном из писем к нему сам автор характеризует свою оперу в шутливой манере:
… было б хорошо, когда б в Вечашу
Приехали вы к нам, на долю нашу
Взглянуть, послушать Царскую невесту.
В ней есть Andante, Moderato, Presto,
Ансамбли, арии, речитативы,
Мелодии, аккорды, лейтмотивы.
И кривда драматическая есть,
А правды музыкальной и не счесть… .
К последним двум строчкам автор сделал примечание: «Слова кривда и правда, а также драматическая и музыкальная могут быть переставлены. Это зависит от точки зрения на оперную музыку».
Написание этой оперы было связано с желанием автора создать оперу, в которой он мог бы показать богатство и драматические возможности традиционных оперных форм, а также настоящей вокальной кантилены (в противовес кучкистским устремлениям к отказу от мелодий ариозного типа и замкнутых оперных номеров).
Ещё на стадии работы над оперой летом 1898 года было решено, что её премьера пройдёт в театре Мамонтова , тем более, что партию Марфы композитор писал «в расчете на голос и умение» Н. И. Забелы . Однако между Мамонтовым и Римским-Корсаковым возникли разногласия по поводу распределения остальных ролей. Переписка между ними внезапно прекратилась, а вскоре после этого Мамонтов перестал участвовать в деятельности Частной оперы по независящим от него причинам. Премьера оперы состоялась в Москве 22 октября 1899 с блестящим успехом, который во многом способствовал дальнейшему существованию Частной оперы в виде самостоятельного Товарищества.
Действие происходит в Александровской слободе осенью 1572 года
Боярин Грязной в тяжёлом раздумье: он горячо полюбил Марфу, но она просватана за Ивана Лыкова. Чтобы забыться, Грязной устраивает пирушку. Приходят гости, среди них — Иван Лыков, недавно возвратившийся из поездки по Европе, царский лекарь Елисей Бомелий, Малюта Скуратов. Грязной представляет свою любовницу Любашу. Когда гости стали уходить, Грязной задержал Бомелия: «Есть у меня приятель, зазнобила ему сердечко красная девица». После чего спросил — нет ли такого зелья, чтоб девица полюбила друга? Бомелий отвечает, что есть такое зелье, чтобы девушка полюбила. Грязной уговаривает Бомелия приготовить это зелье, посулив награду, и лекарь соглашается его сделать. Их разговор подслушала Любаша.
После церковной службы на улице Марфа и Дуняша ждут Лыкова. На девушек обращает внимание проезжавший мимо всадник, в котором они не узнали Ивана Грозного. Вскоре появляются Собакин и Лыков, все идут к Собакиным. Вечером Любаша приходит к Бомелию и просит отравляющее зелье, чтоб извести в лице Марфы соперницу за любовь Грязного. Взамен Бомелий требует любви, ставит Любашу в безвыходную ситуацию. Она соглашается.
Дома у Собакина Лыков и Грязной в ожидании. Царь собрал на смотрины 2000 девушек, из которых осталось только 12, среди них Дуняша и Марфа. Опасаются, что царь может выбрать Марфу, тогда не быть её свадьбе с Лыковым. Грязной вызывается быть на свадьбе дружкой. Приходит Домна Сабурова и рассказывает, что Иван Грозный «положил глаз» на Дуняшу, и скорее всего невестой быть ей. Грязной предлагает за это выпить, наливает в бокалы мёд, Марфе подсыпает зелье. Но Любаша поменяла зелья и вместо приворотного тот подсыпает девушке отравляющее. Приходят Дуняша и Марфа, которая выпивает мёд с зельем. Сабурова и Дуняша поют величальную песню жениху Лыкову и невесте Марфе. Неожиданно в дом приходят бояре во главе с Малютой Скуратовым с новостью: царь выбрал в жёны именно Марфу.
Перед свадьбой Марфа живёт в царских палатах, её губит неизвестный недуг. Появляется Грязной и говорит, что под пыткой Лыков признался, что хотел отравить Марфу, за что по приказу царя казнён. Марфа в безумии принимает Грязного за Лыкова. Грязной понимает, что желая приворожить Марфу, он её отравил. Не выдержав, он сознаётся во всём: это он оклеветал Лыкова, он подсыпал зелье для приворота, а оно оказалось отравой. Просит бояр забрать его, но прежде разделаться с Бомелием. Появляется Любаша и говорит, что зелье подменил не Бомелий, а она сама. Рассказывает, что подслушала разговор и подменила зелье, от которого Марфа совсем зачахнет и умрёт. В гневе Грязной закалывает Любашу и прощается с Марфой, которая в безумии снова принимает его за Лыкова и поёт «Приходи же завтра, Ваня». Занавес.
Среди лучших исполнителей: Антонина Нежданова , Валерия Барсова , Елена Степанова , Елена Катульская , Наталья Шпиллер , Елизавета Шумская , Ирина Масленникова (Марфа); Надежда Обухова , Бронислава Златогорова , Вера Давыдова , Вероника Борисенко , Лариса Авдеева , Тамара Синявская , Елена Образцова , Анита Рачвелишвили (Любаша); Сергей Мигай , Николай Ушаков , Евгений Кибкало , (Грязной), Владимир Маторин , Агунда Кулаева .
Постановки в других городах: Хельсинки (1906), Минск (1933, 1938, 1949, 2015), Харьков (1937, 1940, 1945, 2013), Баку (1938, 1944), Тбилиси (1939, 1952), Ереван (1940), Алма-Ата (1940, 1946, 1957), Львов (1945), Ташкент (1945, 2008 ), Одесса (1946, 1957), Рига (1950), Вильнюс (1952), Душанбе (1953), Ашхабад (1956), Таллин (1959), Йошкар-Ола (2011), Москва (17 марта 2015 г.), Краснодар (2019).
Постановки за рубежом: Прага (1902), Хельсинки (1927), Париж (1911, на русском языке), Нью-Йорк (1922, на русском языке), Берлин (1923), София (1923), Любляна (1924), Загреб (1924), Лондон (1931, на русском языке), Таллин (1932), Брио (1934), Стокгольм (1945), Лондон (2011), Берлин (2013) и Милан (2014) (на русском языке, режиссёр-постановщик Черняков ).
Аудиозаписи
Год | Организация | Дирижёр | Солисты | Издатель и каталожный номер | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1943 | Хор и оркестр Большого театра | Лев Штейнберг | Собакин — Максим Михайлов , Марфа — Наталья Шпиллер , Грязной — Пётр Медведев, Лыков — Анатолий Орфёнов , Любаша — Мария Максакова , Сабурова — Софья Панова |
Мелодия
М10-43753-8 (1981) |
|
1953? | Хор и оркестр Государственного театра оперы и балета им. Т. Г. Шевченко УССР (Национальная опера Украины) | Владимир Пирадов | Собакин — Борис Гмыря , Марфа — Елизавета Чавдар , Грязной — Михаил Гришко , Лыков — Пётр Белинник , Любаша — Лариса Руденко , Сабурова — |
Мелодия
Д-02307-14 (1954), Д 06589-94 (1960; 1968) |
|
1958 | Хор и оркестр Большого театра | Евгений Светланов | Собакин — Александр Ведерников , Марфа — Елизавета Шумская , Грязной — Алексей Иванов , Лыков — Андрей Соколов , Любаша — Вероника Борисенко , Сабурова — Татьяна Тугаринова | Aquarius — The Best of Opera | |
1972 | Хор и оркестр Ленинградского государственного академического театра оперы и балета им. Кирова (Мариинского театра) | Владимир Федотов | Собакин — Игорь Наволошников, Марфа — Галина Ковалёва , Грязной — Владимир Киняев , Малюта Скуратов — Владимир Морозов , Лыков — Михаил Егоров, Любаша — Ирина Богачёва , Бомелий — Иван Бугаев | Запись 30.12.1972 (не издавалась?) | |
1973 | Хор и оркестр Большого театра | Фуат Мансуров | Собакин — Евгений Нестеренко , Марфа — Галина Вишневская , Грязной — Владимир Валайтис , Лыков — Владимир Атлантов , Любаша — Ирина Архипова , Сабурова — Элеонора Андреева |
Мелодия
CM 03899-904 (3 LP), MEL CD 1001876 (2014) |
|
1991 | Русский хор имени А. В. Свешникова и оркестр Большого театра | Андрей Чистяков | Собакин — Пётр Глубокий , Марфа — Екатерина Кудрявченко, Грязной — Владислав Верестников , Лыков — Аркадий Мишенькин, Любаша — Нина Терентьева | Le Chant du Monde «Saison Russe» LDC288 056-7 | |
1999 | Хор и оркестр Мариинского театра | Валерий Гергиев | Собакин — , Марфа — , Грязной — Дмитрий Хворостовский , Лыков — , Любаша — Ольга Бородина |
Philips
462 618-2 |
Видеозаписи
Год | Организация | Дирижёр | Солисты | Производитель | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1983 | Хор и оркестр Большого театра | Юрий Симонов | Собакин — Александр Ведерников , Марфа — Лидия Ковалева, Грязной — Юрий Григорьев , Лыков — Евгений Шапин , Любаша — Нина Терентьева , Бомелий — Константин Пустовой | Гостелерадио СССР | (недоступная ссылка) |
2013 | Берлинская государственная опера | Даниэль Баренбойм | Собакин — Анатолий Кочерга , Марфа — Ольга Перетятько , Грязной — Иоганнес Мартин Кренцле, Лыков — Павел Чернох, Любаша — Анита Рачвелишвили , Сабурова — Анна Томова-Синтова | Bel Air Classics |
Фильмография
Год | Организация | Дирижёр / Режиссёр | Солисты | Производитель | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1965 | Хор и оркестр Большого театра | Евгений Светланов / Владимир Гориккер | Марфа — Галина Олейниченко , Любаша — Лариса Авдеева , Грязной — Евгений Кибкало , Александр Ведерников , Евгений Райков | Рижская киностудия | Фильм-опера «Царская невеста» . |